Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские проблемы антропогенеза.






Единство природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. Цель и смысл жизни человека.
Крайне усложняющаяся система изучения человека, охватившая почти весь диапазон познания (от физико-математических наук до гуманитарных), предъявляет новые требования к философскому учению о человеке…

Современная философия реализует монистический подход к человеку, рассматривая в единстве физическую и психическую его природу. Вместе с тем единство социального и биологического всегда учитывается при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма.

Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания.

В любой из проблем человекознания взаимодействие естествознания, психологии и общественных наук основывается на философском учении о человеке. Уже в настоящее время взаимодействие наук, относящихся к естествознанию, с одной стороны, и обществоведению -- с другой, служит делу интеграции знаний о человеке (в целях воспитания, научной организации труда и т. д.). Поучителен возрастающий масштаб такой интеграции при решении новых задач, например, освоения космоса или адаптации человека к глубоководным погружениям и т. д. С каждым важным шагом технические взаимоотношения, требующие правового и морального регулирования, преобразуются в духовные ценности, включающие и человеческие качества, в том числе душевное и физическое здоровье. Даже пересадка органов (например, сердца), взаимоотношения донора и перципиента при современных хирургических операциях становятся морально-правовой и философской проблемой, относящейся к смыслу и ценности человеческой жизни для общества. Интеграция разнородных научных знаний о человеке может быть полностью осуществлена лишь на уровне философского учения о человеке, раскрывающего диалектику природы и общества.

Проблема человека есть основная проблема философии. Человек -- наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много. Человек -- высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры. Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона. Начиная с Платона, дилемма души и тела заостряется. Человек в философии этого мыслителя выступает как изначально дуальное существо: своим телом он принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой ностальгирует об утерянных космической гармонии и вечных идеях. Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, который, в противоположность первому, примирил человека не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав личность на достижения счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Вообще же образ человека в античной философии космоцентричен (человек рассматривался как микрокосм в гармонии духа и тела), в отличие от христианского средневекового мировоззрения, которое имеет в своей основе теоцентрическую модель человека.

В христианской философии библейское представление о человеке как образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе Христа. Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно я существую») делается акцентировка самосознания и связанных с ней процессов индивидуализации личности. В немецкой классической философии нашли обоснование также культурно-историческая ангажированность человеческого сознания (Гегель) и возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах). П. п ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. За философским течением, основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин «философская антропология». «Философская антропология -- это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира».

Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ. Индивид - это конкретный представитель человеческого рода. Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности). Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т. е. приобретается определенный социальный опыт. Выделяют физическую, социальную и духовную личности. По мнению рус философа Бердяева, индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду. Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества. Стать личностью, есть задача человека. Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Противоположностью индивидуального неповторимого является типовое. Предельный случай типизации технических устройств -- стандартизация. Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе. Человек не только существо, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в обществе.

Проблема смысла жизни человека осуждается философами разных направлений, разных эпох. Рассмотрим некоторые философские подходы:

Экзистенциализм - философия человеческого существования. Для этого направления характерно исследование состояния человека, проблема отчуждения человека от общества. По мнению философов - экзистенциалистов человек, делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Смысл жизни - в согласии с собственной природой, удовлетворении потребностей, получении наслаждения, творческой деятельности для собственного удовольствия и блага общества.

С точки зрения философов - марксистов, смысл жизни человека в присвоении человеком собственной подлинной человеческой сущности. Смысл жизни с позиции марксистов состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении, устранении унизительных условий труда, в преобразовании собственной человеческой природы.

