Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы нашего исследования






1. Исследование в целом подтвердило гипотезу о том, что сба­лансированные семьи (или в момент, когда семья сбалансирован-на) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные.

2. Было обнаружено, что среднесбалансированные, а также не­сбалансированные семьи также могут быть весьма удовлетворены браком, но только те, у кого высокие показатели по сплоченно­сти и/или гибкости.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «семейная история», какие методики используются для ее восстановления?

2. Что понимается в отечественной психологии под «удовлетворенно­стью супругов браком»?

3. Дайте определения семейного стресса и семейного копинга?

4. Что понимается под «сплоченностью» и «гибкостью» семейной си­стемы?


ЛИТЕРАТУРА

Агапова Л. Г., Лидере А. Г. Апробация методики Г.Алена и К. Мартина «Каков ваш коэффициент интимности?» // Журнал практи­ческого психолога. — 2000. -№8-9.

Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Алек­сандрова, В.Юстицкис. — СПб., 2000.

Александрова Ю.В. Опросник для диагностики ролевых паттер­нов отношения к Другому взрослого человека // Журнал практического психолога. — 1998. — № 8.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. — М., 2000.

Алеш и н а Ю. Е. Удовлетворенность браком в супружеских парах с различным стажем совместной жизни // Медико-психологические ас­пекты брака и семьи. — Харьков, 1985.

Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2002.

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. — СПб., 1998.

Андрущенко Т.Ю. Моделирование биографии — «Альбом моей жизни» в консультировании старшеклассников // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 4.

Андрущенко Т. Ю. Беседа «Мой круг общения» в диагностике со­циальной ситуации развития ребенка // Семейная психология и семей­ная терапия. — 1999. — № 2.

Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду. — 2000. - № 4.

Антонов А. И. Микросоциология семьи. — М., 1998.

Арнаутова Е. П. Стабильность семьи, основанной на повторном браке (Опросник для изучения родительского взаимодействия) // Се­мейная психология и семейная терапия. — 1997. — № 2.

Баз Л. Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи) // Психологический журнал. — 1995. — № 4.

Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП.— М., 1999.


Белорусов С.А. Методика «Мое письмо о супруге» и ее психоте­рапевтическое использование // Семейная психология и семейная тера­пия. — 1998. — № 3.

Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.

Бережная М. С. и др. Анкета для первого интервью в семейном консультировании // Семейная психология и семейная терапия. — 2004. — № 3.

Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологическом консуль­тировании. — М., 1989.

Будинайте Г. П. Классическая системная семейная терапия и пост­классические направления: революция, эволюция или?... // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: тео­рия, практика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001.

Б у р м е н с к а я Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в кон­сультировании детей и подростков. — М., 2002.

Варга А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отноше­ния // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические матери­алы. — М., 1988.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Р. Психо­логическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое при­менение. — М., 1994.

Введенов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье. — М., 1953. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2003. Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значе­ние для реабилитации больных // Клинические и организационные ос­новы реабилитации психически больных / под ред М. М. Кабанова. — М., 1980. -С. 207-266.

Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отноше­ния ребенка. — М., 1994.

Гладыше в а Н. В. Отношение человека к неблагоприятным жиз­ненным ситуациям (адаптация опросника неприятных событий Lewin-son P.M.) // Проблемность в профессиональной деятельности. — М., 1999.-С. 252-281.

Горячева Т. Г., Трофимчук О. Н. Использование методики со­вместного складывания куба Линка в диагностике детско-родительских отношений подростков, перенесших операцию на сердце // Журнал прак­тического психолога. — 1997. — № 3.

Гроздова Е. В., Лидере А. Г. Комплементарность супругов и удов­летворенность браком // Семейная психология и семейная терапия. — 1997. - № 2.

Гурова Е. В. Семейная доска // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 4.

Добряков И. В. Либерализация сексуальной морали в России: но­вые проблемы // Семейная психология и семейная терапия. — 2000. — № 3.


Евсикова Н. И. Две методики для обследования подростков // Се­мейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.

Еникеев М. И. Психологическая диагностика: стандартизирован­ные тесты. — М., 2002.

Желдак И. М. Практикум по групповой психотерапии детей и под­ростков с коррекцией семейного воспитания. — М., 2002.

Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 2000.

Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной сторо­ны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического пси­холога. — 1996. — № 6.

Захарова Е. И., Карабанова О. А. Диагностика характера дет­ско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность // Пси­холог в детском саду. — 2002. — № 1.

Захарова Е. И., Карабанова О. А. Свободное самоописание— метод исследования самосознания подростков // Психология в школе. — 2000.-№3-4.

Идобаева О. А., Подольский А. И. Внимание: подростковая депрессивность. — М., 2004.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и жен­щин. - СПб., 2002.

Карабанова О.А. Проективная методика «Родительское сочине­ние» в практике психологического консультирования // Семейная пси­хология и семейная терапия. — 1998. — № 1.

Карабанова О. А Психология семейных отношений. — Самара, 2001.

Кижаева Е. Е., Лидере А. Г. Системный подход в современной семейной психологии // Психолог в детском саду. — 2004. — № 3.

