Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как особое бытие






 

Третье направление в исследовании сознания рассматривало его само по себе как особую сферу бытия, не связывая сознание с материальным миром. При этом не отрицался ни сам мир, ни связь сознания с ним, но она не становилась объектом исследования, тогда как в центре внимания оказывались вопросы, связанные с устройством сознания и методами его описания как особой сферы бытия.

Начало этим представлениям о сознании положили феноменологические исследования Эдмунда Гуссерля (1859-1938). В своем исследовании Гуссерль исходил из убеждения, что мир сам по себе не может быть объектом анализа, так как он всегда дан субъекту через его сознание. Поэтому только сознание, становясь беспредпосылочным, абсолютным, может быть рассмотрено само по себе, а мир для сознания человека есть лишь феномен. То есть, Гуссерль в своем исследовании переносит центр тяжести с проблем объекта и субъекта, истинного и ложного на исследование способа данности субъекту внешнего мира.

Благодаря этому он выявляет, что предмет всегда дан человеку в определенной форме сознания. Сознание, утверждал Гуссерль, можно очистить от предметности и психических феноменов, но нельзя устранить то, в силу чего осуществляются акты сознания, что делает возможным деятельность сознания. Этот остаток, после полной очистки сознания, и есть специфический вид бытия - трансцендентальная субъективность. Именно она является абсолютным источником значений и единственной смысловой инстанцией мира. То есть, мир обретает смысл только благодаря сознанию и в сфере сознания. Трансцендентальный субъект в феноменологии Гуссерля открывает не мир сам по себе, а смысл и значимость этого мира для субъекта.

При исследовании сознания Гуссерль структурирует его, расчленяя поток сознания на отдельные элементы (феномены) как целостные, сложные и самостоятельные образования. Центральной идеей феноменологии является идея интенциональности сознания как основания всех его феноменов. Под интенциональностью Гуссерль понимает свойство переживания «быть сознанием чего-либо»; Восприятие есть восприятие чего-то, скажем, вещи; суждение есть суждение о каком-либо положении дел; оценивание – оценивание какой-либо ценностной ситуации; желание – желательного обстоятельства и т.д.

При анализе интенциональности Гуссерль выявляет «феноменальное единство» двух компонентов. Например, в языковом выражении (одном из феноменов сознания) он выделяет, с одной стороны, физическую представленность выражения, его материальность, с другой стороны, интенцию значения. Это акт, который придает выражению «значение», «содержательную полноту», в котором констатируется отношение к выражаемой предметности. Посредством значения устанавливается отношение к тому, что подразумевается самим значением. Описывая механизмы реализации «феноменального единства» Гуссерль показывает структуру интенциональности сознания. Акты, которые были разделены, с одной стороны, на акты выражения, а с другой стороны, на интенцию значения, а в определенных случаях – на осуществление (полноты) значения, указывает Гуссерль, не образуют в сознании некоторого «вместе», как будто они просто даны одновременно. Они образуют скорее, внутренне сплавленное единство своеобразного характера. Из своего собственного опыта каждому известна неравноценность обеих составных частей, в чем находит свое отражение асимметрия отношения между выражением и выраженным посредством значения (названным) предметом. Переживаются оба, представление слова и смыслопридающий акт, однако в то время как мы переживаем представление слова, мы все же совершенно не живем в совершении слова, но исключительно в осуществлении его смысла, его значения. И потому, что мы это совершаем, потому, что мы растворяемся в интенции значения, а иногда в ее осуществлении, весь наш интерес направлен на интендированные в ней и посредством нее названные предметы. (Точнее, первое и второе означает то же самое). Функция слова (или, скорее, созерцателного представления слова) заключается как раз в том, чтобы вызвать в нас смыслопридающий акт и указывать на то, что «в» нем интендировано и, возможно, дано в осуществляющем (его полноту) созерцании.

Феноменальное единство позволяет в интенциональности сознания выделить два «центра», которые в единстве порождают целостность сознания. Один «центр» образуют акты, которые Гуссерль обозначает как смыслопридающие акты или акты объективирующего схватывания содержательной предметности. К таким актам относятся восприятие, фантазирование, воспоминание, полагание, сомнение и т.п. В этих актах проявляется специфическая смыслопридающая активность самого сознания. Специфика этих актов состоит в том, что интенциональность сознания в них дана актуально, то есть как здесь-и-сейчас осуществляющийся акт сознания. Поэтому вся совокупность актов такого рода Гуссерль определяет понятием ноэзис (мышление, разумение, постижение) или ноэтические акты. Другой «центр» образует то, о чем формируется смысл. Этот «центр» интенциональности представляет собой своеобразную «предметность», «содержательность» сознания. Во всяком ноэтическом акте что-то воспринимается, что-то фантазируется, что-то вспоминается, что-то полагается и т.д. Вот это что-то сознания и составляет его специфическую «предметность», «содержательность». Гуссерль его определяет понятием ноэма (мыслимое содержание, мысль). Феноменологическое исследование сознания фактически является исследованием ноэзиса и ноэмы как в их единстве, так и в отдельном существовании.

Необходимо обратить внимание на то, что при феноменологическом подходе сознание предстает не просто как набор чистых сущностных (ноэтических и ноэматических) структур, но сами эти структуры берутся вместе с «потоком» сознания, в его нерасчлененной целостности как феномены. Сама процедура анализа сущностных структур сознания, согласно Гуссерлю, осуществляется путем вхождения феноменолога в поток сознания для того, чтобы «вычленить» чистые сущности сознания как структуры самого целостного потока. «Следует… брать феномены так, как они даются, то есть, как вот это текучее сознание, мышление, явление, каковыми они являются в качестве вот этого сознания переднего и заднего плана; в качестве вот этого сознания чего-либо как настоящего, так и преднастоящего; как вымышленного, или символического, или отображенного; как наглядно или ненаглядно представляемого и т.д.; при этом брать все это – как нечто так или иначе образующееся и преобразующееся в смене тех или иных положений, тех или иных аттакционных модусов». (Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. С. 150)

Феноменолог в своем анализе не противостоит сознанию как познающий субъект объекту в традиционном понимании, а находится внутри самого потока переживаний. Поэтому познавательной процедурой является не столько дискурсивная рефлексия, сколько интуитивное усмотрение и описание сущности сознания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.