Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что не относится к способам педагогического влияния на людей?





А) убеждение

В) адаптация

Г) упражнение и приучение

Д) обучение

Е) стимулирование

Ж) контроль и оценка

 


 

Какие механизмы не включает в себя метод убеждения?

А) отбор аргументов

Б) логическое упорядочивание фактов

В) вывод

В) умозаключение


В педагогике существует пять групп методов воздействия на личность: убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование, контроль и оценка. В каком из перечисленных методов наибольшее значение имеет СЛОВО?


А) убеждение

Б) упражнение и приучение

В) обучение

Г) стимулирование

Д) контроль и оценка


 

17. Что не является для личности предметом самоконтроля?


А) психические состояния

Б) социальные действия

В) притязания

Г) оценки со стороны других людей


 

Какие факторы негативно влияют на воспитание в себе самоконтроля?


А) групповое давление

Б) самонаблюдение

В) самоотчет

Г) самоодобрение


 

По каким параметрам осуществляется самооценка личности?


А) готовности

Б) включенности

В) способности

Г) притязаниям

Д)значимости


 

От чего зависит самоуважение личности?

А) от жизненного успеха

Б) от притязаний

В) от устойчивости самооценки

Г) от соотношения успехов и притязаний

Д) от соотношения самооценки и оценки другими

На каком этапе психического развития человек из объекта воспитания превращается в субъект самовоспитания?

А) на этапе овладения существующими запретами

Б) на этапе подчинения внешнему контролю со стороны общества

В) на этапе саморегуляции

Г) на этапе следования

 



Основные понятия

Апперцепция – зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Автоматизм – действие, реализуемое без непосредственного участия сознания.

Агрессивность – качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремлении к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления латопсихических личностных процессов,

Агрессия – 1) демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку или группе лиц и т.д. 2) в специальном значении в школах психоанадиза стремление к власти над другими.

Адаптация – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную адаптацию.

Адаптация психическая – психическое явление, выражающееся в пере-стройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающсй среды.



Активность психическая – процесс психического отражения в форме пси-хических актов, действий, деятельности, поведения.

Актуализация – процесс перевода определенных психических и физиоло-гических явлений (зафиксированной в памяти информации, какой-либо потребности и т.д.) в структуру текущей деятельности.

Акцентуированная личность – личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера; им присуща тенденция к особенному социалъно-положительному или социально-отрицательному развитию. Акцентуации характера граничат с психопатиями. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являются психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Основными типами являются: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий, параноидальный, демонстративный (истероидный), дистимный, неустойчивый (экстравертированный), конформный. Однако чаще встречаютя не чистые типы акцентуации характера (личности), а промежуточные, смешанные.

Амбивалентность – сложное состояние личности, связанное с оновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Данное психическое состояние личности обычно носит характер внутреннего конфликта.

Апперцепция – зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, вязанная с характером его профессиональной или иной деягельности, индивидуальных особенностей. Например, художник видит ландшафт как объект художественного отражения, архитектор – как объект возможной астройки и т.д.



Ассертивность – социальное качество личности, проявляющееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия. Ассертивность характеризует личностно зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего не желает и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям. Ассертивность предполагает умение субъекта защищать свои интересы и отстаивать свои права, не ущемляя прав других.

Ассоциатизм – учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики, придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.

Астения – болезненное состояие человека, проявляющееся в повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, в ослаблении самообладания, нарушении сна, резком падении дееспособности и работоспособности, снижением порога чувствительности и т.д. Физиологической основой подобных психических явлений является истощение организма в результате умственного или физического переутомления, переживаний, конфликтов и т.д.

Атрибуция (каузальная) – интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и так далее, а путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им. Люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно; мотивы их поступков приписываются им из-за недостатка информации или нежелания ее анализировать.

Аттракция – социально психическое явление формирования восприятия одного человека другим как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на другого человека, которое способствует более полному и глубокому восприятию личности.

