Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конституционного законодательства в России.






Феномен конституционализма занимает приоритетное место в ряду критериев «измерения» общественного прогресса. Становление конституционализма — крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.

Конституционализм — категория всеобъемлющая, однако в ней можно выделять и страноведческие аспекты, несущие в себе специфику конституционно-правового развития конкретной страны (группы стран). Именно в этом аспекте можно говорить о российском (французском, немецком, американском и пр.) конституционализме.

Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.

Конституционное развитие государства не следует связывать лишь с принятием и сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из этого, в истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

Эти периоды, будучи достаточно продолжительными и неоднородными, делятся соответственно на ряд этапов

19. Конституция Российской Федерации: особенности, форма и структура.

Специфика Конституции 1993 г. обусловлена тем, что она открывает новый этап в конституционном развитии пашей страны.

В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 г. Она законодательно закрепляла итоги Октябрьской революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем, после образования в 1922 г. Советского Союза, конституции РСФСР лишь повторили положения союзных конституций. Так, были приняты конституции РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом. В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов социалистического конституционализма, противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенства прав человека, разделения властей, парламентаризма. Вместо этого провозглашались принципы классовости в предоставлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 г. - Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она впитана основные достижения передовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях.

Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и зашита - главная обязанность государства.

Кроме этого. Конституция РФ 1993 г. закрепила смешанную форму правления - президентско-парламентскую республику с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента и его администрации, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд важных функций:

1) политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций - политических партии, общественных организаций, объединений:

2) правовая функция выражается в том, что, будучи ядром правовой системы. Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Будучи наделена высшей юридической силой. Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне непротиворечивых актов государства;

3) гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней отражены общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как Основной закон Конституция 1993 г. имеет правовые признаки (свойства), которые отличают ее от иных нормативных правовых актов:

- Конституции принадлежит юридическое верховенство, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими

нормативными правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

- закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; текущее законодательство лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

- Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения (прямое действие конституции наиболее важно для защиты прав и свобод граждан);

- Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут быть внесены изменения в гл. 3-8. За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл. I, 2, 9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или пет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.