Кижаева Е. Е., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком и струк­турно-функциональные характеристики семьи // Психологические про­блемы современной российской семьи: материалы Всероссийской ин­тернет-конференции. 2004. Сайт ГосНИИ семьи и воспитания: www.niisv.ru\liderskonf.hmt

Ке р и г П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психоло­гии. - 1990. - № 1.

Кован Ф.А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Воп­росы психологии. — 1989. — № 4.

Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1989.

Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных рас­стройств и супружеских конфликтов. — М., 1994.

Кочуров М. Г. Использование аппаратурной методики для анализа супружеской совместимости // Психологические проблемы современ­ной российской семьи: материалы Всероссийской интернет-конферен­ции. 2004, www.isv.ru (ГосНИИ семьи и воспитания).

Кошкин К. А. Семейная психотерапия. Диагностика и системные модели. — М., 2005.

Кравцова С. Подросток на перекрестке эпох. — М., 1997.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М., 2001.


Основы возрастно-психологического консультирования / под ред. А.Г.Лидерса. - М., 1991.

Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2002.

Лидере А. Г. Семья как психологическая система. — М.; Обнинск, 2004.

Лидере А. Г., Минеева О. А. Лексика для описания семьи в пси­хосемантическом исследовании // Семейная психология и семейная те­рапия. - 2003. - № 4. - С. 3-19.

Магасумов Р. Ш. Разработка и апробация методики исследования супружеских коммуникаций // Вестник МГУ. — Сер. XIV. Психология. — 1984.-№4.-С. 72-73.

Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2002.

Майстрова М. В., Филипович И. В. Психология девиантного поведения. — Минск, 2000.

Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия роди­телей с детьми // Журнал практического психолога. — 1998. — № 3.

Марковская И. М. О возможностях применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.

Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи»: в 3 т. — М., 2003.

Минеева О. А., Лидере А. Г. Имплицитные теории семьи//Се­мейная психология и семейная терапия. — 2004. — № 3.

Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отно­шений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психи­ческих заболеваниях. — Л., 1978. — С. 13 — 20.

Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между суп­ругами // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981.-С. 12-18.

Низковских Ю. В. Метод «Ссорящиеся животные» // Журнал прак­тического психолога. — 2000. — № 1.

Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии // Се­мейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Алек­сандрова, В.Юстицкис. — СПб., 2000.

Обухов Я. Л. Красный цвет // Журнал практического психолога. —

1996. - № 5.

Обухов Я. Л. Синий цвет // Журнал практического психолога. —

1997. - № 1.

Обухов Я. Л. Желтый цвет// Журнал практического психолога. — 1997. - № 2.

О б у х о в Я. Л. Оранжевый цвет // Журнал практического психолога. — 1997. - № 5.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе

Olson D. H., Portner J., Laveer Y. FACES HI// Family Social Science University of Minnesota. — 1985.

Олифирович Н.И., Зинкевич Т.А., Валента Т.Ф. Семей­ные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. — М.; Обнинск, 2005.

Потемкина О.Ф. Психология сексуальности. — М., 1993.


Психология развития / под ред. Т.Д.Марцинковской. — М., 2001.

Психология семейных отношений / авт.-сост. М. В. Семкина. — Чита, 2000.

Психология семейных отношений с основами семейного консульти­рования / под ред. Е. Г. Силяевой. — М., 2002.

Психология семьи: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Са­мара, 2002.

Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. — М., 1990.

Руководство к тесту КАТ / под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — М.; Обнинск, 1993.

Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. — М., 2000.

Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журнал практического психолога. — 1999.-№4.

Системная семейная терапия: хрестоматия / под ред. Э. Г. Эйдемил-лера. — СПб., 2002.

Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. — 2000. — № 3.

Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики на­рушений семейного общения // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С. 145-150.

Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично­сти. - М., 1989.

СоломатинаЕ.Т. Проявления внутриличностных противоречий в супружеской паре как несогласованность семейных ценностей и ролевых установок // Материалы Всероссийской научно-практической конфе­ренции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 т. - М., 2003.

Социологический энциклопедический словарь / сост. Г. В. Осипов. — М., 1998.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.

Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Психогенность стиля семейного вос­питания как показатель неудовлетворенности браком // Семейная пси­хология и семейная терапия. — 2001. — № 4.

Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зави­симости от социально-демографических характеристик семьи // Семей­ная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1.

Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зави­симости от структурно-функциональных характеристик семьи // Жур­нал практического психолога. — 2001. —№ 5—6.

Стол и н В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопро­сы психологии. — 1982. — № 4.

Столин В. В., Романова Т.А., Бутенко Г. П. Опросник удов­летворенности браком // Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 1984. — № 2.


Тарабаева В. Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная терапия. — 1997. — №1.

Трояновская П. Методика «Детско-родительские отношения в под­ростковом возрасте» — родитель глазами подростка // Семейная психо­логия и семейная терапия. — 2003. — № 3,

Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. — М., 1998.

Черников А. В. Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — №2.

Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная мо­дель диагностики. — М., 2001.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1990.

Ш а п и р о А. 3. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психоло­гии. — 1994. — № 4.

