Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОФ. ЗАБОЛЕВАНИЯ,ОТРАВЛЕНИЯ.




Проф. заболевание – это патологическое состояние человека обусловленное работой и связанное с черезмерным напряжением организма или неблагоприятным воздействием вредным производственным фактором. (все подлежат расследованию). Отнесение заболевания к профессиональному, проводится в соответствии со списком профессиональных заболеваний, утвержденным МОЗ и Минтруда.

В течение трех суток после установления окончательного диагноза профзаболевания сообщение направляется предприятию, производственные факторы которого способствовали возникновению профзаболевания, санэпидстанции и лечебно-профилактическому учреждению (заведения), обслуживающему данное предприятие.

Собственник организовывает расследование причин в течение 10 рабочих дней с момента получения сообщения. Расследование профзаболевания проводится комиссией в составе представителей: 1)санэпидстанции (председатель комиссии), 2)лечебно-профилактического учреждения (заведения), 3)предприятия, профсоюзной организации, членом которой является больной, или уполномоченного трудового коллектива по вопросам охраны труда, если больной не является членом профсоюза. К расследованию в случае необходимости могут привлекаться представители других органов.

Собственник обязан содействовать работе комиссии (обеспечить помещением, транспортом, связью) и компенсировать все расходы, связанные с ее работой.

Комиссия по расследованию обязана:

—составить программу расследования причин профзаболевания;

—распределить функции между членами комиссии;

—рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к ее работе экспертов;

—провести расследование обстоятельств и причин профзаболевания;

—составить акт расследования по установленной форме по предупреждению развития профзаболеваний

Акт составляется комиссией по расследованию в 5 экземплярах в течение трех суток после окончания расследования и направляется собственником больному, лечебно-профилактическому учреждению, которое обслуживает данное предприятие, и профсоюзной организации. Один экземпляр акта направляется санэпидстанции для анализа и контроля за осуществлением мероприятий. Первый экземпляр акта расследования хранится на предприятии в течение 45 лет. Собственник обязан в пятидневный срок после окончания расследования причин профзаболевания рассмотреть его материалы и издать приказ о мероприятиях по предупреждению профзаболеваний. Регистрация и учет случаев профзаболеваний ведется в спе­циальном журнале по установленной форме.

Цели и задачи профилактики несчастных случаев профессиональных заболеваний и отравлений на производстве.

Основной целью и задачей является предотвратить несчастные случаи, проф. заболевания, отравления, травмы на производстве. Обеспечить такие условия труда, которые бы способствовали поддержанию и улучшению работоспособности человека. Она зависит от многих факторов: от уровня его развития, его настроения, эмоционального состояния, воли, трудовых установок, мотивации, от организации и условий труда.



Для обеспечения безопасности является предотвращение возможного физического контакта опасного или вредного производственного фактора с работником. Нужно следовать техническому прогрессу, например:

§ дистанционное управление;

§ автоматизация; роботизация;

§ рациональная организация труда;

§ средвства коллективной и индивидуальной защиты.

Для создания комфортных и безопасных условий труда необходимо комплексное изучение системы человек — машина — производственная среда, которые находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность и здоровье человека.

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве.

На человека в процессе труда действуют множество факторов:

- вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, - условия, в которой она осуществляется (вредные вещества, излучения, климатические условия, освещенность и т.д.) - психофизиологические возможности человека (прежде всего антропометрические характеристики человека, скорость реакций на различные раздражители, особенности восприятия человеком цвета и т.д.).

Совместимость человека с машиной определяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью.



Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы.

Сенсомоторная совместимость предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.

Энергетическая (биомеханическая) совместимость предполагает учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Психофизиологическая совместимость должна учитывать реакцию человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Основные причины возникновения несчастных случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Показатели для оценки.

Принято подразделять причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на следующие основные 4 группы: Организационные причины:

1. отсутствие или некачественное проведение обучения по вопросам охраны труда;

2. отсутствие контроля; нарушение требований инструкций, правил, норм, стандартов;

3. невыполнение мероприятий по охране труда;

4. нарушения технологических регламентов, правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента;

5. нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования;

6. недостаточный технический надзор за опасными работами;

7. использование оборудования, механизмов и инструмента не по назначению.

 

Технические причины:

1. неисправность производственного оборудования, механизмов, инструмента;

2. несовершенство технологических процессов;

3. конструктивные недостатки оборудования, несовершенство или отсутствие защитных заграждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировки.

Санитарно-гигиенические причины:

1. повышеное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ;

2. недостаточное или нерациональное освещение;

3. повышенные уровни шума, вибрации;

4. неудовлетворительные микроклиматические условия;

5. наличие разнообразных излучений выше допустимых значений;

6. нарушение правил личной гигиены.

Психофизиологические причины:

1. ошибочные действия вследствие усталости работника из-за избыточной тяжести и напряженности работы;

2. монотонность труда: болезненное состояние работника;

3. неосторожность;

4. несоответствие психофизиологических или антропометрических данных работника используемой технике или выполняемой работе.

Для анализа производственного травматизма применяют такие основные методы:

1. Статистический метод:

основывается на изучении травматизма по документам: отчетам, актам, журналам регистрации. Это позволяет группировать случаи травматизма по определенным признакам: по профессиям потерпевших, по рабочим местам, цехам, стажу, возрасту, причинам травматизма, оборудованию, повлекшем за собой травму.

Для оценки уровня травматизма вычисляют коэффициенты его частоты и тяжести:

1000* A.Д

Кч. = N Кт. = А

Кч — коэффициент частоты травматизма; А — количество случаев травматизма на предприятии за отчетный период; N — среднесписочная численность работающих на предприятии за тот же отчетный период; Кт — коэффициент тяжести травматизма; Д — количество дней нетрудоспособности у потерпевших (в рабочих днях).

