Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации.






Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут быть внесены Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, группой не менее чем в! /5 депутатов Государственной Думы (членов Совета Федерации). Поправки (к гл. 3—8 Конституции РФ) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, вступают в силу после одобрения законодательными (представительными) органами государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. В таком случае, как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ, поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ.

В указанном порядке не могут быть пересмотрены положения гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; если тем не менее предложение об их пересмотре будет поддержано 3/5 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то созывается Конституционное Собрание РФ (в соответствии с федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят). Этот орган либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается 2/з членов Конституционного Собрания РФ, после чего выносится на всенародное голосование, где может быть принят большинством голосов граждан.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ (поименный состав субъектов РФ) вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта РФ (образовании в составе РФ нового субъекта РФ), об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Если меняется название (но не конституционно-правовой статус субъекта РФ), такое изменение вносится в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ по просьбе соответствующего субъекта РФ.

За весь период действия Конституции РФ (с 1993 г.) были внесены лишь поправки в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ (указами Президента РФ в связи с изменениями названий нескольких субъектов РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ).

 

21. Реализация Конституции Российской Федерации: понятие, формы. Толкование Консти-туции: понятие, порядок и юридические последствия.

Ценность Основного закона определяется, прежде всего, эффективностью регулирования общественных отношений, степенью воплощения конституционных предписаний в жизнь. Однако на практике указанные качества конституций превращаются в благое намерение. Такие конституции или их отдельные положения придают конституции характер фиктивной. Реальность конституции должна выражаться в создании необходимых условий и предпосылок её всестороннего и беспрепятственного осуществления. Претворение в жизнь конституционных предписаний - эта проблема многоаспектна. Мы остановимся лишь на основных государственно-правовых формах её реализации.

Что означает само понятие - «реализация конституции»? Обратите внимание, наряду с понятием «реализация конституции» в юридической литературе используется термин - «действие конституции», который во многих случаях рассматривается чуть ли не как синоним «реализация». На самом деле, следует иметь в виду значительное смысловое различие между этими понятиями. Конституция действует на протяжении всего времени, пока она остается в силе, то есть это постоянный фактор государственно-правового развития общества. Так, Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями, прекратила действовать со дня принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Об этом прямо сказано в части 1 раздела II «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации.

Реализация Конституции - это целеустремленная деятельность компетентных субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений - по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах. Такими государственно-правовыми формами являются: 1) организация исполнения конституционных норм; 2) непосредственное осуществление конституционных норм путем их использования и соблюдения; 3) применение мер воспитания, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм и санкций за их неисполнение; 4) толкование конституционных норм.

Первая форма реализации конституционных норм - организация исполнения конституционных норм. К числу форм организации проведения в жизнь конституционных норм следует отнести издание на основе конституции нормативных актов, детализирующих и конкретизирующих конституционные нормы с целью установления порядка их использования и соблюдения, а затем и применения. Это, отнюдь, не противоречит конституционному положению о том, что Конституция Российской Федерации - непосредственно действующее право (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Все конституционные положения наделены одинаковой юридической силой, но не все они реализуются одинаково.

Во-первых, в Конституцию Российской Федерации включена определенная часть правовых норм, которые применяются прямо, без дополнительного правового механизма, то есть непосредственно со ссылкой на соответствующую статью Конституции. Они имеются в различных главах Конституции: при характеристике принципов основ конституционного строя, статуса личности, организации и деятельности государственных органов и некоторые другие. Однако в силу того, что Конституция - особый закон, наделенный важными политическими и идеологическими функциями, прямо применяемые положения не могут составлять и поэтому не составляют преобладающую часть конституционного текста.

Во-вторых, регулятивное действие конституции и её норм проявляется в полной мере только в едином комплексе с другими нормами, закрепленными в текущем законодательстве. Это свойство Конституции Российской Федерации проявляется уже в том, что в ней содержатся статьи, в которых предписывается необходимость издания законов, раскрывающих её содержание. Статьи такого рода можно разделить на две группы: к первой группе относятся статьи Конституции Российской Федерации, в которых говорится о необходимости принятия федеральных конституционных законов. Таких требований в Конституции Российской Федерации - 15; подавляющее большинство таких федеральных конституционных законов уже приняты. Ко второй группе следует отнести принятие по указанным в Конституции Российской Федерации вопросам федеральных законов. В Конституции Российской Федерации названы только наиболее значимые для соответствующего периода развития Российской Федерации вопросы, которые должны быть урегулированы в первую очередь. Например, в части 3 статьи 36 установлена необходимость принятия федерального закона, в котором определялись бы условия и порядок пользования землей; в части 4 статьи 81 указано на необходимость принятия федерального закона о выборах Президента Российской Федерации и т.д. Многие из названных 86 в Конституции Российской Федерации требований принятия федеральных законов уже выполнены.

Вторая форма реализации конституционных норм - это непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения. Общая особенность конституционных норм состоит в том, что они реализуются не только и не столько в правовых отношениях, но в таком правомерном поведении субъектов их реализации, которое не порождает правовых отношений.

Использование конституционных норм - это такая форма их реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволения. Характерная черта данной формы реализации в том, что она предполагает активное правомерное поведение субъекта. Однако в отличие от исполнения она касается субъективных прав, причем прав на «своё», собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей, например, использование избирательного права и др.

Соблюдение - это такая форма реализации конституционных норм, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы реализации в том, что она находит свое проявление в пассивном поведении субъектов, которые не совершают действий, запрещенных конституционными нормами, то есть выполняют возложенные на них обязанности. Например, каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы (ст.57 Конституции Российской Федерации); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации).

Третья форма реализации конституционных норм - это применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм. Под воздействием норм Конституции складывается убеждение граждан Российской Федерации в необходимости эффективного личного участия в решении задач, которые стоят перед государством. Аксиологический (ценностный) аспект воздействия Конституции на поведение человека связан с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций и установок. А для этого граждане, в особенности студенты, должны знать Конституцию Российской Федерации своего государства и с уважением относится ко всему, что составляет её содержание.

Толкование Конституции Российской Федерации - четвертая форма реализации конституционных норм. Конституция Российской Федерации 1993 г. ввела институт толкования Конституции Российской Федерации специально уполномоченным на то государственным органом - Конституционным Судом Российской Федерации (п.5 ст.125 Конституции Российской Федерации). В данном случае речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать ту или иную конституционную норму, допустимо ли её расширительное толкование, что создает условия для более правильной реализации соответствующих норм Конституции.

В части 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации четко определено, по чьей инициативе Конституционный Суд Российской Федерации может давать толкование Конституции Российской Федерации. К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам толкования, Конституция Российской Федерации относит Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Особое значение имеет разъяснение смысла и содержания конституционных норм, обращенное к представительным, исполнительным государственным органам и отдельным должностным лицам.

Конституционный Суд Российской Федерации за время своей работы с 1995 г. и на конец 2008 г. рассматривал достаточно большое количество дел о толковании тех или иных положений Конституции Российской Федерации 1993 г. Одним из первых было толкование статей 103 части 3, 106 части 2 и 5, 107 части 3, 108 части 2, 117 части 3 и 135 части 2. Рассмотрев в частности, дело о толковании соответствующих статей Конституции, Конституционный Суд установил, что понятие «общее число депутатов» Государственной Думы следует трактовать как её конституционно определенный состав в 450 депутатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.