55 Анализ духовных практик древности и современности в соци- ально-философском плане показал, что они представляют собой спе- цифическую амбивалентную деятельность, производящую, с одной стороны, личностные формы творения бытия человеком, а с другой – формирующую вокруг себя определенный «примыкающий слой» – сообщество людей, связанных целями, органоном / методологией по претворению и воплощению духовных ценностей в практике повсе- дневности. В контексте претворения сообществом примыкающего слоя цен- ностей духовной практики / традиции происходит преображение сферы повседневности из рутины в область смысла и межличностных отноше- ний. Кардинальное отличие духовных практик состоит в поиске и раз- витии альтернативных социальным нормам идеалов и ценностей, прак- тик жизни, позволяющих следовать должному, трансцендентальному, абсолютному. 110 Несмотря на малочисленность и относительную замкнутость круга людей, выбирающих путь духовных практик, можно утверждать, что их деятельность весьма важна для формирования образа человека как це- лостного существа – личности, не редуцируемой до его социальной ро- ли и статуса. Более того, выявление в социальном бытии гуманитарной / духовной компоненты позволяет утверждать, что, помимо объективиро- ванных форм экономической, политической и социокультурной дея- тельности человека / человеческого рода, в его бытии становятся и бы- тийствуют антропоформации, суть которых состоит в утверждении, за- креплении и развитии определенного образа человека, выступающего своего рода ядром для идентификации человеческих качеств / свойств у людей определенной эпохи / периода. Наличие сообществ духовных практик, утверждение духовных при- оритетов в мировоззрении эпохи не дают утвердиться различным редуци- рованным образам человека, бытующим в современной экономической теории, политологии, социологии, педагогике и психологии и т. д. Более того, духовные практики создают дополнительный ресурс для развития общества, поскольку благодаря им происходит: – опосредованная «мягкая» социализация людей в структуры со- циального бытия, приобщение к различным социокультурным традици- ям общества; – снижение уровня радикализации общества и формирование представлений о личной ответственности, о выстраивании личностных форм творения бытия; – переориентация интересов людей от ценностей и интересов не- полных антропоформаций / антропотопик к подлинным, аутентичным формам онтологического размыкания и пребытия; – навигация и освоение новых сфер антропологического и социо- культурного опыта, исходным принципом которого является установка «не навреди»; – формирование иного по отношению к сиюминутным вызовам горизонта целей и задач.

1. Действительность характеризуется как сфера бытия подчиненная закономерности, сфера, где господствует необходимость. Трансцендентное, находящееся за пределами действительности, исключается из отношений природной детерминации, образуя сферу свободы. Однако анализ трансцендентности убеждает, что в ней необходимость присутствует не в меньшей степени, чем в действительности. Это необходимость иного рода, чем та, что существует в окружающем мире, это необходимость антропологическая - долженствование. Трансцендентное характеризуется, прежде всего, как антропологическое понятие.

2. Трансцендентное образует особую сферу реальности, порождаемую разумом и выступающую бытийным основанием для разумной активности человека. В трансцендентности канализируются поведенческие и деятельностные антропологические ориентиры. Традиционно в философской литературе такие ориентиры обозначаются как ценности.

3. Наличие в человеке трансцендентной необходимости, наряду с закономерностями, которым он подвержен как существо физического мира, объясняется наличием двух компонент сознания: рассудка и разума. Имманентность, вписывающая человека в действительность, связана с рассудком, трансцендентное порождается разумом.

4. Трансцендентное создается субъективностью, но в тоже время может существовать только будучи воспринимаемо как независимое от субъекта. Объяснением этой антиномии служит феномен объективации (отчуждения) части субъективности и наделения ее регулятивными свойствами. Таким образом, трансцендентное это регулятивная сфера субъективности, носящая объективный характер.

5. Генерирование трансцендентного слоя психики, относится к сущностной активности разума, который, не имея природных бытийных оснований, имплицитно порождает собственные. Наиболее адекватное отражение этот процесс находит в метафизике, создающей онтологии - бытийные сетки координат.

В результате проведенного исследования, преследовавшего задачи установления роли трансцендентного в процессе бытийной самоиндетификации, было установлено, что трансцендентными являются объекты, выходящие за пределы действительности. Последняя может быть сближена с понятиями «данность», «наличное бытие» и отождествлено с имманентностью. Проблема взаимодействия двух онтологических реальностей (имманентного и трансцендентного) требует признания бытия в качестве общего явления для обеих составляющих, в которое они инкорпорированы как части. Посредником объединяющим обе реальности выступает человек. В некоторых исторических вариантах человек обосновывается как условие их существования.