 

2. Монографический метод

заключается в детальном обследовании всего комплекса условий труда, технологического процесса, оборудования рабочего места, приемов труда, санитарно-гигиенических условий, средств коллективной и индивидуальной защиты. Исследованию подлежат: цех, участок, технологический процесс, основное и вспомогательное оборудование, трудовые приемы, средства индивидуальной защиты, условия производственной среды, метеорологические условия в помещении, освещенность, загазованность, запыленность, шум, вибрация, излучения, причины несчастных случаев,.. которые произошли ранее на данном рабочем месте.

3. Топографический метод

основывается на том, что на плане цеха (предприятия) отмечают места, где произошли несчастные случаи. Это позволяет наглядно выделить места с повышенной опасностью, которые требуют тщательного обследования и профилактических мероприятий. Повторение несчастных случаев в определенных местах свидетельствует о неудовлетворительном состоянии охраны труда на данных объектах. На эти места обращают особое внимание, изучают причины травматизма. Путем дополнительного обследования упомянутых мест выявляют причины, которые вызвали несчастные случаи, формируют текущие и перспективные мероприятия по предотвращению несчастных случаев для каждого отдельного объекта.

4. Экономический метод состоит в изучении и анализе потерь, причиненных производственным травматизмом.

5. Метод анкетирования.

Разрабатываются анкеты для рабочих. На основании анкетных данных (ответов на вопросы) разрабатывают профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев.

6. Метод экспертных оценок

базируется на экспертных оценках условий труда, на выявлении соответствия технологического оборудования, приспособлений, инструментов, технологических процессов требованиям стандартов и эргономическим требованиям, относящихся к машинам, механизмам, оборудованию, инструментам, пультам управления. Под действием вредных факторов на производстве у работающих могут возникать острые профессиональные или хронические отравления и заболевания.

На основании полученных показателей определяют динамику производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости за соответствующий период, которая позволяет оценить состояние охраны труда на предприятии, правильность избранных направлений по обеспечению здоровых и безопасных условии труда.

 

Основные технические и организационные средства и меры по борьбе с травматизмом и профзаболеваниями.

Основные мероприятия по предупреждению и устранению причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости подразделяются на технические и организационные.

К техническим мероприятиям относятся мероприятия по производственной санитарии и технике безопасности.

Мероприятия по производственной санитарии предусматривают организационные, гигиенические и санитарно-технические мероприятия и средства, предотвращающие воздействие на работающих вредных производственных факторов. Это создание

1. комфортного микроклимата путем устраивания соответствующих систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха;

2. теплоизоляция конструкций здания и технологического оборудования;

3. замена вредных веществ и материалов на безвредные;

4. герметизация вредных процессов;

5. снижение уровней шума и вибрации: устройство рационального освещения;

6. обеспечение необходимого режима труда и отдыха, санитарного и бытового обслуживания.

Мероприятия по технике безопасности предусматривают систему организационных и технических мероприятии и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. К ним относятся:

1. разработка и внедрение безопасного оборудования;

2. механизация и автоматизация технологических процессов;

3. использование предохранительных приспособлений, автоматических блокирующих средств;

4. правильное и удобное расположение органов управления оборудованием

5. разработка и внедрение систем автоматического регулирования, контроля и управления технологическими процессами, принципиально новых безвредных и безопасных технологических процессов.

К организационным мероприятиям относятся:

1. правильная организация работы, обучения, контроля и надзора за охраной труда;

2. соблюдение трудового законодательства, межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда;

3. внедрение безопасных методов и научной организации труда;

4. проведение агитации и пропаганды охраны труда;

5. организация планово-предупредительного ремонта оборудования, технических осмотров и испытаний транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением.

Использование на предприятиях знаков безопасности и сигнальных цветов, которые играют роль закодированного носителя соответствующей информации. Приняты следующие основные сигнальные цвета:

· красный — „опасность» (противопожарные средства неотложная остановка)

· желтый — „внимание» (опасные зоны оборудования, низко расположенные над проходами конструкции, выступы на полах)

· зеленый — „безопасность"(безопасности движения)

· синий — „информация".

· белым — границы проездов, проходов, места складирования.

Предельно допустимые уровни производственных факторов (ПДУ).

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 часов в неделю, в течении всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Предельно-допустимый уровень (ПДУ) — законодательно утверждённая верхняя граница величины некого воздействующего фактора (шум, радиоактивность, напряжённость электромагнитного поля, концентрация веществ и т. д.), которая допускается при той или иной человеческой деятельности, как не приводящая к травмам или другим повреждениям организма.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Предельно допустимая доза (ПДД) — доза излучения, которая при систематическом воздействии в течение неограниченно продолжительного времени не вызывает у работающих каких-либо патологических изменений или заболеваний.

Основными неблагоприятными производственными факторами на предприятиях являются: повышенный уровень шума; повышенное нервно-эмоциональное напряжение; вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны, превышающие предельно допустимые концентрации на рабочих местах.

 

ЗАКОН УКРАИНЫ Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности.

