Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие рынка научно-технической продукции






 

Каждое из приведенных ниже определений раскрывает свою сторону понятия «рынок» и может быть применено для конкретных аналитических целей: первое – для сегментации рынка; второе и четвертое – для анализа сущности происходящих на рынке процессов; третье – для определения емкости отдельных сегментов; пятое – определяет собственника интеллектуального продукта и т. д.

1. «Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара» (Ф. Котлер).

2. «Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг» (Макконел, Брю).

3. Под рынком подразумевается не место, где торгуют, а совокупность покупок и продаж определенного предмета.

4. Рынок – это просто инструмент или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара или услуги.

5. Рынок научно-технической продукции – это форма экономических отношений между собственниками результата интеллектуального труда и покупателем права на эту продукцию.

В связи с переходом на рыночные условия хозяйствования, углубляется разделение труда между наукой и производством, обособляются отдельные этапы научных исследований (фундаментальные исследования, поисковые, прикладные, разработки).

Другой предпосылкой возникновения рынка интеллектуальных продуктов стала разработка прав собственности на научно-техническую продукцию. С помощью патента устанавливается монопольное право автора на нововведение с целью предоставления ему возможности компенсации затрат по разработке новшества и его применению в производстве.

Таким образом, под рынком научно-технической продукции (НТПр) понимается совокупность предприятий, организаций или индивидуальных потребителей, предъявляющих платежеспособный спрос на научно-технический (материализованный и нематериализованный) продукт, материалы, технологии и оборудование с целью их дальнейшего производственного, коммерческого или иного предложения.

Рынок научно-технического продукта можно классифицировать по следующим признакам:

– ориентации навнешних или внутренних потребителей – внешние или внутренние;

– степени новизны для разработчика и продавца – устаревших технологий и рынки новых технологий (термин «технология» имеет обобщенное значение, включающее собственно технологию как процесс, материалы и оборудование);

– степени наукоемкости – рынки технологий (оборудования) высочайшей наукоемкости, высокой, средней, низкой;

– степени завершенности – неовеществленной и овеществленной.

Материальная структура отраслей высочайшей технологии включает в себя следующие позиции: микроэлектронику и полупроводники, информационные технологии (компьютеры и связь), биотехнологию, робототехнические системы, новые материалы, лазерную технику, волоконно-оптические средства, аэрокосмическую технику, прецизионные и плазменные технологии, нанотехнологии.

В процессе проведения НИОКР обосновываются как известные, так и вновь создаваемые технические решения, которые должны быть положены в основу принципиально новых конструкторских и технологических решений разрабатываемого объекта, под которым может пониматься новое устройство, новый способ и т. д.

Устройство – конструктивный элемент или комплекс элементов, находящихся между собой в функциональных и иных связях, это машины, оборудование, аппараты, установки, приборы, инструменты, агрегаты, приспособление и их детали.

Способы – процессы обработки сырья, материалов, изготовление химических и других веществ. Способ состоит в установлении нового порядка, очередности применения определенных действий (приемов, операций), необходимых для достижения искомого результата.

Возможности реализации научно-технического продукта осуществляются путем:

– продажи существующих или новых технологий и оборудования (технических идей и принципов), то есть продажи объектов научно-технических решений;

– продажи научно-исследовательских, технологических, технических проектов, которые обладают высокой наукоемкостью и в процессе их выполнения выявлены новые технические решения, которые могут быть признаны новыми изобретениями;

– патентования изобретений за границей, наиболее эффективное средство защиты экспорта машин, приборов, оборудования и материалов. Оно осуществляется также с целью продажи лицензий, поскольку наиболее выгодно реализуются, как правило, запатентованные изобретения;

– продажи изобретений или открытий, основанных на новых технологических принципах;

– продажи лицензий на научно-технические достижения.

Лицензия – это контракт, по которому владелец изобретения предоставляет для использования другой стороне (лицензиату) техническое достижение (т. е. право на использование запатентованного «секрета производства», изобретения, полезной модели, промышленного образца и т. д.) на установленных в договоре условиях в обмен на вознаграждение, которое лицензиат согласен уплатить или оплачивает. Для развития международных экономических связей характерно расширение объёма научно-технических достижений путём торговли лицензиями, что даёт организации кроме необходимых технических сведений монопольное право (в рамках лицензионного договора) на производство и сбыт научно-технического продукта.

В процессе торговли лицензиями должны быть удовлетворены интересы как продавца, так и покупателя, при этом, естественно, что каждый из них преследует свои собственные цели.

