Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектурная среда отдыха древнего мира






Глава 1

ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ОТДЫХА

 

1.1.ЭВОЛЮЦИЯ «СТАРОЙ» АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ОТДЫХА

СТРУКТУРА П. 1.1

 

 

Развитие архитектурной среды отдыха на различных исторических этапах определялось рекреационными потребностями человека. Рекреационные потребности человека принимали различные формы на протяжении всей истории развития человечества. Архитектура полнее всего выражала устремления и противоречия в жизни людей и эпох. По словам В. Гюго, человеческий род считал важным только то, что «написал в камне». Первичной средой отдыха являлось жилище; общественные здания и сооружения формировались в зависимости от развития общественной жизни людей. Город, пригород, регион, страна, мир определяли пространственную среду отдыха человечества.

 

Архитектурная среда отдыха древнего мира

 

Архитектурная среда отдыха древнего мира — эпоха зарождения зодчества Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Архитектура древнего мира сформировала представления об основных типах сооружений — от рядовых жилых домов до монументальных общественных сооружений и комплексов; создала художественно-конструктивную систему ордеров, определила декоративность архитектурных произведений; заложила основу градостроительства.

Архитектура отдыха Древнего Египта. Существующие в древнем мире социальные отношения определяли философию, искусство, архитектуру

 

Рис. 1.2. Дом визиря Нахта (Древ­ний Египет):

1 — комната привратника; 2 — вести­бюль; 3 — восьмиколонный зал; 4 — приемный зал; 5 — спальни; 6 — ниши для кроватей; 7 — подсобные помещения

и характер отдыха. Архитектура Древнего Егип­та выражала существующую идеологию египетской религии, власти фараонов и жречест­ва. Египетское общество рас­сматривало земную жизнь вре­менным существованием, в от­личие от загробного мира, по­этому культовая архитектура создавалась из более прочно­го материала, чем жилые зда­ния и дворцы. Потребность в отдыхе находила выражение в организации комфортных ус­ловий при планировке двор­цов и жилых домов: наличие внутренних перистильных дво­риков, окруженных галереями, защищавшими от солнца, и гипостильных залов. Во двор­цах были и дворы-сады. Жи­лые дома включали большое количество комнат, бытовых помещений. Вокруг жилых зданий располагались хозяйственные по­стройки, небольшие искусственные водоемы, от которых вели дорожки к саду и беседкам.

Одним из наиболее комфортабельных домов был Дом визиря Нахта (рис. 1.2). В плане жилой дом представлял собой прямоугольник, за исключением комнаты привратника / с лестницей. Первым помещением был вестибюль 2 с деревянной колонной в центре, из которого можно попасть в длинный восьмиколонный зал 3. Такой же зал, но с шестью колоннами размещался в западной части дома. В центре был прием­ный зал 4 — самый высокий, с окнами под потолком. К приемному залу примыкала квадратная спальня 5 с нишами для кроватей 6. Спаль­ни меньших размеров имели альковы для кроватей. В разных частях дома располагались подсобные помещения 7, в западной его части нахо­дилась ванная комната.

 

Особое внимание уделялось дворцовой архитектуре. Дворцы разде­лялись на жилую и официальную части. Дворец включал парадные залы, залы для пиров, спальни, умывальные. Во дворцах обязательными были сады с беседками и прудами, имелся зверинец с диковинными животными, птичник. Дворцы имели разнообразное декоративное оформ­ление: роспись по стенам, рельефы.

В Древнем Египте появилась и первая мебель для отдыха (стулья, скамьи, кровати), мало изменившаяся с тех пор.

Египетская архитектура повлияла на развитие мировой архитекту­ры идеями ансамбля и комплексного решения. Комплекс пирамид в Гизе представляется законченным архитектурным ансамблем.

Архитектура отдыха Древней Греции. Греческая цивилизация, при­шедшая на смену египетской и вавилонской, — это время физического и духовного совершенства свободных граждан. В противоположность Древнему Египту с его кастовой иерархией (труд — для крестьян и ремесленников; пиры и развлечения — для знати) Древняя Греция создала прекрасный образ свободного и счастливого человека, осознаю­щего себя «мерой всех вещей».

В греческом обществе большое значение придавалось состязаниям в спорте, поэзии, музыке, театральном искусстве. Идеал калокагатии (от греч. kalokagathia — прекрасное и доброе), объединяющий физичес­кие и духовные возможности человека, получил выражение в создании многообразных форм отдыха. Пространственная среда отдыха в Древ­ней Греции (рис. 1.3) представлена архитектурой зданий и сооружений для спорта (гимнасии — для спортивных и учебных занятий музыкой, литературой; палестры — для гимнастических упражнений: стадионы, ипподромы); для духовного развития (библиотеки; лесхи — здания для собраний, бесед; стой — галереи-портики для отдыха, прогулок, бесед; театры; подворья — катагогии — для приезжих); для обще­ственной жизни (храмы; булевтерии — для заседаний совета полиса; пританеи — для должностных лиц города ).