Аффект – эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления а. могут быть ярость, гнев, ужас и т.д. Аффект может нарушать нормальное протекание психических процессов восприятия, мышления, речи и др.

Барьер психический – интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие эффективной деятельности, реализации личностного смысла, личностной потенции.

Барьер смысловой – взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл.

Барьеры коммуникативные – психологические препятствия. возникающие на пути передачи адекватной информации. Выделяют фонетический, семантический, стилистический, логический и другие барьеры.

Безусловный рефлекс – врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется. Характеризуется неотчетливым, нсдостаточно ясным, смутным отражением действительности и тем самым недостаточно определенной, продуманной, неосознанной, логически неоформленной (но это не значит, что неэффективной) субъективной детерминантой духовной и материальной деятельности. Сознательное и бессознательное в психике человека неотделимы друг от друга, переливаются одно в другое в зависимости от конкретной деятельности. Наиболее адекватное отражение действительности в психике человека возможно только в единстве сознательного и бессознательного. В сферу бессознательного входит большое количество различных психических явлений: надсознательное, неосознанные мотивы деятельности, установки, автоматизмы.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику. которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул-реакция» (С-Р). Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы и пытается учесть и факты сознания как реальные детсрминанты поведения человека. Многие выводы, достижения бихевиаризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.

Борьба мотивов – психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, гюступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности взаимоисключающих мотивов и соотве гствутощих им способов действий.

Ведущая деятельность – такая деятельность, которая обеспечивает максимально благоприятные условия развития для человека на данном этапе его социализации. Выполнение такой деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной стадии его социального развития. Например, для ребенка дошкольного возраста в качестве такой деятельности выступает игра, для подростка общение, для взрослого человека профессиональная деятельность.

Вербализация сознания – процесс преобразования бессознательного пси-хического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы. Применительно к сознанию человека, его психике современная психология оперирует такими понятиями, как вербализованные и невербализованные психические явления.

Вербальный – термин для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной).

Взаимодействие – процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий.

Взаимоотношения – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. В психологии это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д. Взаимодействия делят на служебные (официальные), внеслужебные (неофициальные) и смешанного типа.

Взаимопонимание – социально-психическое явление, ядро которого со-ставляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга. Взаимопонимание – основа особой доверительности в отношениях, возможности прогнозировать поведение партнера по общению.

Виктимность – предрасположенность человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но используется и в социально-психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социалъной адаптации и со-циализации личности.

Внимание – психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже, к числу характеристик внимания относится ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, коле-бание, избирательность. Выделяют три вида внимания.: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Внушение (суггестия) – социально-психический процесс воздействия, в первую оче-редь, на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию.

Воля – форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели.

Воображение – психический познавательный процесс, в результате кото-рого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их воз-можное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Воспитание – процесс формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает общество.

Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

Воспроизведение – процесс актуализации конкретного содержания памя-ти, появления в сознании образа, представления, воспринятого ранее объекта, процесса в той или иной знаковой форме. В. является одним из этапов овладения знаниями, используется в основе методического приема определения эффективности запоминания, заучивания.

Высшие психические функции (ВПФ) – социально обусловленные, сложные психические процессы человека, формирующиеся в онтогенезе. ВПФ имеют следующие основные характеристики: сложность, социальность, опосредованность, произвольность, пластичность.

Вытеснение – процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний. После этого индивид по-прежнему может ощущать вызванную неприемлемой информацией тревогу, дискомфорт, беспокойство, неуверенность, психическое перенапряжение, не осознавая при этом причин его возникновения. Вытеснение является одним из механизмов психической защиты.

Включенность – интегративное качество личности, определяющее характер деятельности человека. Она связана с умением выделять основные трудности в осуществлении внешних действий, например, коммуникативных умений; с умением отдавать предпочтение тем или иным действиям, например, сотрудничеству; с умением содействовать позитивному развитию коллектива, например, ставить перед коллективом ясные цели.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание гельштатпсихология уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Представители этого направления немецкие психологи Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гендерные различия – половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения.