Закон был принят 23 сентября 1999г. Президент Украины Л. КУЧМА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задание страхования от несчастного случая: проведение профилактических мероприятий, (устранение вредных и опасных произ. факторов); восстановление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от Н.С. или проф. заболеваний; возмещение вреда, связанного с утратой застрахованными лицами заработной платы

Статья 2. Сфера действия Закона: распространяется на лиц, которые работают на условиях трудового договора на предприятиях

Статья 5. Основные принципы страхования от несчастного случая: 1) своевременное и полное возмещение вреда страховщиком; 2)предоставление государственных гарантий; 3)обязательность уплаты страхователем страховых взносов; 4)

Статья 8. Лица, подлежащие обязательному страхованию от несчастного случая: 1) которые работают на условиях трудового договора; 2) ученики и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, привлеченные к любым работам на время, перед или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки), выполнения работ на предприятиях; 3) лица, которые содержатся в исправительных, врачебно-трудовых, воспитательно-трудовых заведениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве в этих учреждениях или на других предприятиях по специальным договорам.

Статья 9. Страхование зародыша и новорожденного: Причинение вреда зародышу в результате травмирования на производстве или профессионального заболевания женщины во время ее беременности, в связи с чем ребенок родился инвалидом, приравнивается к несчастному случаю, который случился с застрахованным. Такой ребенок в соответствии с медицинским освидетельствованием считается застрахованным и до 18 лет или до окончания учебы, но не более чем до достижения им 23 лет оказывается помощь Фонда социального страхования от несчастных случаев.

Статья 10. Процедура страхования работников: Для страхования от несчастного случая на производстве не нужно согласия или заявления работника. Страхование осуществляется в безличной форме. Все лица, перечисленные в статье 8 данного Закона, считаются застрахованными с момента вступления в силу данного Закона

Статья 13. Страховой риск и страховой случай: нарушение правил охраны труда застрахованным, которое повлекло несчастный случай или проф. заболевание, не освобождает страховщика от выполнения обязательств перед пострадавшим.

Физиология и гигиена труда медицинских работников.

Профессиографическая оценка основных медицинских специальностей.

Профессиография – технология изучения требований, предъявляемая профессией к качествам личности работника, психическим способностям и физическим возможностям.

Каждый медицинский сотрудник должен знать и соблюдать определенные аспекты работы:

1. Асептика, антисептика;

2. Заполнение документации;

3. Оказание своевременной помощи;

4. Оказание неотложной помощи;

Каждый медецинский сотрудник должен обладать такими качествами:

1. Эмоциональная волевая устойчивость (терпиливость, выдержка);

2. Физическая и психическая выносливость;

3. Высокая ответственность;

4. Острая наблюдательность, внимание, реакция, аккуратность;

5. Большой объём долговременной памяти;

6. Аналитический ум;

7. Тактичность, умение устанавливать контакт;

8. Самостоятельность, умение хранить тайну.

Помимо этих аспектов, каждая медецинская специальность имеет свои особенности – положительные и отрицатеные качества.

Медицинская сестра:

+ Самоконтроль ─Рассеяность

+ Ловкость рук ─Эгоистичность

+ Хорошая реакция

Акушер - гинеколог:

+ Работа с детьми; ─Грубость

+ Наблюдательность ─Принебрежение антисептикой

+ Деонталогия

Хирург:

+ Логически мыслить ─Брезгливость

+ Коммуникативность ─Эмоциональная несдержанность

+ Терпиливость

+ Умение хранить тайну

Фтизиатр. Инфекционист:

+ Знание об инфекции, туберкузезе и др. заболеваний ─Халатность

+ Использование индивидуальных средств защиты ─Принебрежение

Рентгенолог:

+ Обязательно использовать защитные средства ─Халатность

+ Внимательность

+ Знания о техники безопасности в рентген кабинете

Стоматолог:

+ Ловкость рук ─Резкость движений

+ Хорошее зрение

+ Длительное время заниматься одной работой

Научная организация труда медицинских работников.

Научная организация труда - организация труда, основанная на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, которая позволяет наиболее эффективно соединить технику и людей в едином производственном процессе и обеспечить повышение производительности труда, сохранение здоровья человека и постепенное превращение труда в первую жизненную потребность.

Общие принципы НОТ: — внедрение единых медицинских критериев и стандартов на основе достижений медицинской науки в практику диагностики, лечения и профилактики; — разделение, кооперация труда и специализация медицинских учреждений; — нормирование и стимулирование труда; — правильный подбор и расстановка кадров по требуемой квалификации и обязанностям; — организация и обслуживание рабочего места медицинского персонала.

С учетом этих принципов и 4 основных факторов (медицинский работник; технический; организационный; фактор времени) можно выделить следующие направления внедрения НОТ в практику: — повышение дисциплины труда; —внедрение должностных инструкций, методов, приемов и режимов труда; — разделение и кооперация труда, централизация труда и управления; — соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований; — внедрение единой мед. доктрины (для с/х жителей или отдельных групп больных); —разработка эффективных систем повышения квалификации медицинского персонала; — разработка типовых рабочих мест и их оснащение; — развитие производственной эстетики; — обеспечение современной медицинской техникой; — соблюдение правил техники безопасности; — компьютеризация в ведении документации и оснащение оргтехникой; — использование современных систем связи; — совершенствование нормирования труда медицинских работников.

Рациональная организация рабочего места.

Организация рабочего места, конструкция органов контроля и управления должны учитывать антропометрические, сенсомоторные, биомеханические и психофизиологические характеристики человека.

Рабочая поза человека «стоя» требует больших энергетических затрат и приводит к быстрому утомлению. Рабочая поза «сидя» менее утомительна, и она более предпочтительна. Проекция центра тяжести тела человека в рабочей позе должна быть расположена в пределах площади его опоры.

Пространство рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, должно быть разделено на рабочие зоны. Зонирование рабочего места в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Рабочую зону, удобную для действия обеих рук, нужно обязательно совмещать с зоной визуального обзора. Минимальное пространство рабочего места, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела.