Имманентность характеризуется свойствами упорядоченности, каузальности, повседневности. Трансцендентное во всех своих обликах представляет антипод действительности, наделяемый противоположными предикатами: свобода, нематериальность, надсубъектность, доминантность. Трансцендентное выступает как высшая реальность, направляющая духовную и материальную деятельность, непосредственно влияющая на бытие человека. Указанные свойства позволяют зафиксировать его регулятивный статус. Логический анализ позволяет сформулировать репрезентативную, на наш взгляд, модель трансцендентного как имплицитно генерируемую разумом систему ценностных регуля-тивов человеческой активности, наделяемую свойством объективности.

Трансцендентные конституенты выступают онтологическим каркасом разума, лишь при наличии которых возможно его существование. Человеческий разум, не имея природных бытийных оснований, порождает искусственные константы, которые экстернализируются, образуя слой психики, опосредующий отношение субъекта к окружающей реальности. Трансцендентное образует сложный ансамбль ориентиров, идеалов, предпочтительных форм поведения. Перечисленные явления, как представляется, сводимы к понятию ценности.

Трансцендентное выполняет функцию смысловой самоидентификации, укореняя человека в окружающем мире, идеологически обосновывая его существование.

Наиболее артикулированно онтологическая роль трансцендентного проявляется в философской онтологии. Создание целостной мировоззренческой картины мира осуществимо только с использованием концепта трансцендентного. При элиминации трансцендентных бытийных конституент, их функции смещаются в область имманентного, которое в человеке представлено биологическими факторами. Попытки создания имманентной онтологии в логическом плане сталкиваются с непреодолимыми затруднениями, так как заключает в себе трансцендентную интенцию: побуждение к онтологическому упорядочиванию вызывается ситуацией вынесенности человека за рамки имманентности, недостаточностью последней. Такое положение приводит к преобладанию в мировоззрении агностических, релятивных и субъективных элементов. Морально-практические последствия элиминации трансцендентного редуцируют человеческую духовность до эгоизма, гедонизма и т.д.; в наиболее грубом своем воплощении до удовлетворения животных потребностей.

Трансцендентное, понимаемое как атрибутивный компонент разума, генерируется в процессе антропогенеза, демаркируя возникновения человека. Креатором указанного феномена послужила необходимость внебиологического регулирования социальности гоминидных сообществ на новом этапе эволюционного развития, при котором усложнившиеся процессы центральной нервной системы, предоставили предкам человека возможность развития концептуального мышления. Существующие в природе факторы социализации: подражание и импринтинг (запечатлевание) переводились в плоскость идеального. Подражание из поведенческой процедуры преобразовалось в деятельностную - обучение, в ходе которого подрастающее поколение усваивало сакрализованные образчики поощряемых обществом моделей активности.

Стимулятором экстериоризации субъективного психического содержания и оформления его в виде независимой высшей реальности обладающей модаль

128 ностью долженствования, послужили особенности архаического сознания, характеризуемые аутизмом (направленностью на собственное содержание, самоцентризмом), которые в условиях деблокирования генетических механизмов поддержания социальности могли приобрести деструктивный характер. Причины исчезновения параллельных линий развития человечества, как отмечается рядом исследователей послужила неконтролируемая агрессивность, то есть пониженная способность к трансцендированию.

Основным средством закрепления трансцендентных регулятивов явился механизм эмоционального запечатлевания, укореняющий необходимые для сообщества ценностные ориентации в структуре психики субъекта. Чувственно-эмоциональная природа генезиса трансцендентного позволяет объяснить его иррациональные предикаты.

Трансцендентное образует регулятивную сферу необходимую для функционирования общества. В настоящее время, несмотря на преобладание интеллектуального антитрансцендентизма, трансцендентное сохраняет свое социальное значение, проявляясь как нерефлексируемые основания человеческого поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.