Генезис – происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшее к определенному состоянию или виду этого явления. Различают фило и онтогенез психики.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма и устойчивость основных его физиологических функций. Благодаря приспособительным механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий.

Готовность – интегративное качество человека, которое выступает в форме бытия личности, позволяющего предположить вероятностный результат деятельности. Это устойчивые, стабильные способы отношения личности к действительности, проявляющиеся в его навыках и умениях, операциональных действиях, усваемых индивидом в процессе социализации.

Группа – социологическое и социально-психологическое понятие для обозначения количественно ограниченной совокупности, общности людей, выделяемой из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, общности интересов, установок, социальной принадлежности и т.д.

Группа социальная – любая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения их какой-либо общности (возрастной, деятельностной, профессиональной и т.д.); форма объединения людей в процессе деятельности и общения; относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Основной функцией социальной группы является регуляция поведения людей в целях реализации интересов группы. Социальная группа выступает в качестве функциональной единицы общества. Участие человека в общественной жизни обеспечивается посредством взаимодействия с другими людьми в социальных группах.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование; формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; конфликты; групповое давление и др.

Гуманистическая психология – направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Дедукция – форма мышления, вид умозаключения, логический метод исследования, когда новая мысль, новое знание выводятся по правилам логики из некоторых данных посылок, переходя от общего к частному.

Действие – элемент, единица деятельности, цель которой элементарна и не разложима на более простые; произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Детерминизм – причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Децентрация – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями.

Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Структурные составляющие деятельности – цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно деятельность разложима на действия.

Дидактика – научная дисциплина, занимающаяся исследованием теоре-тических основ обучения.

Доказательство логическая операция обоснования истинности какого-либо положения с помощью других связанных с ним истинных суждений. Логическая операция доказательства складывается из трех взаимосвязанных элементов:

– тезиса,

– аргументов,

– способа доказательства (демонстрация).

Доминанта – очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внсшние и внутренние раздражения и тем самым придающий поведению определенную направленность.

Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других».

Забывание – процесс «стирания» информации в памяти человека; сложный психофизиологический процесс, приводящий к затруднению, а иногда и к потере возможности воспроизведения ранее воспринятой информации (в некоторых случаях к неспособности узнавания). 3абывание особо активно протекает в первые минуты после непосредственного восприятия информации.

Задатки – некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические и, в некоторой степени, психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Запоминание – процессы фиксации в памяти той или иной информации об окружающем мире и переживаемом в связи с этим психическим состоянием; сложный процесс кодирования и усвоения информации об окружающем мире, результатов мыслительной деятельности, эмоциональных состояний и др.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).

Застенчивость – качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении.

Защищенность психическая – психическое состояние, характеризующееся уверенностью иидивида в возможности удовлетворения своих основных потребностей в любых, даже неблагоприятных ситуациях, в социально-психических, социальных гарантиях этого. Необходимое условие протекания положительных эмоций, уверенности личности в себе. Психическими гарантами защищенности психической являются: адекватная самооценка, чувство принадлежности к группе, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности и др.

Знание – преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

Значение – принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака. В педагогике – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.

 

Игра вид деятельности, в котором каждый из нас учится выполнять различные социальные роли, усваивать общественный опыт, который фиксируется в социально закрепленных способах осуществления действий.

Идентификация – 1. Опознание чего-либо, кого-либо; 2. Процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. 3.Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества или различия. 4. Способ понимания одного человека другим посредством интеллектуального отождествления

Интернал – тип личности, в случае неудачи более обвиняющий в ней себя, а не других и окружающие обстоятсльства. Для интернала характерно умение вызывать доверие у людей, находить контакты с ними, особая чувствительность в межличностных отношениях, к оценке себя окружаюшими. Интерналы чаще достигают успеха в творческой профессионалыюй деятельности; они менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы.

