Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самооценка и ее роль в самовоспитании






Еще Стендаль писал: «Что я за человек? Есть у меня здравый смысл? Если есть, то глубок ли он? Обладаю ли я умом выделяющимся? Говоря по правде, не знаю. Да к тому же, занятый текущими делами, я редко задумываюсь над этими основными вопросами, и всякий раз мои суждения изменяются вместе с настроением. Мои суждения – лишь беглые оценки». Эти слова великого французского писателя каждый может отнести к себе. Но как осознать и правильно, т.е. адекватно оценить себя? Мы не раз говорили о самооценке, к которой обращались в связи с психодиагностикой, при помощи которой каждый из вас пытался ответить для себя на вопрос «Какой же я?» Этому посвящена и лабораторная работа, которая должна быть вами выполнена к экзамену: на основе полученных данных о себе вам необходимо определить свои резервы и ресурсы, описав себя, дав себе свой автопортрет.

В отличие от действующего экзистенциального «Я», которое всегда выступает как некое суммарное целое, рефлексивное «Я» допускает дробление на элементы. Наиболее разработанную модель рефлексивного «Я» предложил Н.Розенберг. Компоненты рефлексивного «Я», образующие его части, элементы лингвистически распадаются на существительные – мальчик, рабочий, отец и т.д. и прилагательные – умный, красивый, завистливый. Первые отвечают на вопрос «Кто Я?», вторые – «Какой Я?».

Общее количество слов, которыми люди описывают себя и других достаточно велико. Только оценочно-положительных качеств насчитываетсяоколо шестисот наименований. Вы в своих описаниях употребили лишь незначительную часть. Но компоненты самоописаний сочетаются друг с другом не как попало. Изучать их можно лишь в определенном порядке. Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости сознания, представленности в сознании того или иного компонента; во-вторых, по степени важности, субъективной значимости; в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа «Я».

Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» включает:

– устойчивость или изменчивость представлений индивида о себе;

– уверенность – неуверенность;

– самоуважение – самоуничижение;

– легкость или трудность изменения индивидом представления о себе.

Фокусы внимания позволяют выявить место, которое занимает «Я», «самость» в сознании человека. Сосредоточено ли его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен ли он своими внутренними качествами или производимым на других впечатлением. Области «Я» подразумевают пласты, сферы – «телесные», «социальные», «внутренние» и «внешние», «подлинные», «не подлинные». Планы, или уровни «самости» обозначают степень ее объективированности.

Человек рассматривает себя, как и других, одновременно с точки зрения реального, возможного, воображаемого, желаемого, деятельного, изображаемого. Мотивы, эмоциональные импульсы, побуждения человека действовать во имя своих представлений о себе многообразны. Стремление к положительному образу о себе – один из главных мотивов человеческого поведения. Самый устойчивый мотив – самоуважение и чувство «постоянства Я».

Взаимодействие этих мотивов многие годы было предметом специальных экспериментальных исследований. Современная психология выделяет в связи с этим четыре основных признака «самости» человека:

– интериоризация, усвоение оценок других людей;

– социальное сравнивание;

– самоатрибуция;

– смысловая интеграция жизненных переживаний.

Мы обратим внимание на психологические механизмы самооценивания, которые достаточно сложны. В связи с этим встает вопрос: меняется ли «образ Я» и от чего это зависит? Вопрос не праздный. Попытайтесь сами ответить на него, а мы обратим внимание на следующие характеристики самооценки.

Во-первых, это критерии самооценки, которых бесконечное множество. Есть среди них и особо важные, личностно значимые критерии. Для мужчины, например, это профессиональные успехи, ум, в самооценке женщин – красота, привлекательность, семейное благополучие, воспитание детей.

Во-вторых, уровень самооценки, который обусловлен степенью соответствия реального качества человека «эталону». Можно условно принять такую градацию: высокий, средний, низкий уровень самооценки, являющийся регулятором поведения человека. Чем выше самооценка, тем больше требований предъявляет к себе человек, тем выше его притязания. Скажем, студент с высокой самооценкой претендует на более престижную работу по окончании вуза по сравнению с сокурсником со средней самооценкой.

В-третьих, характер самооценки определяется тем, принимает ли ее человек для себя или нет. Одни самооценки вполне устраивают, удовлетворяют человека, другие – нет. При неудовлетворительной самооценке человек пытается изменить ее, или избегать ситуаций, обуславливающих ее.

В-четвертых, гармоничность самооценки. Если жизненные ситуации дают человеку основание по–разному оценивать у себя одно и тоже качество, то это говорит о дисгармоничности его самооценки. Такая дисгармония заставляет человека много страдать. Например, об этом писал Ф.Достоевский в «Братьях Карамазовых», Т.Манн в «Докторе Фаустусе», С.Есенин в поэме «Черный человек».

В-пятых, гибкость самооценки. Об этом писал А.П.Чехов: «Надо воспитывать женщину так, чтобы она умела, подобно мужчине, сознавать свою неправоту, а то она, по ее мнению, всегда права». Это утверждение не значит, что каждый мужчина может осознавать свою неправоту. Но гибкость или ригидность самооценки проявляется, в частности, тогда, когда они строятся на прошлых уже всеми забытых заслугах человека и не учитывают его нынешнее положение.

В-шестых, устойчивость самооценки. Она бывает разной. У одних случайные обстоятельства ее не колеблют, у других – она изменяется вместе с успехами и неудачами, которые всегда есть в жизни у каждого.

В-седьмых, форма выражения самооценки может быть личностной, касающейся личности в целом или частной, относящейся к той или иной характеристике личности. Приобретая устойчивость личностная самооценка превращается в установку личности, которая проявляется в самоуважении человека, чувстве собственного достоинства, самомнении.

 

Исследователи предложили такую форму самоуважения:

Успехи

Самоуважение = ———————






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.