В противном случае положение тела человека будет неустойчивым и потребует значительных мышечных усилий. Это может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (например, искривление позвоночника), быстрому утомлению, травме. Составной частью рабочего места в положении «сидя» является рабочее кресло оператора. Кресло должно соответствовать антропометрическим данным человека и, при необходимости, учитывать поправки на спецодежду и снаряжение. Основные геометрические параметры рабочих кресел стандартизованы. Целесообразно применять кресла с регулируемыми параметрами (высотой, углом наклона спинки), чтобы приспособить их под антропометрические характеристики конкретного человека.

Ножные и ручные органы управления должны соответствовать по прилагаемым усилиям биохимическим характеристикам человека и в зависимости от частоты их использования располагаться в соответствующих зонах досягаемости. Усилия на органы управления не должны быть слишком маленькими, чтобы человек мог контролировать выполняемое им движение. В то же время слишком большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц.

Устройства визуальной информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны располагаться в соответствующих зонах визуального поля человека. При частом использовании, приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком — в пределах максимальных углов обзора.

Цветовая раскраска, размеры органов управления должны соответствовать психофизиологическим и антропометрическим характеристикам человека, освещенности на рабочем месте и другим характеристикам световой среды.

Основные пути предотвращения возникновения усталости: тренировки, внедрение рационального режима труда и отдыха.

Утомление - совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека и животного, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению ее эффективности. Субъективное ощущение утомления называется усталостью.

Виды утомления: в зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомление, при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температуры тела, биоэлектрических потенциалов.

Различают: 1.Сенсорное утомление и его разновидности (перцептивное и информационное). Наступает в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет) 2. Эффекторное утомление. Процессы преобразования информации и формирования суждения, понятия, умозаключения, творческая нагрузка вызывают умственное утомление.

Начальные фазы утомленияоказывают благоприятное влияние на устойчивость организма, способствуют ускорению овладением навыком и его упрочение. Выраженное утомление отрицательно влияет на организм, уменьшая производительность труда, и может привести сразу к фазе срыва, а при нерациональном отдыхе и к развитию патологического состояния переутомления. Чрезмерное утомление может сопровождаться неврозами и сосудистыми заболеваниями.

Методы борьбы с утомлением.Внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха. Следует, учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма. (Восстанавливать основные физиологические функции, способствующие повышению производительности труда.)

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих. Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка- приемы психической саморегуляции и словесное самовнушение. Главное внимание уделяется приобретению и закреплению навыков мышечного расслабления.

Большую роль играет ритм работы (снижают его производительность, способствуют быстрому утомлению). Но ритмичность и относительная несложность работы доводят рабочие движения до автоматизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности. Однако излишний автоматизм рабочих движений, переходящий в монотонность, может привести к преждевременной усталости и сонливости.

Мероприятия по профилактике утомления:

· физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе;

· равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;

· соответствие производственных движений привычным движениям человека;

· рационализация рабочей позы;

· освобождение от излишних подсобных операций и т. п.

· механизация и автоматизация производства

· санитарное благоустройство производственных помещений(объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

Разработка и внедрение суточных режимов труда и отдыха.

При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. 1)Ежегодный отпуск - продолжительность его зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24 дней целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности - в два этапа. 2)Чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная. Режимы труда и отдыха подразделяются на внутрисменные, суточные, недельные и годовые. Внутрисменный режим труда и отдыха - протяжение смены, т.е. перерывы в работе и их продолжительность, характер отдыха.

3)Перерыв на обед связан с естественной необходимостью организма в отдыхе после нескольких часов работы и потребностью в приеме пищи (в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа); продолжительность обеденного перерыва устанавливать 40-60мин., с тем, что бы работник использовал не более 20 мин. для приема пищи, а остальное время - на отдых. 4)Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения утомления. (являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка). длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный). Оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут.

-на работах большого напряжения и внимания - частые, но короткие перерывы (5-10 мин.);

-на тяжелых работах - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 мин.), -на особо тяжелых работах работа 15 -20 минут с отдыхом той же продолжительности.

Но перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

5)Отдых бывает активный и пассивный. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда.

6)Недельный (месячный) режим труда и отдыха включает график выходов на работу (график сменности). Он определяется количеством рабочих и нерабочих дней и часов за неделю (месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, чередованием работы в различные смены.

При построении графиков сменности учитываются следующие требования:

- продолжительность ежедневного отдыха между окончанием работы и ее началом в следующий день (смену) не должна быть меньше 12 часов;

- длительный отдых целесообразно предоставлять перед ночнойсменой или после нее;

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях, стройках, в учреждениях, организациях не может превышать 41 часа в неделю.

7) Гибкое рабочее время (ГРВ)

Гибкий - в начале и конце рабочего дня, когда работник может самостоятельно изменять время начала и окончания работы, обеспечивая, наработку общего баланса отработанного времени за учетный период. Фиксированный период рабочего времени - часть рабочего дня (смены), когда все работники обязаны трудиться на своих рабочих местах. Это позволяет обеспечить нормальную деятельность подразделений, поддерживать необходимые контакты между работниками.

Использование психогигиенических мероприятий.

ПСИХОГИГИЕНА — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, главная цель которой — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики — ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.).

Основные задачи : 1) изучение влияния различных условий среды — производственных, бытовых, социальных — на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта: внедрение в практику мероприятий по укреплению н. с., повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний. Выделяют возрастную, труда,быта,семьии половой жизни,военную, включающую мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и повышение ее боеспособности, спортивную,космическую, изучающую условия труда космонавтов и их состояние в космическом пространстве.

Гигиена и охрана труда медицинского персонала во время работы с источниками ионизирующего излучения и приборами для лучевой диагностики.