Гимнасий состоял из квадратного или прямоугольного двора с колонна­дой по периметру, помещений для за­нятий, отделенных одно- или двухнефным портиком; экседры в виде ниши или отдельного павильона для бесед и отдыха; комнаты для омовений —

Рис. 1.3. Гимнасий. Приема (Древняя Греция):

I — двор с колоннадой; 2 — помещения для занятий; 3 — двухнефный портик; 4 — ниша-экседра для отдыха

 

 

Рис. 1.4. Катагогий. Эпидавр (Древ­няя Греция):

1 — перистильный двор; 2 — ком­наты; 3 — латрины

луток с желобом для прито­ка чистой воды, корытообраз­ными раковинами и ваннами.

В Древней Греции были распространены частные ка- тагогии (рис. 1.4) и государ­ственные пандокеи — подво­рья для приема на ночлег. На­пример, подворье для палом­ников, входящее в ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, состояло из четырех перистильных дворов, окружен­ных по периметру комнатами; в углу каждого двора находились латрины — уборные, к которым была подведена вода по керамическим трубам. Эпидаврский ансамбль вклю­чал, кроме двух храмов, общественные здания, предназначенные не только для паломников, но и для прибывающих на атлетические соревнования, соревнования рапсодов — декламаторов эпических произведений: театр, круглый зал для музыкальных действий, гимнасий, стоя, стадион, водо­хранилище и т. д.

В Древней Греции большое значение придавалось организации празд­ников, сопровождающихся угощениями, пиршествами, жертвоприноше­ниями богам, зрелищами и состязаниями. Например, кроме Олимпийских игр проводились и «Пифийские праздники» близ Дельф в честь Апол­лона — в виде состязаний певцов.

Общественная жизнь граждан проходила на агоре — площади горо­да, где было место для отдыха, прогулок, встреч. Основными формами жилых домов были дома пастадного типа и перистильные (рис. 1.5). Характерным элементом жилого дома был внутренний двор, вокруг которого группировались жилые помещения. В доме пастадного типа жилые комнаты сначала выходили в пастаду, из которой можно было попасть в открытый двор. Жилые дома объединялись в кварталы, раз­деляющиеся тесными улицами. Позже дома стали окружать садами и парками, изолируя от домов бедных граждан.

В более поздний, эллинистический, период получила развитие архи­тектура дворцов, представляющих собой сложные комплексы, в составе которых были жилые и хозяйственные постройки, святилища, стадионы, театры, сады и рощи, украшенные скульптурами. Особой роскошью от­личались загородные дворцы-виллы. Такой была загородная резиден­ция Селевкидов в Дафне под Антиохией. Строительство богатых жилых домов,

 

 

Рис. 1.5. Планы древнегреческого жилого дома:

а — дом пастадного типа: 1 — внутренний дворик; 2 — пастада; б — перистильные дома: А — вход; Б — перистильный двор; В — ойкос; Г — двор присоединенного соседнего дома

дворцов и вилл привело к развитию садово-паркового и прикладного искусства, производству мебели. Парки украшались фон­танами, декоративной скульптурой, гротами, портиками, беседками. Та­кие парки известны в городах Александрия (Египет) и Антиохия (парк Дафны имел около 15 км в окружности).

В эллинистический период потребность в роскоши и развлечениях сопровождалась организацией увеселительных кораблей. Так, «Ниль­ская барка Птолемея» представляла собой плавучий дворец с богатыми каютами, библиотеками, столовыми, садами.

Обычай есть лежа способствовал появлению нового типа мебели для отдыха — клине (ложе) на высоких опорах с подголовниками и подуш­ками. Разнообразнее становилась мебель для сидения, в которой функ­циональное начало соединялось с художественным оформлением.

Архитектура отдыха Древнего Рима. Архитектура отдыха Древней Греции повлияла на архитектуру Древнего Рима, отличавшуюся куда большей грандиозностью зданий и комплексов отдыха: стадион превра­тился в амфитеатр; гимнасий — в термы; жилище — в городское и загородное; агора — в форум. Амфитеатры, форумы, термы, являясь новыми типами зданий, отличались функциональностью, многотысяч­ной единовременной вместимостью и соответствовали лозунгу Древнего Рима: «Хлеба и зрелищ».

