Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционный судебный контроль в субъектах Российской Федерации.






Конституционный контроль служит особой сферой судебной власти и ее высшим проявлением. Именно с его помощью гарантируется соответствие положений законодательства, иных нормативных актов Основному Закону Российской Федерации, а также деятельность федеральных государственных органов России и органов субъектов Федерации в пределах компетенции, определенной для соответствующих органов конституционными нормами. Речь идет о конкретных способах обеспечения верховенства Российской Конституции и ее непосредственного действия на территории страны, диктуемых необходимостью сформировать демократическое правовое государство.

Конституционный контроль осуществляется различными государственными органами, принимающими окончательное решение по разрешаемому вопросу. Это " прежде всего Президент и Правительство Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органы конституционного контроля".

Конституционным Судом Российской Федерации, который является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции. На основании ст. 1 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде, последний определяется как самостоятельный и независимый высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В России принята континентальная (европейская) модель конституционного контроля.

Конституционное правосудие все более активно входит в государственно-правовую систему Российской Федерации, поставившей перед собой цель формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является верховенство права и закона.

Деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации весьма широко освещается в научной юридической литературе. Причины повышенного интереса к этому новому для России институту понятны: общий интерес и необходимость укрепления и защиты единого конституционно-правового пространства Российского государства.

Конституционный контроль - это специфическая функция и деятельность компетентных органов государства по обеспечению верховенства конституции в системе нормативно-правовых актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Среди компетентных государственных органов, осуществляющих конституционный контроль, следует указать: главу государства, парламент, правительство; судебные органы и специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора, которые иначе называются квазисудебными. Конституционный контроль, осуществляемый первой группой государственных органов (глава государства, парламент, правительство) происходит в процессе осуществления основных функций этих органов либо наряду с другими функциями. Этот контроль следует квалифицировать как общий или общеполитический конституционный контроль.

Судебный конституционный контроль имеет две разновидности: конституционный контроль, проводимый судами общей юрисдикции, и конституционный контроль, который осуществляется специализированными судами.

Особенность второй разновидности судебного контроля в том, что проверку осуществляют специализированные конституционные суды, которые обладают специальной конституционной юрисдикцией в виде самостоятельного конституционного судопроизводства, что составляет конституционное правосудие.

Конституционное правосудие имеет ряд основных признаков, а именно: наличие конституционных судов, т. е. специализированных судебных органов конституционного контроля; автономное положение этих судов в иерархии судебных органов; самостоятельная процессуальная форма конституционного правосудия; юридическая сила решений конституционного правосудия по юридической силе равна силе норм Конституции; особая система законодательства, регулирующего конституционное правосудие.

 

31. Понятие основ конституционного строя. Соотношение категорий «конституционный строй» и «основы конституционного строя, «конституционный строй» и «общественный строй».

Основы конституционного строя – фундаментальные положения конституции, определяющие основные характеристики формы государства и правового статуса личности.

Выделяют 4 группы основ конституционного строя:

1. Правовые основы взаимоотношений личности и государства. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Одновременно на государство возлагается основная обязанность – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Гражданство – устойчивая политико-правовая связь государства с личностью. Гражданство свободно, едино, равно. Принцип социального государства закрепляется право человека на социальное обеспечение. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Гарантируются государственные пенсии, пособия и иные средства социальной защиты.

2. Принципы взаимодействия государства и общества. В Конституции РФ определяется демократическая характеристика Российского государства. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Определяется деятельность государства в экономической сфере. Земля и другие природные объекты могут находиться в собственности, в том числе частной.

Государство регулирует экономические процессы лишь опосредованно, остается широкое пространство для рыночных механизмов саморегулирования. Признается множественность конкурирующих друг с другом идей, т. е. идеологическое многообразие, идеологический и политический плюрализм. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Россия является светским государством, никакая религия не может признаваться государственной или обязательной.

3.Принципы отношения государства и права: принцип правового государства, верховенства Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ, высшей юридической силы, общеобязательности, прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, обязательного официального опубликования законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, приоритета норм международных договоров РФ перед внутренним законодательством, а также включенности общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему.

4. Конституционные принципы внутренней организации и осуществления государственной власти: республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, принцип государственного суверенитета, принцип разделения властей, принцип самостоятельности местного самоуправления.

Конституционный строй – тип национальной системы права, в условиях которой верховенство принадлежит конституции, то есть основному закону, принимаемому и изменяемому в особом порядке и обладающем высшей юридической силой.

Впервые конституционный строй формируется в условиях буржуазных революций XVII–XVIII вв., в странах Западной Европы и Северной Америки, когда бурно развивается капиталистическое производство, буржуазное общественное устройство. В связи с этим возникла насущная необходимость введения и закрепления политических и прочих прав и свобод личности, включая формально-правовое равенство перед законом и судом, равное гражданство, всеобщее избирательное право и пр. Вследствие социальной структуризации общества появляется представительный выборный орган законодательной власти (парламент).

Признаками современного конституционного строя являются формально-правовое равенство граждан перед законом и судом; признание и последовательное конституционное закрепление принципа разделения властей; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равное и единое гражданство.

В условиях конституционного строя государство с помощью права ограничивается в интересах личности и общества.

На современном этапе конституционный строй – неотъемлемый атрибут демократического государства. Такая система организации власти ориентирует государство на охрану прав и свобод личности.

Конституционный строй устанавливает необходимость и возможность участия каждого гражданина в управлении государством, ставит государство на службу права и законным интересам личности.

Именно с помощью конституционного строя государство в своей деятельности вынуждено учитывать многообразные общественные интересы, при этом государство не превращается в силу, противостоящую обществу.

Конституционный строй, наряду с правами человека и демократией, следует отнести к важнейшим универсальным достижениям человеческой цивилизации.

Между содержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее — социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе. Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на обще­ство являться преимущественно неправовым. Если же госу­дарство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конститу­ционного.

Таким образом, конституционный строй, во-первых, характеризует определенный уровень развития общественного и государственного строя; во-вторых, связан с наличием конституции; в-третьих, адресует требование соблюдать кон­ституцию всем публичным и социальным субъектам; в-четвертых, связан с демократическим политическим режимом; в-пятых, устанавливает систему гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина; в-шестых, ограничивает государство правом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.