Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арт-терапия в России: образование, исследования, практика






(вместо предисловия)

Эта книга имеет практико-ориентированный характер. Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии. Некоторые из них уже относительно давно осваиваются арт-терапевтами, другие же являются сравнительно новыми. Это относится к работе с лицами, которые освободились из заключения и проходят социально-психологическую реабилитацию, теми, кто из­бавляется от наркотической зависимости, онкологическими больными, подростками с нервной анорексией, беременными.

Значительное число включенных в книгу статей представляют новые подходы к лечебно-реабилитационой работе и психологичес­кому сопровождению пациентов, основанные на терапевтическом потенциале изобразительного искусства. Описываются также не­которые варианты арт-терапевтической работы, предполагающие сочетание изобразительного творчества с музыкой, ролевой игрой, художественным повествованиям и другими формами творческого самовыражения.

Сборник отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие. Оно явилось решающим для становления и обществен­ного признания этого относительно нового направления в лечении и реабилитации. Знаменательно, что все статьи сборника написа­ны специалистами из Российской Федерации либо авторами, чье


А.И. Копытин

профессиональное становление в качестве специалистов в области арт-терапии было тесно связано с российской, в частности, санкт-пе­тербургской арт-терапевтической школой.

Еще несколько лет назад выход в свет такого сборника вряд ли был бы возможен. Однако в последнее время арт-терапия в России и граничащих с ней странах развивалась очень быстро, превращаясь в зрелую и научно-обоснованную систему лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий, реализуемых большим числом специалистов, прошедших дополнительную профессиональную подготовку. Постараемся кратко проследить основные вехи развития арт-терапии в России.

Основные вехи развития арт-терапии в россии

Российская арт-терапия возникла не на пустом месте. Ее нель­зя рассматривать как результат простого «импортирования» тех форм лечебно-реабилитационной практики, которые сформировались за рубежом. Хотя профессиональное становление арт-терапии началось в некоторых зарубежных странах раньше, чем в России, можно при­знать, что современная отечественная арт-терапия является во многом уникальным явлением, имеющим свою собственную историю.

Большая заслуга в подготовке почвы для развития российской арт-терапии принадлежит передовым психиатрам и психотерапевтам, занимавшимся изучением творческой деятельности больных. Неко­торые из этих специалистов отмечали благотворное влияние такой деятельности на самочувствие пациентов и старались ее всячески поддерживать. Еще во второй половине XIX в. российский психиатр П.П. Малиновский в своем учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой и т. д.). Разные формы «лечения посредством впечатлений» в дальнейшем, уже в советский период, влились в систему трудотерапии, социаль­но-трудовой реабилитации психически больных. В рамках концепции социально-трудовой реабилитации первые формы арт-терапии стали


Apt-терлния в России: Образование, исследования, практика

применяться в СССР в 1970-1980 гг. В некоторых передовых лечеб­ных учреждениях, в том числе в Санкт-Петербургском научно-иссле­довательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, в этот период стали внедряться первые аналоги арт-терапии. В то же время по своему характеру такая работа все еще представляла собой терапию занятостью.

1980-е годы были также ознаменованы активизацией исследова­ний изобразительного творчества душевнобольных людей с клини-ко-психиатрических позиций, разработкой и адаптацией проектив­ных графических методов и оживлением интереса к психоанализу, положения которого стали использоваться при обсуждении процесса и результатов творческой деятельности в состоянии здоровья и бо­лезни. В эти годы в Швейцарии вышли три иллюстрированных тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией» (Бабаян и др., 1982-1984).

