Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиоведение

вопросы для подготовки к зачёту

Предмет религиоведения. Религиоведение – это область научных исследований, предметом которой являются

все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. В религии присутствует особое теоретическое объяснение мироздания, учение о принципах и формах поведения человека в природной и социальной среде, представления о добре и зле.

Понятие религии. Религия – это система представления мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Религия включает в себя свод моральных норм, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы.

Понятие религиозного сознания. Религиозное сознание – это основной элемент религии, основанный на отражении действительности в фантастических образах. Это сознание, в котором доминирует идея сверхъестественного.

Религиозное сознание — это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Понятие религиозной деятельности. Религиозный культ

Религии присуща соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность в религии. Нерелигиозная деятельность осуществляется в нерелигиозных сферах: производственная, экономическая, политическая, художественная, правовая, научная. По содержанию, предмету и результатам это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность является практически-духовным освоением мира. Как и нерелигиозная, она включает содержание, предмет, субъект, способы и результаты. Можно выделить два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Производство религиозных идей, понятий, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений составляют духовную религиозную внекультовую деятельность. К практической внекультовой религиозной деятельности относятся миссионерство, участие в работе соборов, совещаний, преподавание теологии в учебных заведениях, управленческая деятельность, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации, в семье. Важнейшим видом религиозной деятельности является культовая деятельность или культ. Содержание культа определяется соответствующими религиозными идеями. Религиозное сознание предстает в культе в виде культового текста. Предметом культовой деятельности являются осознаваемые в форме религиозных образов объекты и силы. В зависимости от представлений о предмете деятельности выделяются два основных вида культа – магия и умилостивительный культ. Магия имеет дело с реально существующими предметами, которым приписываются таинственные свойства. В умилостивительном культе превращенной формой предметной реальности выступает прежде всего образ духа или Бога. Среди разновидностей умилостивительного культа называют жертвоприношения, религиозные обряды, проповедь, молитву, богослужение, религиозные праздники. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные представления, религиозная вера, религиозные чувства и потребности. К средствам культовой деятельности причисляют культовое здание, культовое искусство, различные предметы культа. Способы культовой деятельности определяются содержанием вероисповедания и представляют собой определенные нормы и предписания действий (поклоны, крестное знамение, жертвоприношение, обряды, молитвы). Средства и способы деятельности имеют символическое значение и образуют символическую среду для религиозных людей. Культовая деятельность способствует оживлению религиозного сознания, утверждению религиозного поведения, динамике психологических состояний верующих. Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей. Культ способен удовлетворять и разнообразные нерелигиозные потребности человека: этнические, эстетические, нравственные, коммуникативные и другие.

Место религии в системе культуры. Основные функции религии.

Религия в системе культуры выполняет очень важные функции:

· коммуникативно-интегративную: при помощи религии происходит общение и объединение людей;

· спасительно-компенсаторную: благодаря религии каждый человек имеет надежду на спасение;

· латентную: многим людям религия дает возможность существования в мире;

· мировоззренческо-регулятивную: религия дает определенное объяснение мира, в соответствии с которым создаются определенные нормы и ценности.

 

 

· Поэтому благодаря существованию религии происходит обогащение всей системы культуры в целом. И если отказать религии в существовании, культура потеряет свои важнейшие функции.

Происхождение религии. Существует несколько гипотез происхождения религии. Натуралистическая гипотеза, высказанная еще в I веке до Р. Х. римским поэтом и философом Лукрецием, утверждает, что идея Бог и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, незнания законов природы. Анимистическая гипотеза – источник происхождения религии в сновидениях, обмороках, галлюцинациях, смерти и т.п. явлениях, наблюдения за которыми привели " неразвитого человека" к мысли о существовании другого, столь же реального мира, как и этот. Гипотеза Фейербаха. Свою гипотезу он основывает на старом положении об олицетворении человеком сил природы как основе древних религиозных верований. Религия, по его мнению, непосредственно вырастала из олицетворения отдельных сторон и свойств абстрактной природы человека, превратного ее объяснения.Фейербах делит религии на " духовные": иудаизм, буддизм, христианство, ислам; и " естественные": все первобытные и древние языческие верования. В " духовных" религиях, по Фейербаху, " Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека", а в " естественных" религиях " отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы". Социальная гипотеза. Согласно ей, Возникновение религии обусловлено: 1. социальным фактором. 2. гносеологическим фактором.

 

Индуизм.— одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́ тана-дха́ рма что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон»

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.

Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения- это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Некоторые аспекты и практики индуизма подвергаются критике. Наибольшее осуждение вызывают обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности.

 

Джайнизм. Джайнизм – древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в 9 —6 веках до н. э. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется дживой. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5—6 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

 

Сикхизм. Сикхизм – это религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру Нанаком. Восьмая по численности последователей религия в мире. Это самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация.