Интуиция – специфическая способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли – истина. Интуиция бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей, необходимо доказательство.

Имидж – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека; воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми.

Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности.

Ингибиция социальная – тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Сопровождается развитием патогенных психических состояний у одного или нескольких взаимодействующих и коммуникативными барьерами. Явление, противоположное фасилитации.

Индивид – 1. Человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmо sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуализм – черта личности, одновремепно тип мировоззрения, вы-ражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Индивидуальность – интегральное свойство личности, совокупность ин-дивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, непо-вторимой.

Инертность – низкая активность, бездеятельность, неподвижность. В современной физиологии высшей нервной деятельности и психологии термин инертность все чаще используется для характеристики некоторых относительно неизменных, относительно устойчивых свойств нейро-динамики, психики в целом, их отдельных компонентов.

Инстинкт – совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения), предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм инстинкта как безусловно рефлекторный; понятие инстинкт и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными.

Институты социальные – социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы задают систему внешней регуляции поведения, например, семья, школьный класс, компания друзей.

Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Интеграция групповая – процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений.

Интеракционизм – направление в западной социальной психологии (Дж.Г. Мид и др.), исследуюшее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе которого реализуется способность человека «принимать роль другого», в результате чего осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу.

Интеракция – взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников и возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения.

Интерес – одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социалъно обусловленным.

Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности. В процессе интериоризации происходит перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. Интериоризация может происходить как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях. Процесс, противоположный экстериоризации.

Интроверсия – преимущественная направлениость личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли.

Интроверт – тип личности, активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного интроверта характерны следующие черты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям, профессиям, не связанным с общением, с работой с людьми.

Интроекция – процесс включения индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, установок, мотивов других людей. Интроекция является психическим механизмом идентификации. Ее противоположностью является проекция.

Интроспекция – синоним самонаблюдения, постепенно все реже и реже употребляется как научная категория.

 

Катарсис – эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств.

Качества личности – сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Коллектив – высокоорганизованная просоциалъная группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегралъными психологическими характеристиками и параметрами. Основы теории коллектива разработаны А.С. Макаренко. Он рассматривал коллектив как уникальное средство воспитания, среду, в которой должен развиваться и получать оптимальные условия самореализации взрослеющий человек. С точки зрения А.С.Макаренко, только коллектив способен обеспечить ребенку полноценный социальный опыт адаптации к сложным меняющимся жизненным ситуациям. В то же время, коллектив является связующим звеном между человеком и обществом, обеспечивая установление социальных связей, разрыв которых ведет к деформации социального развития человека. Высокоорганизованная антисоциалъная группа носит название корпорации.

Коллективное бессознательное – термин концепции бессознательного К.Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в коллективном бессознательном, бессознательно усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием.

Коммуникатор – субъект общения, передающий информацию.

 

Коммуникация – акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Комплекс неполноценности – психопатологический синдром, который заключается в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных, социальных отношений, не деформирующих естественное развитие его личности. Порождается недостатками в функционировании механизма психической компенсации.

Константностъ восприятия – свойство восприятия воспроизводить предмет относителыю постоянным образом при изменении условий его восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения и т.д.).

Конфликт – столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия, сопровождающееся их негативными переживаниями.

Конформизм – соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.

Конформность – подверженность индивида групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии первоначально не разделявшейся им позиции большинства. На бессознательном, эмоциональном уровне конформность проявляется в виде таких свойств индивида, как внушаемость, способность и потребность в подра-жании и т.д. Зависит от личностных качеств индивида, его самооценки, самоуважения, тревожности, интеллекта, ролевых ожиданий, одобрения окружающих и т.д. У детей конформные реакции развиты в большей сте­пени, чем у взрослых, у женщин больше, чем у мужчин. Конформность личности может усиливаться в стрессовых ситуациях, в момент зарождения и протекания паники. Для конформных личностей характерна чрезмерная пластичность: принятие чуждых мнений, позиций, недостаточная критичность и др.