Радиоактивность – представляет собой непрерывное самопроизвольное превращение атомных ядер и химических элементов, сопровождающих испускание радиоактивных излучений. Ионизирующее излучение — это любое излучение, взаимодействие которого со средой приводит к образованию электрических зарядов разных знаков. Различают корпускулярное и электромагнитное ионизирующее излучение.

Радиационный фон излучения:

1. Естественный фон

· космическое излучение от солнца;

· радиоактивность природного радионуклеода в природных слоях земли

· продукты питания

· вода

· организм человека

2. Радиационный фон

· спецальные радиационные технологии (АЭС, ядерное оружие, рентген, добыча урана, переработка)

Источники ионизирующих излучений:

1) Закрытый (рентген - труба, гамма излучения)

2) Открытый (радиоизотопы в лаборатории)

Источниками ионизирующих излучений в промышленности являются установки рентгеноструктурного анализа, высоковольтные електровакуумные системы, радиационные дефектоскопы, толщиномеры, плотномеры и др.

Альфа-частица — это поток ядер гелия. (В живую ткань на 1 мм). Защита: одежда.

Бета- частица — это поток электронов и протонов. (В живую ткань на 2,5 см). Защита: алюминевая фольга 0.5 мм, стекло.

Нейтроные частицы — нет заряда. (В живую ткань до 10 м) Защита: строительный материал - бетон, полимер и т.д.

Гамма-излучение — это электромагнитное (фотонное) излучение. (В живую ткань на несколько десятков метров). Защита: строительный материал содержащий свинец.

В соответствии с Постановлением по Радиационной безопасности Украины установленны годовые радиационные нагрузки:

1. Врачи рентгенологи, радиологи 2 БЭР в 1 год (1 БЭР = 0,9 рентген);

2. Лица, работающие или находящиеся в помещении по соседству 0,2 БЭР в 1 год;

3. Все население 0,1 БЭР в 1 год.

Одноразовое облучение дозой 25—50 бер предопределяет необратимые изменения крови. При 80—120 бер появляются начальные признаки лучевой болезни. Острая лучевая болезнь возникает при дозе облучения 270—300 бер.

Требование к персоналу: специальные курсы, беременные, лица с нарушением кровеносной системы, нервной, обменом веществ и лица, моложе 18 лет не допускаются к работе.

Защита:

1. Все должны работать в фартуках и перчатках;

2. Спец. одежда просвинцованна;

3. После окончания работы принять душ;

4. Мебель простая, железная, покрыта маслянной краской;

5. Отходы должны быть разбавленны или отстаиваться.

Гигиена и охрана труда во время работы с оборудованием для ультразвуковой диагностики.

Ультразвук широко используется во многих отраслях промышленности. Источниками ультразвука являются генераторы, которые работают в диапазоне частот от 12 до 22 кГц для очистки отливок, в аппаратах для очистки газов.

Ультразвук вызывает функциональные нарушения нервной системы, головную боль, изменения кровяного давления, состава и свойств крови, предопределяет потерю слуховой чувствительности, повышает утомляемость. Ультразвук влияет на человека через воздух, а также через жидкую и твердую среды. Допустимые уровни ультразвука в местах контакта частей тела оператора с рабочими органами машин не должны превышать 110 дБ. При измерении ультразвука измерительную точку берут на уровне головы человека на расстоянии 5 см от уха. Микрофон должен быть направлен в сторону источника ультразвука и отдален не меньше, чем на 0,5 м от человека, который осуществляет измерение. В состав измерительной аппаратуры входит микрофон, 1 /3-октавные фильтры и измерительный прибор со стандартными частотными характеристиками. При измерении уровня ультразвука в месте контакта с твердой средой вместо микрофона используется датчик ультразвуковых колебаний.

При определении ультразвукаизмеряютв контрольных точках:

на высоте 1,5 м от пола, на расстоянии 0,5 м от оборудования не меньше 2 м от окружающих поверхностей.

Число контрольных точек должно быть не меньше четырех, а расстояние между ними не должно превышать 1 м.

Для защиты от ультразвука, который передается через воздух, применяется метод звукоизоляции. Звукоизоляция эффективна в области высоких частот. Между оборудованием и работниками можно устанавливать экраны. Ультразвуковые установки можно располагать в специальных помещениях. Эффективным средством защиты является использование кабин с дистанционным управлением, расположение оборудования в звукоизолированных укрытиях. Для укрытий используют сталь, дюралюминий, оргстекло, текстолит, другие звукопоглощающие материалы. Так же перчатки (хлопчатобумажные, резиновые), растояние не менее 1 метра, перерывы в работе.

Гигиена и охрана труда в ходе работы с медицинским оборудованием, которое генерирует лазерное излучение.

Лазерное излучение распространяется с большой скоростью и приводит к поражению внутренних тканей при отсутствии внешних повреждений.

Важнейшим фактором действия мощного лазерного излучения на биологическую среду является тепловой эффект, который проявляется в виде ожога, иногда с глубинным разрушением — деформацией. Так же нарушение пигментации, покраснение кожи, отеки, кровоизлияния, омертвление, свертывание крови. Лазерное излучение вызывает нарушение в различных системах организма, особенно нервной и сердечно-сосудистой.

Очень сильно лазерное излучение влияет на глаза - коагуляции белка, роговицы и ожогу слизистой оболочки, вызывая полную слепоту. Таким образом, лазерное излучение повреждает (иногда неизлечимо) все структуры глаза.

Оптические квантовые генераторы лазеры

1. Кабинет площадью 20 – 25 м2;

2. Стены – матовый синезеленый цвет (для поглащения лазера);

3. Нельзя иметь в помещении отражающие поверхности (зеркала, экраны);

4. Запрещены часы, серьги, украшения;

5. Очки – сине-зелёные.