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов происходит даль­нейшее оживление интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин, 1992); начинают создаваться специализированные коллекции их худо­жественных работ. Так, в 1987 г. на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института создается учебный музей психопатологической экспрессии, затем трансформировавшийся в социально-терапевтичес­кую программу и коллекцию «Иные» (руководитель — В.В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров (ди­ректор — В.В. Абакумов). Примечательно, что в это время творчество душевнобольных уже рассматривалось не только с клинико-психиатри-ческих позиций — оно стало предметом междисциплинарных исследо­ваний с участием искусствоведов, философов и представителей других областей знания. Оно также все чаще становится объектом художест­венно-эстетического восприятия. Все это дало толчок лечебно-реабили­тационному использованию творческой деятельности больных.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод — терапия творческим самовыражением (Бурно, 1989). Вра­чи-психиатры и психотерапевты сыграли важную роль в популяриза­ции терапевтических возможностей искусства в нашей стране.

1990-е годы были также ознаменованы повышением интереса к использованию инновационных программ в области художественного


А.И. Копытин

образования, а также методов творческого самовыражения в деятельнос­ти образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьес-берегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. Стали также разрабатываться и внедряться оригиналь­ные программы профилактической, развивающей и коррекционной направленности с использованием элементов арт-терапии и терапии искусством (Алексеева, 2003; Аметова, 2003; Гришина, 2004; Лебедева, 2000, 2003; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001). В то же время в некоторых случаях из-за отсутствия у специалистов арт-терапевтических знаний иногда проявлялась тенденция к отождест­влению арт-терапии с разными формами художественной практики, в том числе художественной и музейной педагогикой.

Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арт-тера-певтическая ассоциация. Она стала ядром набирающего силу арт-те-рапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа — международного журнала арт-терапии «Исцеля­ющее искусство» — включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также раз­работку и реализацию программ арт-терапевтического образования (см.: https://www.mental.ru).

Начиная с 1998 г. Арт-терапевтическая ассоциация ежегодно проводит научно-практические конференции, посвященные приме­нению арт-терапии в целях лечения, реабилитации, профилактики и развития человеческого потенциала. Членами ассоциации перево­дятся и распространяются статьи и книги по арт-терапии. С конца 1990-х годов в нашей стране в различных издательствах вышло уже более двух десятков специализированных публикаций, посвященных арт-терапии (Бетенски, 2002; Копытин, 1999, 2002, 2003; Практикум по арт-терапии, 2001; Арт-терапия: хрестоматия, 2001; Арт-терапия в эпоху постмодерна, 2002; Арт-терапия — новые горизонты, 2006). Поначалу это были в основном переведенные на русский язык работы зарубежных авторов, однако в дальнейшем стало появляться все боль­ше статей и книг, написанных российскими специалистами (Киселева, 2005; Кожохина, 2006; Копытин, Свистовская, 2006).


Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

Арт-терапевтическое образование

Арт-терапия и другие направления терапии творчеством (дра-матерапия, музыкотерапия, танцедвигательная терапия) в настоящее время признаны в некоторых странах в качестве самостоятельных специальностей. В этих странах ассоциациями арт-терапевтов разра­ботаны критерии профессиональной подготовки в данных областях. В то же время во многих странах, к которым относится и Российская Федерация, арт-терапия не имеет статуса самостоятельной специаль­ности и рассматривается как совокупность методов, которые могут быть освоены и использованы психотерапевтами, психологами или другими специалистами.

Большой интерес к арт-терапии в нашей стране при отсутствии сложившихся программ арт-терапевтического образования привел к стихийному и бессистемному освоению ее методов представителями разных профессий — не только врачами-психотерапевтами, но и пси­хологами, педагогами, социальными работниками, работниками культуры. Начиная с середины 1990-х годов в Российской Федерации стали проводиться краткосрочные программы арт-терапевтической подготовки. Это в какой-то степени способствовало распространению арт-терапевтических знаний, но в то же время породило риск их не­компетентного использования на практике.

С учетом данной ситуации и принимая во внимание высокую потребность отечественных специалистов в получении качественной и соответствующей международным стандартам подготовки по арт-те­рапии, в 2001 г. специалистами Арт-терапевтической ассоциации была разработана образовательная программа постдипломной переподготов­ки по арт-терапии. Начиная с 2002 г. эта программа осуществляется на базе Санкт-Петербургской государственной академии постдинломного педагогического образования. С 2007 г. аналогичная образовательная программа реализуется на базе НОУ Института практической психо­логии «Иматон».