 

Конфуцианство. Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное Конфуцием и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

 

Даосизм. Даосизм – китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой.

 

Синтоизм. Синтоизм – традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма. Основа синтоизма состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками. Синтоизм включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

 

Иудаизм. Иудаизм – это религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. Современный иудаизм включает различные «течения» или «направления», сформировавшиеся в 19-20 веке. Самыми крупными являются ортодоксальный иудаизм (включающий, в свою очередь, хасидов, «литваков», современную ортодоксию, религиозных сионистов, и т.д.), реформистское и консервативное течения (в основном, в США и Канаде). Иудеи — этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм

 

Буддизм. Буддизм – это религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в Древней Индии. Последователи этого учения называют его «дхарма» (закон). Буддизм делится на два направления: Хинаяна (идеалом считается монашеская жизнь; отсутствует пантеон святых; нет понятия рая и ада; отсутствуют обряды, икона и культовая скульптура) и Махаяна (большой пантеон святых; понятие о рае и аде, институт бодхисатв – святых, достигших просвещения). Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований

 

15. Христианство. Христианство –основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Наиболее крупные течения в христианстве — православие, католицизм и протестантизм. Возникло в I веке в Палестине. Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2, 3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.

 

16. Православие в истории российского общества и современность. В русской истории, начиная с крещения Руси в 10 в., церковь была связана с государственной властью. Церковные деятели – митрополиты и патриархи – всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией. Более четырех веков россияне жили под властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. Через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх. С падением монархии и началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих. После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих. Началось возрождение старых и строительство новых христианских храмов.

Церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства.

 

17. Старообрядчество: история и современность. Старообрядчество – это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с Константинопольской Церковью. Патриарх Никон решил провести реформу, направленную на исправление церковных богослужебных книг, в которых как считалось, из-за неграмотности переписчиков, было много ошибок и нелепых словосочетаний, искажающих смысл текста. Кроме этого реформы коснулись и проведения церковных обрядов и служб. Патриарх делал все, чтобы покончить с религиозным невежеством, которое возникло вследствие упадка Русской культуры после владычества татаро-монгольского ига. Однако, часть общества не смогло принять реформы и нововведения в силу убежденности, что нет необходимости менять учение и все связанные с ним обряды. Так отдельная часть Руси и осталась верна старообрядчеству, которое сохраняется и посей день. В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, Болгарии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки.

 

18. Ислам. Ислам – это монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Коран — священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никях). В Исламе есть три течения: Суннизм, Шиизм и Ваххабизм

 

19. Мусульманское право. Шариат – это мусульманское (исламское) право. Он является сводом Божественных повелений и запретов; Шариат есть Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунны; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма и кияс. относящиеся к служению. Шариат делится на 3 категории: 1. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат); 2. Регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право); 3. Устанавливающие наказания за правонарушения.

 

20. Мораль в современных мировых религиях. Мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу. В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. В монотеистических религиях (монотеизм – единобожие), Бог непременно наделен высшими моральными качествами. Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему. Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. В ипостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них.

 

21. Правовой статус религиозных организаций в Российской империи. С приходом к власти Временного правительства политика государства была переориентирована на постепенное упразднение государственного статуса Российской Православной Церкви и построение светского государства. Важнейшей характеристикой правового статуса религиозных объединений в этот период является ослабление влияния государства на их внутреннюю жизнь, хотя до полного отказа от такого влияния было ещё далеко. Начатое реформирование было не суждено довести до конца из-за произошедшего в октябре 1917 года переворота.

 

22. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». 26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёх разделов: 1) Общие положения; 2) Религиозные объединения; 3) Права и условия деятельности религиозных организаций. В первом разделе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равноправие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Равенство религиозных организаций перед законом; 3) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения; 4) Светский характер системы государственного образования. Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан. Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

 

23. Религиозная преступность: общие социальные причины и условия. Причины преступности – это явления и процессы, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Причины конкретного преступления – это активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения. Внешние социальные причины религиозной преступности: возбуждение религиозной вражды, геноцид, организация религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан и др.

Внешние социальные условия религиозной преступности:

1) воздействие на противоречия сферы общественного бытия:

а) создание экономических трудностей для развития страны и, тем самым, содействие выхода политической энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской;

б) религиозное давление со стороны.