Гигиена и охрана труда пользователя ЭВМ.

Общие требования безопасности:

К работе на персональный компьютер (ПК) допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, проверку теоретических знаний. Профессиональные пользователи ПК проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (1 раз в 2 года) медицинские осмотры.
1. Женщины беременные и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ не допускаются.
2. Расположение рабочих мест с ПК в подвальных помещениях не допускается.
3. Площадь на одно рабочее место с ПЭВМ должно составлять не менее 6 кв.м., а объем не менее 20 куб.м.
4. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение
5. Поверхность пола в помещениях для работы с ПК должна быть ровной, без выбоин, не скользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
6. Рабочие места с видеомонитором должны располагаться (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого монитора) на расстоянии не менее 2,0 м., а между боковыми поверхностями - не менее 1,2 м.
7. Розетки и вилки для подключения устройств должны быть трехклеммными.
8. Рабочий стул (кресло) должен обеспечивать удобство при проведении работы.
9. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 10-30 см. от края,
10. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60-70см. 11. Перерывы: для работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
12. Естественный свет падал сбоку преимущественно слево.
Требования безопасности перед началом работы

1. Привести в порядок одежду.
2. Подготовить рабочее место, рабочую поверхность клавиатуры, очистить экран.
3. Визуально проверить правильность подключения ПК к электросети.
4. Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов.

Требования безопасности во время работы:

1. Убедиться в работоспособности ПК после включения питающего напряжения
электросети.
2. Запрещается трогать кабели и провода, соединяющие блоки ПК, перемещать
устройства, находящиеся под напряжением.
3. Не оставлять без присмотра включенные ПК и отдельные устройства.
4. Запрещается производить самостоятельно любые виды ремонта и устранение
неисправностей.
Требования безопасности по окончании работы

1. Отключить ПК от сети.
2. Привести в порядок рабочее место.
3.Выполнять упражнения глаз и пальцев рук на расслабление.

Работник обязан:
1.Выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией.
2.Соблюдать в чистоте рабочее место.
3.Соблюдать режим труда и отдыха.
4.Соблюдать меры пожарной безопасности.

Работнику запрещается:
1. допускать попадания влаги на поверхность системного блока и других устройств.
2. отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур.
3. Продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов с перерывом 15 минут.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.Тушение загорания оборудования, находящегося под напряжением, производить только углекислотными или порошковыми огнетушителями. При работе с углекислотными огнетушителями не следует браться руками
за раструб (температура до -80 град.С).

Основы техники безопасности. Электробезопасность.

Понятие и задачи техники безопасности.

Техника безопасности — система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие опасных производственных факторов на работников.

Электробезопасность — система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Безопасность производственного оборудования обеспечивается:

—выбором безопасных принципов действия, конструктивных схем, элементов конструкции;

—использованием средств механизации, автоматизации и дистанционного управления;

—применением в конструкции средств защиты;

—соблюдением эргономических требований;

—включением требований безопасности в техническую документацию: по монтажу, эксплуатации, ремонту, транспортировке и хранению оборудования;

— применением в конструкции соответствующих материалов

При выборе принципа действия машины необходимо учитывать все потенциально возможные опасные и вредные производственные факторы. Например, при высоких уровнях шума редукторов следует использовать специальные зубчатые передачи со сниженным шумообразованием, при высоких уровнях вибрации — с элементами, которые вращаются равномерно (вместо кривошипно-шатунных и кулачковых). Выбирая конструктивную схему оборудования, необходимо все подвижные части оборудования располагать в корпусах, станинах, которые должны быть компактными, иметь как можно меньше острых углов, граней, выступающих частей.

Технический прогресс и безопасность труда.

Необходимо стремиться к тому, чтобы защитные устройства конструктивно совмещались с машиной и были ее составной частью. Например, ограждение абразивного круга должно конструктивно совмещаться с системой местной вытяжной вентиляции. При выборе элементов, которые работают под нагрузкой, важно учитывать их надежность и жесткость. На этапе проектирования все такие устройства и узлы рассчитывают на прочность с учетом их жесткости и вида нагрузок (статические, динамические).

· Применение в конструкциях машин средств механизации и автоматизации позволяет существенно снизить травматизм.

· Применение в конструкциях машин средств защиты — одно из основных направлений обеспечения безопасности оборудования (ограждения, предохранительные и тормозные средства защиты, средства автоматического контроля и сигнализации, знаки безопасности и дистанционное управление.)

· Дистанционное управление позволяет осуществлять контроль и регулирование работы оборудования с участков, достаточно отдаленных от опасной зоны.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система стандартов безопасности труда — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Основными задачами стандартизации являются: определение единой системы показателей необходимого уровня надежности в зависимости от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в области безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда.

Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области. Стандартизация вводится при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. ССБТ является составной частью государственной системы стандартов.

Установлены следующие категории стандартов:

ГОСТ — государственный стандарт;( обязательны к применению всеми предприятиями и организациями государства.)

РСТ— республиканский стандарт;

СТП — стандарт предприятия (обязательны только для предприятия, утвердившего их)

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строителей).

Стандарты, входящие в ССБТ, подразделяются на подсистемы, обозначаемые цифрами от 0 до 9.

Государственные стандарты ССБТ разрабатывают по планам, утвержденным Государственным комитетом по стандартам, и согласовывают с Государственной инспекцией труда, Минздравом и в необходимых случаях — с органами государственного надзора.

Отраслевые и республиканские стандарты разрабатывают на основе государственных с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике. Их проекты согласовывают с отраслевыми комитетами профсоюзов, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при необходимости — и с другими органами надзора.