Разнообразные стороны общественной жизни Древнего Рима сосре­доточивалась на форуме, определяя состав окружающих его зданий: храмы главных богов, перед которыми совершались религиозные цере­монии; базилики — для суда и биржи, на которых заключались сделки и пелась торговля; курии — для заседаний сената и городского управ­ления; таберны — лавки торговцев. Площадь украшали статуями, окайм­ляли колоннадами портиков, второй ярус которых использовался для зрителей в праздничные дни. Праздники занимали большую часть отдыха горожан: религиозные шествия, гладиаторское игры, триумфы полководцев. В истории Рима было отмечено 350 триумфов, длившихся по 2-3 дня каждый, с непременными пышными торжествами и грандиоз­ными пирами. Праздник включался в единый комплекс развлечений с пирами и трапезами.

Наиболее характерным комплексом отдыха для Древнего Рима были термы. Посещение терм было неотъемлемой частью римского образа жиз­ни. Кроме своего основного назначения термы включали открытые дворы для воздушных и солнечных ванн, площадки для гимнастики, бассейны для игр и плавания, комнаты для отдыха и массажа после бани, экседры для отдыха и бесед, нимфеи с источником или фонтаном, библиотеки и помещения для музыкальных и литературных выступлений. Самыми значительными по пышности и вместимости (до 1600 посетителей од­новременно) были термы Каракаллы (рис. 1.6). Комплекс включал главное здание, состоящее из зеркально повторяющихся групп помеще­ний: вестибюлей, раздевален, массажных, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подходящих к кальдарию с горячи­ми бассейнами вдоль стен, освещаемых двойным рядом окон под купо­лом. Затем через небольшой тепидарий с теплыми ваннами можно было попасть в центральный зал — фригидарий с холодной баней и бассей­ном для плавания. Главный корпус окружало парковое пространство, предназначенное для спорта, развлечений и отдыха у фонтанов ним­фей. С наружной стороны ограды термы располагались номерные бани, конторы и магазины. Термы — значительное достижение в эволюции отдыха; они являются прообразом современных многофункциональных центров в городе и загородной среде.

Значительную часть отдыха римлян занимали зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры, борьба с животными, состязания колесниц. Основные зрелищные сооружения — театры, амфитеатры, одеоны, цирки. Театры первоначально состояли из отдель­ных элементов: мест для зрителей — театрона, которые устраивали на ступенях, врезанных в холм; орхестры — круглой (полукруглой) пло­щадки, где происходило действие; скены — отдельной палатки для пере­одевания. Позже разрозненные части слились в единое целое, что являет­ся характерной чертой римского театра. Скена, наиболее подвергавшаяся изменениям часть римского театра, становилась все более нарядной, часто для ее оформления использовали цветной мрамор и росписи.

В Риме были распространены малые театры — одеоны — с упрощен­ным устройством сцен, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений. Одеоны могли быть крытыми (в виде отдельных зданий) и открытыми. Здания этого типа, но меньшего размера, назывались ауди­ториями. В них выступали философы, риторы, писатели. Амфитеатры сооружали для гладиаторских игр и битвы с дикими животными; они имели эллиптическую в плане арену и повторяющий ее форму театрон. Это специфический римский тип сооружения, форма которого опреде­лялась характером представлений. Самым совершенным по конструк­ции и форме был амфитеатр Колизей: огромная, овальная в плане чаша

 

 

Рис. 1.6. Термы Каракаллы (Древний Рим):

1 — главный вход; 2 — номерные бани; 3 — ксист; 4 — входы; 5 — вестибюли; 6 — раздевальни; 7 — залы перед бассейном; 8 — бассейн; 9 — фригидарий; 10 — тепидарий; 11 — кальдарий; 12 — залы для отдыха после бань; 13 — палестра; 14 — боковые залы; 15 — экседры; 16 — проходные залы; 17 — глубокие бассейны; 18 — банные помеще­ния с бассейном; 19 — дворы с резервуаром для воды; 20 — дворы с отопительными устройствами; 21 — стадий; 22 — библиотека; 23 — нимфеи; 24 — перистили; 25 — глубокие бассейны; 26 — полукруглые портики; 21 — отстойник

(продольная ось 187, 77 м) окружена подымающимися вверх местами для зрителей. Колизей вмещал 56 тыс. зрителей. В этом крупнейшем амфитеатре проявился характер восприятия зрелищ римлянами — каж­дый зритель видел со своего места всю массу людей, заполнявших ам­фитеатр, охваченных настроением праздничности происходящего и до­ступности для свободных граждан Рима.

Римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колес­ницах. Они состояли из вытянутой в плане арены (например, цирк Максенция на Аппиевой дороге, приведенный на рис. 1.7, имел размеры 428 х 79 м), разделенной невысокой стенкой-спиной, вокруг которой происходили бега,

Рис. 1.7. Цирк Максенция на Аппиевой дороге (Древний Рим)

и ступенчатыми местами для зрителей вдоль арены. Арена имела два входа: на одном конце арены располагали загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта, на противоположном — устанавливали триумфальную арку, из-под которой появлялся победи­тель.

Римские театры, амфитеатры, цирки оказали значительное влияние на последующую европейскую архитектуру зрелищных сооружений.

Жилые постройки (рис. 1.8) римлян разделяются на город­ские и сельские дома-виллы. Появление загородного дома связано с возникшей потребностью в отдыхе горожан от шума и сутолоки миллион­ного города. Городской жилой дом богатого горожанина — дому с — создавался по единой схеме: входной вестибюль — атрий, имеющий квадратное отверстие в перекрытии; таблиниум — главное помещение дома, служившее первоначально семейной спальней и трапезной, а поз­же для деловых контактов главы семьи; затем двор — перистиль. Позднее появились атриумно-перистильные дома с отдельной трапез­ной — триклиниумом. Вокруг этих основных помещений группи­ровались жилые комнаты для мужчин и женщин, а также хозяйственные постройки. Атриумно-перистильный дом, размещенный на холме, развил­ся в террасный дом, который часто использовался для загородных вилл. Виллы чаще всего являлись центром сельскохозяйственного поместья землевладельца. Размещались виллы на южном склоне холма, откуда

 

 

открывалась панорама окрестностей. Комнаты располагали свободно, но спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. На вилле предусматривался комплекс помещений для под­держания здоровья: термы, плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок (стадий). В саду перед домом раз­мещались нимфеи, экседрыу перголы, широкие мраморные скамьи, статуи, фонтаны и бельведеры — все было предназначено для спокойного и приятного отдыха.

В период Римской империи в городах строили дешевое жилье — инсулы (многоэтажные кирпичные жилые дома с квартирами, сдаваемыми внаем). Жилые помещения располагали на верхних этажах трех-, че­тырех-, пятиэтажных блоков, имеющих свою лестницу. Фасады обрели вид многоэтажных жилых домов с окнами, обращенными на улицу. На первых этажах инсул располагали торговые помещения — таверны, хозяин которых проживал здесь же, на антресольном этаже. Инсул а — чисто римское явление.

В Римской империи появились новые типы сооружений, связанные с временным ночлегом, — постоялые дворы, строительство которых на­чалось вдоль всех римских дорог после выхода закона о регулярном почтовом сообщении.

В Древнем Риме большое внимание уделялось климатолечению в горах. Уже в III —IV вв. нашей эры были построены первые климатолечебницы в малодоступных частях Альп в Давосе. Пред­назначались они для высших слоев римского общества.

Древний Рим создал не только новые типы жилища, но и разнообразные типы мебели для отдыха. Римляне, как и древние греки, не только ели и пили, но зачастую и работали лежа — читали, писали, заклю­чали сделки. Для этого при­меняли различные виды ложа, которые устанавливали вокруг круглого обеденного стола. На основе традиционной, богато драпированной, кровати появились носилки, которыми пользовались при передвижении по горо­ду. Большое значение приобрел стол; легкий, подвижный обеденный стол менялся при перемене блюд. Появился мраморный стол — почет­ный стол, который устанавливался в атрии.

Рис. 1.8. Италийский домус (Древний Рим):

1 — вестибюль; 2 — атрий; 3 — имплювий; 4 — таблиниум; 5 — таберна; 6 — крыло; 7 — коридор; 8 — огород

 

Римская архитектура подвела итог истории античной архитектуры, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие зодчества, в частности стала неисчерпаемым источником архитектурных образов сре­ды отдыха и досуга в истории европейского градостроительства.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы в развитии архитектуры отдыха.

2. Дайте определение архитектурного стиля.

3. Перечислите архитектурные стили эпохи древнего мира.

4. Назовите типы зданий и сооружений, определявших структуру отдыха в древнем мире.

5. Какова планировочная организация жилища пастадного, перистильного и атриумного типа в архитектуре древнего мира?

6. Какова была пространственная среда отдыха Древней Греции?

7. Назовите памятники архитектуры отдыха Древнего Рима.

8. Назовите прототипы зданий гостиничного типа в архитектуре древнего мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.