2) воздействие на противоречия в сфере общественного сознания, например, клевета на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий. Внутренней причиной религиозного преступного поведения является криминогенная ценностная ориентация, в которой ведущую роль играет вера во тьму, зло, Дьявола и равнодушие к потерпевшему; внутренними условиями - профессиональное образование, отсутствие внутренней связи с семьей, слабое «Я» или эмоциональная нестабильность, внешняя естественность в поведении, тревожность;

 

24. Причины и условия образования религиозной криминогенной мотивации. Криминогенная мотивация – это совокупность мотивов (или доминирующий мотив), которая выступила или может выступить побуждением к принятию субъектом общественно опасного способа поведения и преступной цели, соответствующей этому способу. Условия религиозный преступлений, формирование криминогенной мотивации можно представить в виде их деления на внутренние и внешние. А по скольку субъектов ситуаций, по меньшей мере два, постольку внутренние причины и условия заключены в личности взаимодействующих в ситуации людей, а внешние причины образуются в результате этих взаимоотношений и воздействуют на эти процессы уже как бы извне, во всяком случае независимо от субъектов ситуации, как бы вырвавшись на свободу

 

25. Современные нетрадиционные культуры. 1. Неоориенталистские культы: " Общество Сознания Кришны", " Тихоокеанский дзен-буддийский центр", " Миссия Божественного света" Махарай Джи, " Трансцендентальная медитация" и др. 2. Неохристианские объединения - это " Церковь Унификации", " Дети Бога", " Церковь Тела Христова" и др. 3. Сайентологическое направление образуют " Церковь сайентологии", " космические религии", например " Общество Аэтариус", проповедующие связь Земли и высших космических сил, " космического разума". 4. Новая магия, спиритизм. 5. " Сатанинские" группы.

 

26. Понятие атеизма /свободомыслия/ Атеизм – отвержение веры в существование богов; убеждение в том, что богов не существует. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности природы. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю.

 

27. Групповая профилактика религиозных преступлений. Групповая профилактика преступлений- это относительно длительное, направленное влияние, внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание в специально созданной или в стихийно образовавшейся и даже неформальной группе людей с цель управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления..Сюда включаются самые разнообразные направления деятельности специализированных органов уголовной юстиции:

-выявление предкриминогенных и криминогенных ситуаций, возникающих в процессе вероисповедания, и их учет, предупреждение криминальных ситуаций и пресечение деятельности криминогенных.

-регуляция развития жизненной ситуации, формирующей, прежде всего, криминальный жизненный опыт у начинающих сектантов. К типам групповой профилактики преступлений в процессе вероисповидания относится внутригрупповая или межличностная, межгрупповая, массовая и коллективная.

 

28. Индивидуальная профилактика религиозных преступлений. Индивидуальную профилактику можно условно разделить на 7 этапов: 1) профилактика в форме социальной помощи, которая устраняет причины возникновения криминогенных ситуаций; 2) ранняя профилактика в форме сочетания социальной помощи и корректирующего воздействия, если негативное воздействие уже привело к искажению личности человека; 3) непосредственная профилактика, когда антиобщественное поведение лица превратилось в систематическое совершение правонарушений и возникает опасность перехода на преступный путь; 4) профилактика непосредственной опасности совершения преступлений; 5) пресечение преступления на стадии его приготовления (или покушения на преступление) или на начальной стадии; 6) процессуальные меры профилактики по фактам совершения преступлений; 7) профилактика рецидива на стадии отбывания наказания и после его отбытия, в т.ч. устранение негативных условий в местах лишения свободы и после отбытия наказания.

 

29. Религиозность и свободомыслие в XX столетии. В 1905 — 1918 гг. Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел издавал «Статистический ежегодник России», включавший в себя и таблицу распределения населения по вероисповеданиям. Согласно данным ежегодника, власти интересовали степень влияния религии среди различных социальных групп населения, классовый состав религиозных общин, содержание проповедей и т.п.

В XX веке атеизм господствовал в СССР. Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков».

 

30. Религиозные организации Краснодарского края.

Всего на территории Краснодарского края зарегистрировано более 700 организаций, представляющих последователей 28 религиозных направлений. Самой многочисленной конфессией — и по количеству верующих, и по влиянию на общественно-политическую ситуацию в крае — является Русская православная церковь. В Краснодарском крае зарегистрировано более 300 приходов Екатеринодарской и Кубанской епархии Московского патриархата Русской православной церкви.

В крае стали традиционными и с 1995 года совместно с Екатеринодарской и Кубанской епархией проводятся Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения.

Вторым по количеству верующих религиозным направлением в крае является протестантизм. Всего протестантских организаций более 200. В том числе наиболее многочисленные: евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), адвентисты седьмого дня, евангельские христиане, свидетели Иеговы и другие.

 

На территории Краснодарского края зарегистрировано 13 приходов Армянской апостольской церкви, 12 мусульманских религиозных организаций, действуют 11 приходов Римско-католической церкви и другие малочисленные религиозные направления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Варіант 20. Завдання 1 – 5 мають по чотири варіанти відповіді, з яких тільки одна правильна | Система типа G/G/1




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.