Стандарты предприятий ССБТ разрабатывают на предприятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согласовывают с профсоюзным комитетом предприятия.

Общие условия безопасности зданий, сооружений, производственных процессов и оборудования.

Создание здоровых и безопасных условий труда начинается с правильного выбора площадки для размещения предприятия и рационального расположения на ней производственных, вспомогательных и других зданий и сооружений

Выбирая площадку для строительства предприятия, нужно учитывать аэроклиматическую характеристику и рельеф местности, условия туманообразования и рассеивание в атмосфере промышленных выбросов. Нельзя размещать предприятия вблизи источников водоснабжения; на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами; в местах возможного подтопления и т. д. Следует отметить, что при выборе места размещения предприятия необходимо учитывать влияние уже существующих источников выбросов и создаваемого ими загрязненного фона. Большое значение следует приделять преобладающему направлению ветров и рельефу местности.

Отдельные здания и сооружения располагают на площадке таким образом, чтобы в местах организованного воздухозабора системами вентиляции (кондиционирования воздуха) вредные вещества в воздухе не превышали 30% ПДК для воздуха рабочей зоны производств. При расположении зданий относительно сторон света необходимо стремиться к созданию благоприятных условий для естественного освещения. Расстояние между зданиями должно быть не меньше наибольшей высоты одного из противостоящих зданий (чтобы они не затеняли друг друга). Здания должны отделяться от жилищной застройки.

Для предприятий, являющихся источниками загрязнения атмосферы, промышленными выбросами, установлены специальные классы (зоны) вредности: I класс — 1000 м, II класс — 500 м, III класс — 300 м, IV класс — 100 м, V класс — 50 м.

Санитарно-защитные зоны должны быть озеленены, тогда они в полной мере могут выполнять роль защитных барьеров от производственной пыли, газов, шума, излучений. Озелененные участки должны составлять не меньше 10... 15% общей площади предприятия

При планировке производственных помещений необходимо учитывать санитарную характеристику производственных процессов, следовать нормам полезной площади для работающих, а также нормативам площадей для расположения оборудования и необходимой ширины проходов, обеспечивающих безопасную работу и удобное обслуживание оборудования.

Объем производственных помещений на одного работающего согласно санитарным нормам должен составлять не меньше 15 м2, а площадь помещений — не меньше 4,5 м2.

Если в одном строении необходимо разместить производственные помещения, к которым с точки зрения промышленной санитарии и пожарной профилактики предъявляются различные требования, то необходимо их группировать таким образом, чтобы они были изолированными друг от друга. Цеха, отделения и участки со значительными вредными выделениями, избытками тепла и пожароопасные необходимо размещать у наружных стен здания и, если допустимо по условиям технологического процесса и поточности производства — в верхних этажах многоэтажного здания. Нельзя располагать безвредныецеха и участки (например, механосборочные, инструментальные, ЭВМ и др.), а также конторские помещения над вредными, поскольку при открывании окон газы и пары могут проникать в эти помещения.

С целью предотвращения травматизма в производственных помещениях необходимо применять предупредительную окраску строительных конструкций и знаки безопасности (ГОСТ 12.4.026-76 „Цвета сигнальные и знаки безопасности"). Например, желтым цветом (или с черными полосами) красят низко расположенные над проходами конструкции, сужения проездов, малозаметные ступеньки, выступы и перепады в плоскости пола.

Ширина основных проходов внутри цехов и участков должна быть не меньше 1,5 м, а ширина проездов — 2,5 м. Двери и ворота, ведущие непосредственно наружу, необходимо оборудовать тамбурами или воздушными (тепловыми) завесами. Производственная мебель (шкафы, стеллажи, столы и др.) можно ставить вплотную к конструктивным элементам здания — стенам, колоннам.

Для защиты внутренних поверхностей конструкций помещений от воздействия вредных и агрессивных веществ (например, кислот, щелочей) и влаги используют керамическую плитку, кислотостойкую штукатурку, масляную краску, препятствующие сорбции этих веществ и допускающие мытье поверхностей.

Высота производственных помещений должна быть не меньше 3,2 м. Галереи, мостики, лестницы и площадки должны быть шириной не меньше 1м и ограждаться поручнями высотой 1 м с бортиками высотой 0,2 м по низу. Поручни красят в желтый (красный) цвет, а стойки — в белый. Ступени изготавливают ребристыми или из рифленной стали.

Ширина выходов из помещений должна быть не меньшей 1 м, высота — 2,2 м. При движении транспорта через двери их ширина должна быть на 0,8 м больше габарита транспорта с обеих сторон.

Полы производственных помещений должны быть износостойкими, теплыми, нескользкими, плотными, легко мыться, а в некоторых цехах и участках влаго-, кислото- и огнестойкими. Через полы в другие помещения не должны проникать вода, масло, вредные вещества, газы.

Вспомогательные помещения:

В состав любого предприятия (независимо от их масштаба) должны входить вспомогательные помещения, которые подразделяются на пять групп: —санитарно-бытовые (гардеробные, душевые, умивальные, комнаты личной гигиены женщин, отдыха, курения и др.); —медицинские (медпункты, поликлиники, профилактории); —общественного питания (столовая, буфеты, комнаты приема пищи); —культурного и физического обслуживания (библиотеки, залы заседаний, спортзалы); —административные (заводоуправление, цеховые конторы) и конструкторские бюро.

Вспомогательные помещения различного назначения, как правило, располагают в одном здании в местах с наименьшим влиянием шума, вибрации и других вредных факторов. Санитарно-бытовые помещения необходимо располагать с максимальным приближением к рабочим местам, чтобы не было встречных потоков людей, а также переходов через производственные помещения с вредными выделениями, неотапливаемые части здания и открытые пространства.