Концепция трансактного анализа – совокупность научных взглядов аме-риканского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям – успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Корреляция – взаимное соответствие, взаимосвязь явлений.

Культура – адаптивная система, посредством которой человек приспосабливается к среде.

Культурация – сложный процесс, которому человек учится всю жизнь. формируется через формирование нравственных представлений, взглядов, выработку стереотипов поведения и эстетических вкусов. Культурация осуществляется посредством языка и опыта. Это процесс, обеспечивающий индивидуальность каждой личности в обществе. Этот процесс носит специфический характер, отражающий специфику общности, в которой он состоит.

Лабильная акцентуация личности (характера) – тип акцентуации, носителю которого свойственна резкая смена настроения в зависимости от си-туации.

Латентный период – скрытый период в психическом и физиологическом отражении, время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции.

Либидо – одно из основных концептуальных понятий психоанализа, означающее психическую энергию, в основе которой лежит сексуальная потребность, она трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психичсской активности. Психическая энергия вообще, скрытая в бес-сознательном.

Лидер – человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений.

Лидерство – механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг неформального лидера.

Личностная зрелость – высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств человека. Личностная зрелость характеризуется следующими сформированными качествами: ответственность, потребность заботиться о других, активность, самореализация, толерантность к другим, высокий уровень общей жизнедеятельно-сти, высокие и социально значимые результаты деятельности, интерналъностъ в основных сферах жизнедеятельности.

Личностныйсмысл – индивидуальное содержание психического отраже-ния человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. Является производным от потребностей личности, системы ее отношений. Единица сознания человека, выражающая смыслообразующие мотивы деятельности, которые проявляются в осознанной деятельности, в поступках, поведении. Зависит от социальной позиции человека.

Личность – 1. Социальная сторона, социальное качество в человеке. 2. Конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.); занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. 3. Сложное системное социальное качество, формирующееся в условиях взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности.

Локус контроля – психический процесс, реализующий склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо внутренним способностям и усилиям.

Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующегося неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющегося в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д. Однако ряд качеств меланхолика важен для многих сфер деятельности: высокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (например, работу радиста, наблюдателя, гидроакустика и т.д.); высокая эмоциональная чувствительность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тон-чайшие эмоциональные сопереживания с окружающими, особенно с тонкими личностями и т.д.

Метод – способ достижения цели и определенным образом упорядочен-ная деятельность.

Методыобучения – способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению дидактичеких задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Механизмы самозащиты психические – в значительной стспени бессозна-тельные способы избежания конфликтов в сознании, внутренних конфликтов (реально конфликты могут оставаться) в случае, когда они ущемляют «Я» личности, оказывают негативное воздействие на ее психику. Проявляются обычно в трех основных формах: а) рационализация – создание системы оправданий морально неприемлемых поступков, неправильного поведения; б) перцептивная защита – замедление ответных реакций, бессознательное неопознавание гиперстрессогенных стимулов, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам; в) проекция – бессознательное стремление переложить вину на другое лицо или даже другой объект.

 

Механизмы социализации – относительно сложные способы, посредством которых человек усваивает и воспроизводит социальный опыт. Могут осуществляться на сознательном и подсознательном уровнях. Сложность определяется тем, что данные способы характеризуются процессуальностью (они реализуются относительно продолжительный период времени); феноменологичностью (определяются уникальными и неповторимыми чертами самого индивида, который усваивает опыт); социальностью (определяются и особенностями социума, влияющего на индиви­да). К наиболее распространенным механизмам социализации относятся: подражание, полоролевая идентификация, нормативная конформностъ, социалъная оценка желаемого поведения.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования ассоциаций.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека, психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения (направленные на определенный объект эмоции), установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От мотива следует отличать мотивировку.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив – жажда успеха – активность – цель –достижение успеха. Мотивация достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Основные типы мотивации достижения складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и других окружающих ребенка людей.