Основой для создания программы послужили модели последип­ломного образования в области арт-терапии, использующиеся в боль­шинстве стран Западной Европы и в США. Программы разрабатывалась специалистами арт-терапевтического сообщества России с привлечени­ем зарубежных консультантов, представляющих западно-европейские


А.И. Копытин

центры арт-терапевтической подготовки, входящие в Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). В апреле 2005 г. данная программа была представлена на генеральной ассамблее этой организации в Париже и признана соответствующей общеевропейским стандартам. Санкт-Петербургская академия постдипломного педаго­гического образования стала первым российским государственным образовательным учреждением — действительным членом ЕКАТО.

При разработке программы учитывался международный опыт арт-терапевтического образования и основные тенденции развития арт-терапии. Так, в частности, большое внимание было уделено тому, чтобы программа была направлена не только на глубокое освоение методологии и техник арт-терапии, но и позволяла обучающимся интегрировать полученные знания и навыки в их практическую де­ятельность, а также развить способность к критическому анализу ее результатов с использованием современных методов исследований.

Целью программы является профессиональная переподготовка врачей-психотерапевтов (психоневрологов) и практических психо­логов с тем, чтобы они могли на высоком профессиональном уровне осуществлять психотерапевтическую и консультативную работу с ис­пользованием арт-терапевтических методов.

Благодаря налаживанию контактов с зарубежными центрами арт-терапевтического образования и членству в ЕКАТО, специалис­ты из Российской Федерации в последние годы стали участниками интересного и продуктивного диалога с представителями арт-те­рапевтических сообществ из разных стран. Подтверждением этого является не только участие отечественных арт-терапевтов в между­народных конференциях и их частные контакты с зарубежными кол­легами, но и институциональное сотрудничество в форме двусторон­них и многосторонних проектов, связанных с арт-терапевтическим образованием, научными исследованиям и обменом практическим опытом. Благодаря международному сотрудничеству за последние годы на страницах ведущих зарубежных периодических арт-терапев­тических изданий и сборников научных трудов было опубликовано более десятка научных работ, подготовленных отечественными спе­циалистами (Gavrilov, 1996; Gavrilov, Gavrilov, 2006; Kopytin, 2002, 2004; Kopytin, Sventsitskaya, Svistovskaya, 2005 и др.).

Примечательно, что настоящий сборник включает в основном статьи тех отечественных авторов, которые прошли программы до-


Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

полнительного профессионального образования и переподготовки по арт-терапии. Это свидетельствует о том, что эффективная арт-терапев-тическая работа, отвечающая требованиям научной доказательности и гарантирующая соблюдение прав и интересов клиентов, «по силам» лишь тем, кто получил специальное образование.

Арт-терапевтическиеисследования

На сегодняшний день в нашей стране выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению лечебно-коррекционных, про­филактических и иных возможностей арт-терапии в здравоохране­нии, образовании и социальной сфере (Аметова, 2003; Гришина, 2004; Ионов, 2004; Лебедева, 2000 и др.). Этого, однако, явно недостаточно. Можно признать, что арт-терапевтические исследования в России пока находятся на начальном этапе и оставляют без внимания многие эффекты и механизмы ее воздействия. Эффективность применения арт-терапии в клинике пограничных состояний, если не считать проведенных М.Е. Бурно и его учениками исследований эффектов авторского метода ТТС (Бурно, 1989; Клиническая психотерапия, 2000), в нашей стране до последнего времени не изучалась.