При продаже лицензий следует учитывать, что изобретение, лежащее в основе лицензии, должно быть запатентовано в принимающей стране. Продавая лицензию, предприятие создает конкурента своей готовой экспортной продукции. Пути снижения этой конкуренции следует заложить в лицензионном соглашении. Продажа лицензий за рубеж зачастую является менее рискованным мероприятием, чем организация там производства, хотя это следует признать более перспективным. Организация производства внутри страны с последующим экспортом продукции является более рентабельным занятием, чем продажа лицензии на изготовление этого продукта на ранних стадиях инновационного цикла. Покупатели лицензии должны понимать, что покупая лицензию на производство продукта либо на технологический процесс, лицензиат приобретает, как правило, устаревшую технологию. В лицензионное соглашение лицензиар вводит различного рода ограничения. Но покупаемые лицензии в сочетании с собственными разработками могут оказать содействие созданию новой технологии.

Во многих странах импорту лицензий отводится роль подстраховки собственных научных исследований. Параллельная технология призвана снизить рыночную неопределенность собственной технологии. Данная стратегия предполагает следующую последовательность действий: проведение собственных разработок → покупка параллельной технологии → коммерческое освоение этой технологии → дальнейшая разработка собственной технологии с учетом возможностей других способов → коммерческая реализация собственной технологии.

Следует иметь в виду, что активное включение в мировой рынок технологий в качестве импортера само по себе не создает предпосылок ликвидации технологического отставания. Многие страны, из числа так называемых новых индустриальных, так и не смогли превратиться из импортеров технологии в ее экспортеров. Кроме того, государства-экспортеры зачастую устанавливают барьеры на пути выхода передовых технологий из страны. Например, в США осуществляется жесткий контроль за экспортом лицензий в наукоемких отраслях. Практикуется система «черных ящиков», когда разрешается пользоваться техническим новшеством, но запрещается изучение его устройства.

Кроме того, фирмы-лицензиары накладывают множество ограничений, фиксируемых влицензионных соглашениях. Ограничения на экспорт могут быть следующие:

связанные поставки (обязательство получать компоненты из данного источника, продавать продукцию лицензиату и использовать его каналы сбыта, поставлять лицензиату изобретения и усовершен­ствования, обязательное использование персонала лицензиата, запрет на получение технологий из альтернативных источников);

количественные ограничения (установление цен на продукцию, изготовленную по лицензии, ограничения объема выпуска и объема продаж).

Значительное место в практике занимает контроль платежей за технологию. Для оценки платежей применяют различные методы, в том числе рассчитывают ряд коэффициентов.

Для более обоснованного определения цены технологии предусматривается выделение составных частей (элементов), передаваемых знаний и установление стоимости каждого элемента. Как правило, устанавливается максимальный уровень роялти (периодические отчисления арендодателю за право пользования предметами лицензионного соглашения) – 5% от объема реализации продукции, изготовленной на основе приобретенной технологии. Ограничивается общий период выплаты роялти. Государственные органы ограничивают применение паушальных (единовременных) платежей, так как трудно оценить их влияние на текущую деятельность предприятия. Используемые налоговые инструменты служат поддержанию предельных ставок роялти.

К интеллектуальному продукту относится также и «ноу-хау» – совокупность технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, технического опыта, производственных секретов, необходимых для организации того или иного вида производства, но незапатентованных.

Получили широкое распространение патентные пулы, которые отличаются от патентных соглашений тем, что участники пула создают специальную монопольную организацию (товарищество, акционерное общество).

Участники пула передают этой организации свои патенты и лицензии, а полученную прибыль делят между собой. Участники патентных соглашений и пулов обычно ставят перед собой следующие цели: раздел мировых рынков, установление контроля над целыми отраслями производства, введение монопольных цен на запатентованную продукцию, определение количества товаров, изготавливаемых на основе патентов, ограничение или недопущение вывоза или продажи запатентованного продукта в определенные страны, совместную борьбу против нарушителей патентных прав одной из стран, подчинение или подавление независимых фирм (так называемых аутсайдеров).

Таким образом, одной из основных форм существования рынка научно-технической продукции в нематериальной форме является рынок патентов и лицензий. Если в экономической системе нет патентов и лицензий, то развитого рынка НТПр также нет, поскольку отсутствуют основные правовые формы рыночной передачи интеллектуального продукта.

К НТПр относятся также законченные научно-исследова-тельские, опытно-конструкторские, технологические работы или их этапы, если это оговорено в условиях на создание НТПр, опытное изделие, оказываемые научно-технические услуги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.