Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальный капитал предприятия. Методы оценки интеллектуального капитала.






Интеллектуальная собственность создается сотрудниками организации на базе их знаний и опыта и пополняет нематериальные активы организации. Интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой организацией. При этом приобретается право на использование интеллектуальной собственности.

Три наиболее важные группы объектов интеллектуальной собственности:

(1) объекты промышленной собственности;

(2) объекты авторского права;

(3) " ноу-хау".

1. Под объектами промышленной собственности {ОПС) понимают права организации на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений и торговых марок.

Наименее защищенными являются объекты интеллектуальной собственности, подпадающие под термин " ноу-хау " (буквально " знаю как"). Основные виды ноу-хау представлены на рис. 6.2. Это практические знания по организации процессов, проведению инновационных мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию новых технологий и создание новых товаров и услуг, а также служебная и коммерческая информация различного вида.

Рис. 6.2. Основные виды ноу-хау

Как правило, информация по ноу-хау организации фиксируется в технической, коммерческой и руководящей (организационной) документации для внутреннего пользования организации. Эта информация является объектом промышленного шпионажа в условиях недобросовестной конкуренции. Как любой вид интеллектуальной собственности объекты ноу-хау являются интеллектуальными продуктами и имеют рыночную стоимость. Право пользования ноу-хау может продаваться вместе с оформлением лицензионного договора на производство патентованной продукции, о чем делаются указания в лицензии.

В современных условиях бурного развития инновационной экономики, непрерывного совершенства производства, постоянного обновления выпускаемых товаров и услуг ноу-хау приобретают особое значение, обеспечивая успех в конкурентной борьбе и расширение рыночных ниш в организации.

Значимость ОПС определяется существенными выгодами, которые получают организации, создающие или приобретающие в процессе инновационной деятельности объекты интеллектуальной собственности. Прежде всего, это преимущества в конкурентной борьбе:

(1) монопольное право на производство данного типа продукции, которое получает фирма, владелец патента (свидетельства) или лицензии;

(2) более успешное проникновение на новые рынки с новым товаром;

(3) больший спрос на товар с известной у потребителей торговой маркой;

(4) возможность продажи товара по более высокой цене при наличии существенной новизны или известности торговой марки;

(5) уменьшение расходов на рекламу.

Объекты промышленной собственности приносят их владельцам значительные финансовые выгоды за счет продажи прав на ОПС (продажа патентов и торговых марок) и заключения лицензионных договоров. Финансовые выгоды следуют также из возможностей снижения налогооблагаемой базы и экономии на НДС.

Будучи хорошо оцениваемыми и реализуемыми на рынке интеллектуальной собственности нематериальными активами, каждый новый ОПС становится дополнительным вкладом в уставный капитал организации. Этот фактор предопределяет необходимость строгого учета ОПС, которыми владеет организация, и умения оценить их стоимость.

Существующие и определенные законодательством Российской Федерации объекты промышленной собственности целесообразно учитывать, разделяя на две группы по их назначению (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Виды объектов промышленной собственности (ОПС)

Объекты промышленной собственности первой группы являются основой для производства товаров и услуг, определяя их новизну и содержание получаемой инновации. Вторая группа ОПС предназначена для обеспечения отличия товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Продажа товарной марки (франчайзинг) или заключение лицензионного договора на ее использование другими фирмами приносят непосредственный доход, как и продажа любого товара.

Однако основной объем продаж на рынке интеллектуальной собственности составляют продажи ОПС первой группы (ОПС-1). Для фирм, производящих промышленную продукцию, в этой группе имеют место три объекта: изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, но имеет новое применение. Патент на изобретение выдастся сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторство, а также исключительное право на его использование.

Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение составных частей. Отличительные признаки полезной модели - новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет, и продлевается по ходатайству патентообладателя на дополнительный срок до трех лет.

Промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца является его новизна, оригинальность и промышленная применимость. Патент на промышленный образец выдается сроком до 10 лет и может быть продлен еще на срок до пяти лет.