Слабо изученным пока остается вопрос о воздействии разных организационных форм и моделей арт-терапии при различных пси­хических заболеваниях, невротических и личностных расстройствах, а также его зависимость от конкретных сроков, условий и этапов лечебно-реабилитационного процесса. На сегодняшний день также отсутствуют завершенные исследования терапевтической эффектив­ности интермодальной (мультимодальной) арт-терапии, предполага­ющей использование комплекса различных форм творческого само­выражения одним специалистом. Для западной практики в области психотерапии искусством более характерно проведение параллельных занятий по арт-терапии, музыко-терапии, танцевально-двигательной терапии и драматерапии. Есть основания предполагать, что интеграция различных форм творческого самовыражения в арт-терапевтическом процессе, дополнение художественных средств драматическо-ролевой,


А.И. Копытин

музыкально-звуковой и танцевально-двигательной экспрессией в ходе занятий индивидуальной и групповой арт-терапией в определенных случаях может повысить эффективность воздействий.

Ряд включенных в этот сборник статей (см. статьи А. Лебедева, И. Борщевской и С. Шереметовой) указывают на активизацию ис­следований, касающихся проверки общей терапевтической эффек­тивности групповой арт-терапии в клинике пограничных состояний, в том числе применительно к участникам боевых действий, у которых имеются симптомы посттравматического стрессового расстройства и иных психогенных нарушений. Определенный интерес также пред­ставляет включенная в сборник статья Е. Толчинской, отражающая некоторые результаты проведенного ею исследования влияния сеансов музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние беременных женщин.

С учетом значительного потенциала арт-терапии и методов твор­ческого самовыражения применительно для системы образования, можно признать, что рост числа исследований их здоровьесберега-ющих, развивающих и коррекционных эффектов в работе с детьми и подростками мог бы иметь большое значение.

Практика

На протяжении последних десяти лет в нашей стране проис­ходило поистине стремительное внедрение арт-терапии в различные области практики — здравоохранение, образование, социальную сферу. При этом отечественными специалистами был разработан и исполь­зован ряд форм и методов арт-терапевтической работы, носящих от­четливо инновационный характер и подчас не имеющих аналогов за рубежом. При этом в одних случаях арт-терапия выступает одним из элементов лечения и реабилитации, в других — используется с целью профилактики или развития.

Можно отметить, что внедрение арт-терапии в последние годы во многих случаях тесно связано с совершенствованием деятельности различных служб. Так, например, в настоящее время происходят су-


Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

щественные изменения в системе психиатрического и психотерапевти­ческого обслуживания населения, связанные с разработкой и апроба­цией эффективно работающих моделей психотерапии и реабилитации; дальнейшим внедрением и совершенствованием бригадных форм работы, предполагающих тесное взаимодействие врачей, психологов, социальных работников; утверждением принципов доказательной ме­дицины; налаживанием эффективного взаимодействия специалистов в сфере психического здоровья с родственниками душевнобольных и общественными организациями как важнейшими ресурсами для достижении более высокого уровня психосоциальной адаптации и ка­чества жизни пациентов. Применявшиеся ранее в психиатрических учреждениях нашей страны лекарственная терапия и трудотерапия за последние годы были дополнены элементами психо- и социотера-пии. В связи с этим существенно повысился интерес руководителей медицинских учреждений, специалистов и клиентов к возможностям арт-терапии и психотерапии искусством.

Внедрение этих инновационных форм работы в систему психи­атрического и психотерапевтического обслуживания дало толчок для проведения исследований, направленных на подтверждение их тера­певтической эффективности. Примеры использования новых форм и методов арт-терапевтической работы в деятельности различных подразделений психиатрической и психотерапевтической службы нашей страны приводятся в нескольких статьях настоящего сборни­ка (И. Борщевской и С. Шереметовой, Н. Назаровой, А. Лебедева, В. Свенцицкой. Е. Свистовской, А. Копытина).

Помимо системы психиатрического и психотерапевтического обслуживания, методы арт-терапии стали находить все более широкое применение в других областях медицины, в частности, в паллиативной медицине, клинике внутренних болезней, в психологическом сопровож­дении беременных (перинатальной медицине и психологии). Подтверж­дением этого могут служить статьи Е. Толчинской и А. Моцкувене.