Мотивация избегания неудачи – выработанный в психике механизм избе-гания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием мотивации избегания неудачи главное – не допустить ошибки, избежать не­удачи, даже ценой сильной трансформации первоначалыюй, главной цели.

Мотивировка – вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий; может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощыо такой мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, сохранить цельность своего «Я», выглядеть лучше среди окружающих, а нередко и перед собой при совершении неблаговидных, аморальных поступков и тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов.

Мышление – процесс опосредованного отражения в человеческом созна-нии сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъ-ективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое, интуитивное и словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, формально логическое и творческое и т.д.

Наблюдательность – качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.

Направленность личности – психическос свойство личности, система потребностей доминант, ценностей. устремлений, обладающая рядом смыслообразующих мотивов и выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Научение – процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения приобретением опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и тем, что способствует приобретению любого опыта и включает протекающие неосознанно уяснение материала и его закрепление.

Негативизм – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиях. Как правило, формирование негативизма связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Может выступать непосредственной причиной конфликтов с начальниками, с окружающими, нарушения дисциплины.

Неустойчивый тип акцентуации личности (характера) – тип акцентуа-ции, выражающийся в склонности поддаваться влиянию окружающих, к постоянным поискам новых впечатлений, компаний, межличностных от-ношений, контактов, которые носят в большинстве случаев поверхностный характер.

Нонконформизм – черта личности, характеризующаяся стремлением к несогласию с мнением других во что бы то ни стало; то же, что негативизм; антоним конформизма.

Нормы социальные – образцы, эталоны, модели, схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов. Нормы касаются всех аспектов жизни человека и являются частью социалъного контроля. Социальные нормы возникли на ранних стадиях развития человеческого общества как необходимое условие, обеспечивающее эффективность совместной деятельности людей. Нормы определяют возможность реализации согласованных действий различных индивидов. Закономерность возникновения и развития социальных норм обусловливается стандартными, повторяющимися социальными ситуациями. Если ситуация уникальна, она не может иметь социальных норм.

 

Образ – форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная кар-тина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений воли, эмоций, установок, мотивов и т.д.

Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс постояниой передачи социально значимого опыта предшествующего поко-ления. Компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

Обучаемость – индивидуальная способность, выражающаяся в скорости и качестве усвоения человеком определенных знаний, навыков, умений в процессе обучения.

Обучение – процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений, социального опыта от обучающего к обучаемому. Обучение – важное средство образования и воспитания.

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людъми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятелыюсти.

Общение – процесс и результат установления контактов между людьми. Межличностный и групповой процесс, в основе которого лежит обмен между субъектами определенными результатами их психической деятельности.

Ожидания социальные – система требований, ожиданий социальной группы относительно норм исполнения индивидом социальных ролей, выражающихся в характере его действий, поведения, мыслей, чувств. Выступают как неформальные нормы, упорядочивающие действия людей по неписаным правилам, согласио традициям и т.д.

Онтогенез – процесс развития психики человека в течение его жизни, от момента рождения до смерти.

 

Осознанное – форма психического отражения, в которой образ действи-льности и отношение к ней субъекта являются предметами рефлексии на уровне сознания и фиксируются в нем отчетливо; логическое оформление с помощью понятий и категорий.

Осязание – ощущения, возникающие при прикосновении различных тел к коже и слизистым оболочкам с помощью их рецепторов.

Ответственность – контроль над деятельностью и поведением, связанный с выполнением норм и правил и осуществляемый в различных формах. Контроль может быть внешним (со стороны группы или определенных людей) и внутренним (со стороны самого субъекта самоконтроль). Локус (т. е. местоположение, место) контроля представляет собой склонность человека к тому или иному виду ответственности.

