Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психики человека в младенческом возрасте.






П л а н.

1. Анализ представлений об особенностях развития психики ребенка.

2. Взгляды современных исследователей о возможностях развития психики ребенка в пренатальный период.

3. Характеристика кризиса новорожденности.

4. Социальная ситуация развития младенца.

5. Новообразования в психике младенца.

 

 

Первый критический период развития ребенка - период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Акт рождения есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. Благодаря антропогенезу не только возросли возможности развития, но и изменился его тип. Основным биологическим итогом антропогенеза стало прекращение морфологической эволюции человека. Тем самым, биологический процесс, формировавший homo sapiens, как бы самоустранился. “Совершился полный и окончательный переход к подлинно человеческой истории”.
Кроме анатомо-морфологического итога антропогенеза П.Я.Гальперин указывает на существование психологических последствий антропогенеза. Прежде всего, это отмирание инстинктов. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития уже сложилась. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом, и в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Большинство исследователей (Р.Спитц, Дж.Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста – ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация “Мы”, социальная ситуация комфорта.
Период младенчества состоит из двух подпериодов: 1 - до 5-6 месяцев, 2 - от 5-6 месяцев до 12 месяцев.
1 подпериод характеризуется тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Поведение ребенка строится под контролем сенсорики. Развивается слуховое восприятие. Появляется реакция на голос матери. Развиваются голосовые реакции ребенка.
2 подпериод характеризуется тем, что происходит перелом в развитии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания - первого направленного действия. В возрасте 4-7 месяцев ребенок перемещает предмет, извлекает из него звуки. В 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок манипулирует двумя объектами одновременно, отводит, приближает объект. К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а взрослый может управлять ориентировкой ребенка.
Общение – акция коммуникации, деятельность, сопряженная с другими видами деятельности, творческая деятельность. Четыре формы общения: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное.
Ведущий вид деятельности ребенка в младенчестве — непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственное общение со взрослыми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса. По данным А. М. Фонарева, уже после 5—6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения.
К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 минут. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер. Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, не координированными движениями. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ребенку способы действий с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус ребенка, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.
Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются первые слова.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. *

Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

А.В.Запорожец, Б.М.Величковский. “Психическое развитие младенца”

В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский* считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Предметом данной работы является наблюдение детей в периоды новорожденности и младенчества.

* Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932.

Цель работы - выявить значение психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка в периоды до рождения, новорожденности и младенчества ребенка; насколько важное значение имеет вклад матери в ход этого процесса.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

выявить значение матери и близких членов семьи на гармоничное формирование и развитие ребенка в период до рождения и в младенческом возрасте;

выявить, насколько близость матери влияет на активность исследовательской деятельности ребенка и общения с другими людьми.

Для решения поставленных задач были проведены исследования.

Исследования проводились в виде наблюдений за двумя группами матерей:

- матери, не готовившиеся специально к рождению ребенка, и матери, сознательно подошедшие к вопросу гармоничного развития своего ребенка и формированию у него здоровой психики. Также проводились наблюдения за поведением младенца в отсутствие матери и его реакции.

Проводимые исследования были направлены на проверку гипотезы: обеспечение ребенку психологической поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.