Арт-терапия стала также все более активно применяться в качес­тве средства реабилитации и долгосрочной психолого-социальной поддержки представителей разных групп риска и инвалидов по пси­хическим и соматическим заболеваниям. Использованию арт-терапии в реабилитационной практике посвящены статьи Т. Андреевой и О. Бо-гачева. Реабилитационное применение арт-терапии в какой-то мере также отражено в статьях Н. Назаровой и В. Свенцицкой.


А.И. Копытин

Поистине стремительно за последние годы рос интерес к арт-те­рапии со стороны системы образования. Происходила активная разра­ботка и внедрение в различные образовательные учреждения программ коррекционной, профилактической и развивающей направленности. Хотя включенные в настоящий сборник статьи не исчерпывают всего многообразия возможностей арт-терапии в этой области, они пока­зывают, по каким основным направлениям в настоящее время идет арт-терапевтическая работа в школах и дошкольных образовательных учреждениях, интернатах и домах ребенка, психолого-медико-соци­альных центрах и учреждениях по работе с подростками и молодежью (см. статьи Н. Сучковой, О. Постальчук, С. Радьковой).

Надеемся, что публикация данного сборника послужит даль­нейшему активному развитию и профессионализации арт-терапии в нашей стране.

А.И. Копытин,

председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»,

вице-президент секции искусства и психиатрии

Всемирной психиатрической ассоциации

Литература

Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

Аметова Л А. Педагогическая технология использования арт-терапии в на­чальной школе. Автореф. дисс....канд. пед. наук. М.: Московский госу­дарственный открытый педагогический университет, 2003.

Арт-терапия: хрестоматия // Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Пентр, 2001.

Арт-терапия в эпоху постмодерна // Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь-Се­мантика, 2002.

Арт-терапия - новые горизонты //Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.

Бабаян Э.Я., Морозова Г.В., Морковкин В.М., Смулевич А.Б. Изобразительный язык больных шизофренией. В 3 т. Базель: Sandoz Ltd. 1982-1984.

Бетенски М. Что ты видишь? М.: Эксмо-Пресс, 2003.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

Вачнадзе ЭА. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. Тбилиси, 1972.


Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

Гришина А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дисс....канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

Ионов О А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных. Автореф. дисс....канд. мед. наук. М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 2004.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психо­логов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2005.

Клиническая психотерапия // Под ред. М.Е. Бурно. М.: Академический про­ект, 2000.

Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

Копытин AM. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Копытин AM. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.

Копытин AM., Сеистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Коги-то-Центр, 2006.

Лебедева Л Д. Арт-терапия в ледагогике // Педагогика. 2000. №9. С. 27-34.

Лебедева Л Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская ТА. Артпе-дагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. М.: Наука, 1992.

Gavrilov V. " Die darstellendre Sprache" in der Psychodiagnostik und Psychotherapie // Kurzzeit-Psychotherapie in Theorieund Praxis. Pabst, 1996. P. 502-512.

Gavrilov V., Gavrilov I. The laws of existence: it's good, it's bad, it's good... // Alexander Pavlovich Lobanov/ Ed. by D. de Miscault. Paris: Les Editions Aquilon, 2006.

Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartization in Russia // American Journal of Art Therapy. 2002, Vol. 40. May. P. 223-258.

Kopytin A. Photography and art therapy: An easy partnership // Inscape: International Journal of Art Therapy. 2004. Vol. 9. № 2. P. 49-58.

Kopytin A., Sventsitskaya V., Svistovskaya E. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7) // Aggression and depression assessed through art / Ed. by R. Silver. New York: Brunner-Routledge, 2005. P. 141-160.

Pumis N. Natural materials and folklore in practical art therapy // European Arts Therapy: Different approaches to a unique discipline / Ed. by L. Kossolapow, S. Scoble, D. Waller. Munster: Lit Verlag, 2005. P. 393-396.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.