 

Отклоняющееся поведение (девиантное) – поведение человека, которое приводит к дестабилизации межличностных отношений, нарушению норм социального контроля, социальной дезадаптации и в конечном счете блокирует социальное развитие индивида.

 

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные категориальные моменты, качества и отношения других объектов.

 

Обычаи и нравы – являются стержнем нормативной системы. Нравы более всего связаны с фундаментальными устоями общества и потребностями. Они считаются само собой разумеющимися и несут эмоциональную нагрузку. Обычаи – это относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в определенных ситуациях.

 

Педагогика – наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Первая сигнальная система – система условно-рефлекторных связей, фомирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Переживание – психическое явление, связанное с противоречивым, пре-имущественно эмоциональным, отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная ценность.

 

Перцепция социальная – процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие.

Пластичность личности – повышенная способность личности к психиче-ской адаптации в процессе коммуникации (в некоторых случаях в профес-ональной среде психологов под пластичностью личности понимается вообще ее хорошие аптационные возможности).

 

Погружение исчезновение внешних, двигательных компонентов познавательного действия и превращение их в мыслительные операции.

 

Подражание – один из механизмов социализации, сущность которого заключается в стремлении человека воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов. Это стремление, имманентно свойственное каждому человеку, является особенно актуальным в детском возрасте и в условиях ресоциализации взрослого человека.

Познавательные психические процессы – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Полоролевая идентификация – один из механизмов социализации, заключающийся в усвоении индивидом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Порог ощущения – минимальная величина раздражителя, вызываюшего или меняющего ощущение. Различают нижний абсолютный порог ощущения (минимальная величина раздражителя, впервые начинающая вызывать ощущение), разностный порог ощущения или порог различия (мини­мальный прирост раздражителя, вызывающий едва заметное изменение ощущения), временной порог ощущения (минимальный интервал времени между двумя раздражителями, при котором они впервые воспринимаются отдельно), пространственный порог ощущения (минимальное расстояние между двумя раздражителями, при котором они начинают восприниматься как пространственно раздельные).

Порог раздражения – наименьшая сила раздражителя, способная вызвать в нервных клетках потенциал действия; мера возбудимости клетки.

Поступок – совокупность взаимосвязанных сознательных действий, на-правленных на достижение какой-либо социально значимой цели в опре-деленной социальной среде, оцениваемая их субъектом (а иногда и окру-жающими) как акт нравственного самоопределения, в котором он утверждает себя как личность.

Потребность – объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. В самом общем виде потребности людей принято делить на биологические и социальные, нередко это деление называют иначе – потребности материальные и духовные. Потребности в психологии рассматриваются и как особые психические состояния состояния «на-пряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие мсжду внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены. Удовлетворение потребностей протекает в результате целенаправленной деятельности.

Предметность восприятия – способность воспринимать отдельные признаки предметов.

Престиж – мера признания заслуг той или иной личности в данной социальной среде; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, присущих данной общности.

Привычка – сложившийся динамический стереотип, способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

Притязание – стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности. Завышенный уровень притязаний, с одной стороны, способствует развитию активности личности, интенсификации ее деятельности, с другой, – может служить непосредственной причиной разочарования, скепсиса, а нередко и неврозов. Заниженный же уровень притязаний не способствует оптимальной активности личности.

Продуктивность памяти – качественная характеристика объема памяти, быстроты запоминания, точности воспроизведения; эффективность рабочего соотношения долговременной и кратковременной памяти.

Проекция – процесс и результат постижения и порождения значений, за-ключающийся в сознательном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние объекты и на других людей. Проекция может иметь как защитный, а порой и патологический характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти «козла отпущения»; интерпретация ситуаций, событий с приданием им собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально неодобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий), так и творческий, созидательный. Кроме постижения и порождения новых значений выполняет и функцию снятия с личности, социальной общности чрезмерных внутренних моральных конфликтов путем обвинения других. Проекция характерна не только для психических реакций личности, но и больших социальных групп класса, нации и т.д.