Размещение, размеры, отделка вспомогательных помещений оговариваются целым рядом санитарных требований. Например, туалеты располагаются, как правило, на каждом этаже на расстоянии не более 75 м от наиболее отдаленного рабочего места, а душевые следует устраивать в комнатах, смежных с гардеробными у внутренних стен.

Система защиты работников на производстве.

Электрозащитные средства — это переносные средства, предназначенные для защиты людей, которые работают в электроустановках, от поражения электрическим током, от действия электрической дуги и электромагнитного поля. По назначению електрозащитные средства условно разделяют на изолирующие, ограждающие и вспомогательные.

Изолирующие электрозащитные средства предназначены для изоляции человека от частей электрооборудования, которые находятся под напряжением, а также от земли. К ним относятся: изолирующие и измерительные штанги, штанги для накладывания временных переносных заземлений; изолирующие и электроизмерительные клещи; указатели напряжения; изолированные ручки монтерского инструмента; диэлектрические рукавицы, боты и калоши; резиновые коврики, дорожки, подставки; изолирующие колпаки и накладки; изолирующие стремянки.

Изолирующие электрозащитные средства разделяются на основные и вспомогательные. Основными называют такие изолирующие электрозащитные средства, изоляция которых выдерживает рабочее напряжение электроустановки и с помощью которых разрешается дотрагиваться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Дополнительными называют такие изолирующие электрозащитные средства, которые сами не могут обеспечить безопасность персонала при данном напряжении электроустановки и являются дополнительным защитным средством к основным изолирующим электрозащитным средствам.

Ограждающие электрозащитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей оборудования. К ним относятся переносные ограждения (ширмы, барьеры, щиты, клетки), а также временные переносные заземления. Условно к ним относят и переносные предупредительные плакаты.

Вспомогательные защитные средства предназначены для защиты персонала:

· от падения с высоты (предохранительные пояса и страховочные канаты),

· для безопасного подъема на высоту (стремянки, когти),

· для защиты от светового, теплового, механического и химического воздействий (защитные очки, противогазы, рукавицы, спецодежда).

1)изоляцию токоведущих частей (нанесение на них диэлектрического материала — пластмасс, резины, лаков, красок, эмалей и т.п.); 2)двойную изоляцию — на случай повреждения рабочей; 3)воздушные линии, кабели в земле и т.п.; 4)ограждение электроустановок; 5)блокировочные устройства, автоматически отключающие напряжение электроустановок, при снятии с них защитных кожухов и ограждений; 6)малое напряжение (не более 42 В) для освещения в условиях повышенной опасности; 7)изоляцию рабочего места (пола, настила); 8)заземление или зануление корпусов электроустановок, которые могут оказаться под напряжением при повреждении изоляций; 9)выравнивание электрических потенциалов; 10)автоматическое отключение электроустановок; 11)предупреждающую сигнализацию (звуковую, световую) при появлении напряжения на корпусе установки, надписи, плакаты, знаки; 12)средства индивидуальной защиты и др.

Профессиональный отбор работников как составляющая комплекса профилактических мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Профилактика безопасности труда зависит не только от надежных средств защиты, но и, в значительной степени, от рационального подбора сотрудников, от уровня их подготовки.

Сотрудник должен:

1. Обладать достаточной обученностью по вопросам Охраны труда.

2. Оценивать опасности тока и "шагового напряжения", возникающего, когда ноги человека находятся на участках с различными электрическими потенциалами;

3. Оценивать необходимости выключения электроустановки (снятие напряжения) в нерабочие периоды;

4. Пройти квалифицированный инструктаж;

5. Выполнять периодические испытания, проверку знаний;

6. Уметь предоставлять первую доврачебную мед.помощь при поражении электрическим током;

7. Должен быть ответственным за свои действия и уметь вовремя среагировать в черезвычайной ситуации.

Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность как составляющая охраны труда в медицинской отрасли.

Основные понятия и значение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности — неотъемлемая часть государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, национального богатства и окружающей среды.

Пожар — это неконтролируемое горение вне специального очага, развивающееся во времени и пространстве.

Пожарная опасность — возможность возникновения и (или) развития пожара в любом веществе, процессе, состоянии.

Законодательная и нормативно-правовая база пожарной безопасности.

Правовой основой деятельности в области пожарной безопасности является Конституция, Закон Украины «О пожарной безопасности», и иные законы Украины, постановления Верховного Совета Украины, указы и распоряжения Президента Украины, декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, решения органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления, принятые в пределах их компетенции. Обеспечивая пожарную безопасность, следует также руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Украине, стандартами, строительными нормами, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), нормами технологического проектирования и другими нормативными актами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

Основным нормативно-правовым документом, по пожарной безопасности является Закон Украины «О пожарной безопасности», принятый 17 декабря 1993 года. Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой отрасли независимо от вида их деятельности и форм собственности.

Обязанности должностных лиц и граждан по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за пожарную безопасность предприятия возлагается на руководителей предприятий. На каждом производственном объекте (цех, лаборатория, склад и т.п.) приказом назначается ответственный за пожарную безопасность. Фамилии ответственных лиц должны быть вывешены на видных местах.

Руководители и другие должностные лица организаций:

—обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим на предприятиях, в учреждениях и организациях; —обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий; —внедряют научно-технические достижения в противопожарную защиту объектов; — обеспечивают выполнение и соблюдение требований норма­тивных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении; —создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу; —содержат в исправном состоянии пожарную технику, об


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.305 сек.)Пожаловаться на материал