Селекционные достижения - сорта растений, породы животных, являющиеся особым объектом гражданско-правовой охраны, право, на которое подтверждается патентом. Патент выдастся на селекционное достижение, относящееся к ботаническим и зоологическим родам и видам. Срок действия патента составляет 30 лет с доты регистрации указанного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Основные формы использования охраняемых патентным правом объектов - передача прав по лицензионному договору и внесение объекта в качестве вклада в уставный капитал организации. Лицензионный договор существенно отличается от договора купли-продажи и найма, поскольку патентовладелец передает по лицензионному договору не само изобретение, а лишь исключительное право на его использование; патентовладелец может передать право на использование изобретения широкому кругу третьих лиц и сам использовать изобретение. Стоимость охраняемых патентов объектов складывается из затрат на их приобретение, юридических, консультационных и других затрат.

Вторая группа ОПС (ОПС-2) обеспечивает отличия товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги юридических или физических лиц.

Термин " товарный знак" сегодня закреплен в Законе № 3520-1-ФЗ " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Согласно Закону товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Таким образом, товарный знак - это юридическое понятие, которое предполагает наличие у его обладателя зарегистрированных прав на использование этого знака.

Правовая охрана товарного знака и знака обслуживания осуществляется на основе свидетельства Патентного ведомства, удостоверяющего приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Свидетельство выдастся на срок 10 лет и может продлеваться каждый раз на этот же срок.

Наряду с упомянутыми выше терминами все чаще встречается понятие " торговая марка", которое появилось в России относительно давно - в 1936 г. В то время он понимался как знак предприятия, т.е. был синонимом торгового (товарного) знака, или знака обслуживания.

Сегодня торговая марка - понятие более широкое, включающее комбинацию названия, символа и других отличающих товар от конкурентов характеристик и также являющееся нематериальным активом организации.

Наименование места происхождения товара - название страны, населенного пункта или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными или людскими факторами либо обоими свойствами одновременно. Правовая охрана наименования места происхождения товара осуществляется на основе свидетельства Патентного ведомства, выдаваемого на срок 10 лет и продлеваемого каждый раз на этот же срок.

2. Объектами авторского права являются научные произведения (статьи, монографии, учебники, учебные пособия и другие авторские публикации), литературные, музыкальные и художественные произведения (картины, скульптура, фотографии и т.п.), программы ЭВМ и базы данных, топологии интегральных схем и объекты защиты смежных прав (теле- и радиопостановки, исполнение художественных произведений и т.п.).

Регистрация объектов, регулируемых авторским правом, не нужна. Автор обязан выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект.

Программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств. К ней относятся также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и аудиовизуальные отображения.

База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных в целях нахождения и обработки этих данных.

Топология интегральных микросхем - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Правовой формой подачи объектов авторского права является авторский договор (на воспроизведение произведения, его переработку и исполнение).

Договоры о передаче имущественных прав на программу ЭВМ, базу данных, топологию интегральных микросхем могут быть зарегистрированы в Российском агентстве по правовой охране указанных объектов по соглашению сторон. Договор о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированные объекты подлежит обязательной регистрации в Агентстве.

Следует особо отмстить, что никакие другие объекты, например планы коммерческой, финансовой, предпринимательской и иной деятельности, объектами интеллектуальной собственности не признаются, даже если они выражены во вполне материальной форме. Попытки признать интеллектуальной собственностью идеи, замыслы и т.п. также неправомерны - они могут стать собственностью в юридическом смысле только тогда, когда будут выражены в форме произведения, доступного для третьих лиц, например в форме литературного, художественного либо иного произведения, публичного доклада, заявки на изобретение и т.п.

Деловая репутация (гудвилл) - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации. Иными словами, деловая репутация - это то, что приносит доход организации и имеет экономическую ценность.

В настоящее время методика оценки деловой репутации в бухгалтерском учете не разработана. Однако при совершении сделки купли-продажи фирмы как единого имущественного комплекса, при ее слиянии или поглощении другой фирмой приобретаемая деловая репутация становится объектом бухгалтерского учета и находит свое отражение в бухгалтерском балансе.

Необходимо отметить, что объектом нематериальных активов является только положительная репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, выплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.

Деловую репутацию можно создать и внутри компании. Созданная внутри организации деловая репутация не может быть признана активом в связи с невозможностью ее соотнесения как ресурса, контролируемого предприятием. Также в состав нематериального актива не включаются интеллектуальные и деловые качества сотрудников организации, их квалификация и способность к труду.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.