Профессиональная ориентация – система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии, на оказание помощи ей в этом во-просе с учетом особенностей личности и потребностей общества.

Психастеническая акцентуация личности (характера) – тип акцентуации, носителю которого присущи такие черты, как высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и психическим состояниям и др.

 

Психика – это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях, в основе которого лежат физиологические процессы.

 

Психологическая совместимость – эффект взаимодействия в группе, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

Развитие – направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрас-оложенным результатом которого является совершенствование. Приме-ительно к развитию организмов и психики нередко применяют понятия онтогеез, филогенез и др.

Рационализация – защитный механизм сокрытия субъектом от своего соз-ания (путем самооправдания, придумыванием искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обеспечения состояния психического комфорта, релаксации, сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.). Направлена на сокрытие социально, личностно неприемлемых мотивов, потребностей.

Реалъность объективная – действительно существующий, вне и независимо от сознания человека, мир материальых явлений, процессов, объектов.

Реальность субъективная – действительно существующее психическое, субъективное отражение действительности; явление психики, сознания.

Резистентность – устойчивость к чему-либо, сопротивляемость.

Референтность – признак значимости какого-либо феномена, связанный с отношением к нему человека (референтная группа, референтный человек). Референтность явления определяет некую избирательность человека относительно объектов окружающей среды. В социальной психологии выделяют положительную и отрицательную значимость объекта. При положительной значимости субъект ориентируется на референтный объект как на эталонный. Негативные референтные отношения (отрицательная значи-мость) вызывают активное несогласие субъекта с нормами и стандартами референтного феномена. Негативные референтные отношения провоцируют индивида на то, чтобы добиться отрицательных оценок со стороны другого человека или группы.

 

Рефлексия социальная – самовосприятие индивида, обусловленное его взаимодействием с социальными субъектами.

Реципиент – субъект общения, принимающий информацию.

Роль социальная – совокупность норм поведения; само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности; социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Руководитель – человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство – механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг формального лидера.

Самовнушение – процесс внушения, направленный субъктом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания, средство самоорганизации личности, заключающееся в сознательном использовании личностью возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.

Самонаблюдение – психодиагностический метод исследования, основан-ный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, психики; непосредственное познание сознанием самого себя.

Самообладание – качество личности, проявляющееся в способности к ак-ивной саморегуляции в напряженных, опасных, дезорганизующих ее деятельность ситуациях.

Самоопределение личности – сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Саморегуляция – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.

 

Саморефлексия – самопознание субъектом своих психических состояний).

Самосознание – высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений иидинида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие самосознание активно развивается в рамках «Я-концепции».

Самостоятельная работа – разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся без непосредственного участия учителя, но по его заданиям.

Сангвиник – субъект, носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающегося подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Санкции социальные – все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к социальной норме. Санкции осуществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть положительными и отрицательными, формальными и неформальными, непосредственными и опосредованными. Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социалъного контроля.

Свертывание внешние действия, совершаемые ребенком, представляют собой исходный материал для развития высших психических функций. До 2-х лет познавательные действия ребенка доступны наблюдателю – ясно видны компоненты тех связей, которые возникают в мозгу. При возрастном развитии двигательные компоненты видоизменяются, их число уменьшается. Такое изменение и называют свертыванием.

Сензитивная акцентуация личности (характера) – тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность и др.

Сензитивность социальная – повышенная чувствительность человека к определенным внешним влияниям (педагогическим воздействиям, социальным факторам и т.д.), обусловленная его возрастными особенностями.

Совместимость межличностная – оптимальное соотношение личностных особенностей, психических качеств людей требованиям оптимизации их общения и деятельности.

Сознание – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностъю. Воспитание и обучение являются составной частью социализации.

Социальная оценка желаемого поведения – один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения. Человеку свойственно стремление к положительным санкциям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.201 сек.)Пожаловаться на материал