Шишкина О. В. О чем расскажут истории любви // Семейная пси­хология и семейная терапия. — 1998. — № 3.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Се­мейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.

Jourard S. M. Self-Disclosure: an Experimental Analysis of the Transparent Self.-N.Y., 1971.


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора........................................................................................ 3

Г л а в а 1. Семейная психология как теоретическая и практическая

наука................................................................................ 7

1.1. История семейной психологии и семейной психотерапии............... 7

1.2. Системный подход в семейной психологии.................................. 10

1.3. Структурно-функциональные характеристики семьи..................... 14

1.4. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы 24

1.5. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейной системы 29

Г л а в а 2. Общая типология методик психологического обследования

семьи.............................................................................. 34

Гл ав а 3. Диагностика родительско-детских отношений................. 42

3.1. Типология методик диагностики родительско-детских отношений 42

3.2. Методики для детей (подростков)................................................ 44

 

3.2.1. Методика «Рисунок семьи»................................................ 44

3.2.2. Методика «Семья животных»............................................. 50

3.2.3. Методика «Межличностные отношения ребенка»

Рене Жиля...................................................................... 57

3.2.4. Различные варианты методики «Незавершенные предложения» 62

3.2.5. Модификация оценочно-самооценочной методики............... 70

3.2.6. Детский апперцептивный тест............................................. 71

3.2.7. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье»

Е. Бене-Антони..................................................................72

3.2.8. «Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников 88

3.2.9. Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения» 100

 

3.2.10. Опросник «Подростки о родителях»................................ 106

3.2.11. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской 114

3.2.12. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго 121

3.3. Методики для взрослых............................................................ 122

3.3.1. Анамнестический опросник.............................................. 122

3.3.2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»... 127


3.3.3.Опросник родительских отношений Варги—Столина 142

3.3.4.Опросник стиля родительского воспитания АСВ

Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса......................... 146

3.3.5.Опросник родительских установок PARY................ 168

3.3.6.Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ) 179

3.3.7.Опросник Е.О.Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения» 183

3.3.8.Шкала родительской озабоченности......................... 187

3.3.9.Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» 190

3.4. Методики для обследования диады родитель—ребенок... 195

3.4.1.Методика «Архитектор—строитель»............ >......... 195

3.4.2.Совместное складывание куба Линка родителем

и подростком............................................................... 197

3.5. Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для
взрослых............................................................................... 201

3.5.1.Цветовой тест отношений А. Эткинда...................... 201

3.5.2.Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека 205

3.5.3.Семейная социограмма.............................................. 206

3.6. Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы)

для родителей и для детей.................................................. 208

3.6.1. Опросник для изучения взаимодействия родителей

с детьми И. Марковской.............................................. 208

3.6.2.Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г.М.Шашловой............................................................ 220

3.6.3.Опросник родительского отношения к детям — «зеркало»

для АСВ........................................................................ 229

Г л а в а 4. Диагностика супружеских отношений.......................... 237

4.1............................................................................................... Ролевая структура семьи 237

4.1.1.Семейные роли и опросник распределения ролей в семье... 237

4.1.2.Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека.... 245

4.1.3.Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.

Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой 256

4.2.Особенности общения между супругами........................... 269

4.3.Супружеские конфликты и их диагностика........................ 279

 

4.3.1.Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской 280

4.3.2.Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна... 287

4.4. Диагностика совместимости................................................ 293

4.4.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре»

Ю.Е.Алешиной............................................................ 293

4.5............................................................................................... Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов..................................................................................... 301

4.5.1.Опросник сексуальности Айзенка............................. 302

4.5.2.Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г.Алена, К.Мартина 313


4.5.3. Методика оценки сексуального профиля................. 322

4.6. Вариант методики «Незавершенные предложения» —

«Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова........................ 330

4.7.Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде..... 334

4.8. Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов 339

 

4.8.1.«Семейные психологические тесты» из популярных журналов — «за» и «против» 339

4.8.2.Примеры «обыденных» семейный тестов................. 341

Г л а в а 5. Психологическое обследование семьи как целого 346

5.1. Исследования семейной истории........................................ 346

5.1.1. Генограмма.................................................................. 346

5.1.2.Методика «Линия жизни семьи»................................ 350

5.2. Семейная реконструкция и семейные расстановки........... 353

5.2.1.Обзор техник семейной реконструкции в семейном консультировании и семейной психотерапии 353

5.2.2.Методика «Семейная доска»..................................... 365

5.2.3.Системный тест Геринга............................................ 375

5.3. Опросники удовлетворенности браком.............................. 379

5.3.1. Опросник удовлетворенности браком В. В. Столина,

Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко.................................. 379

5.3.2.Опросник Ю. Е.Алешиной......................................... 384

5.3.3.Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика ДжТоттмана)................................................................ 388

5.4. Семейный стресс и семейная тревога................................. 392

5.4.1. Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий

по оценкам подростков (исследование О.А.Идобаевой) 392

5.4.2. Опросник «Список неприятных событий» П.М.Левинсона 396

5.5............................................................................................... Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы...................................................................................... 408

Литература................................................................................. 423

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.