Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример использования методики. Консультирование Люды С. Люда шла в консультацию неохот­но, плакала






История обращения

Консультирование Люды С. Люда шла в консультацию неохот­но, плакала. В семье трое детей. Люда — старшая дочь от перво­го брака, ей 10 лет, два других ребенка — маленькие: мальчику 3 года, девочке 9 месяцев.

Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на непослушание де­вочки, невыполнение домашних обязанностей, неумение за себя постоять, частую слезливость. Мать недовольна дочерью, ее вне­шностью (полная), считает ее «слабой личностью», не видит ника­ких достоинств, полагает, что она хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя проявление жалости со стороны окружающих. И в общеобразовательной, и в музыкальной школе девочка учится хорошо, пишет стихи.

Диагностический этап работы

По личностному опроснику Кеттела выраженными показате­лями являются А, С, D, G, О, 04, что говорит о высокой внутренней напряженности, тревожности, озабоченности (О = 10, Q4= 8), о не­уверенности в себе, сензитивности (С = 2, О = 10), о реактивности поведения, легкой возбудимости (D = 8), о наличии конфликтов в социуме, плохой ориентировки в межличностных отношениях (А = = 2, G = 3).

На рисунке несуществующего животного девочка изобрази­ла Кслемышара с пятью большими глазами. Комментируя проис­хождение названия («смесь кота, собаки, льва, ежа, мыши»), Люда подчеркнула, что он «как мышь всего боится, но защищается». В рассказе о животном она поместила его жить в бездонную пе­щеру, считает, что у него «больше врагов, чем друзей». Ее живот­ное ненавидит «вражду и драку, даже защищаться не умеет, дерется с закрытыми глазами, чтобы не видеть, что делает другим боль­но, так как жалостливый», боится «потерять друзей, так как налетели враги, а он беззащитен». Данная методика выявила зависимую позицию девочки от взрослых и сильных, внутреннюю неуверенность в себе.

В домашнем задании (написать о своих невзгодах и радостях) девочка невзгодам относит: частые ссоры с братом, болезнь любимой учительницы, «нам учительницу заменили», «со мной ни­кто не дружит», «встреча с Катей Г.».

Перечисленные невзгоды лежат в сферах общения дома и в школе. Характер невзгод показывает значимость для девочки лич­ности учительницы (плакала, когда узнала о болезни), наличие кон­фликтов с новым, не сравнимым с прежним учителем, наличие не­удовлетворенности и тревоги по поводу отсутствия дружеских связей со сверстниками.

Характер радостей связан опять же с новым учителем (1-е ме­сто); с событиями в семье: рождение сестры и защита мамой дис­сертации (2-е место); с поездками: в лагерь, в лес (3-е место) и приобретениями (подарили кораллы). Как видно из перечисленных событий, сфера общения со сверстниками не актуализирована.

Таким образом, данные, собранные по этим методикам, обна­ружили общее неблагополучие Люды в социуме, однако выяснить конкретную картину внутреннего мира девочки со всем ее много­образием межличностных связей удалось в ходе «графической беседы».

Использование этой методической процедуры позволило опо­средованно подготовить Люду к обсуждению ее актуальных пере­живаний.

Результаты совместного заполнения «круга общения» представ­лены на рисунке 10. Рисунок показывает различие в широте и ха­рактере взаимодействия.

Наиболее тесен домашний круг общения, здесь девочка выде­лила восемь человек, с кем, по ее мнению, сложились теплые, добрые отношения, особенно она выделяет маму, одну из бабу­шек, родную сестру девяти месяцев и двоюродную сестру-свер­стницу; только один человек в доме — брат трех лет — приносит большие неприятности.

Друзей во дворе немного, двое из них младше (по семь лет), из сверстников ей нравится только одна девочка, встречи с которой эпизодические, связь неглубокая.

Неблагополучное положение у Люды в школе в сфере общения как со сверстниками, так и с учителями. В школе из пяти названных сверстниц две приносят большие огорчения, общение с обеими взаимно неприятно. Эти девочки активно выражают ей неприязнь, дразнят, обзывают и, как ей кажется, презирают. Три однокласс­ницы входят в круг ее благополучного общения, но отношения с ними нельзя назвать дружбой. К двум указана только односторон­няя стрелка со стороны Люды, а к одной — хотя и двусторонняя, но взаимоотношения не являются тесными. Люда считает себя недостойной ее: «Она отличница, слишком утонченная для меня».

Значимость общения с учителями для Люды велика, она назва­ла семерых учителей, двое из них вызывают глубокие отрицатель­ные переживания. К учительнице 3-го класса, относящейся к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей злости. Также отрицательно она относится к новому учителю, долгое время заменяющему заболевшую любимую учительницу: «Он ко мне носится как к мебели, как к столу, которому надо подпиливать ножки». Взаимоотношения только с одной учительницей (заболев­шей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяжело переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее выздоровлении, с нетерпением ждет возвращения в класс.

Таким образом, введение в работу консультанта методическо­го приема, где графически изображался круг общения, позволило организовать доверительную беседу, в ходе которой была выявле­на неблагополучная для ребенка данного возраста социальная ситуация развития. Об этом свидетельствуют следующие факты:

- во-первых, у девочки не реализована растущая в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, фик­сирован отрицательный опыт общения с ними;

- во-вторых, выявлен уже длительный конфликт в семье, связан­ный с конкурентным отношением с братом, обострившимся в связи с рождением еще одного ребенка. К девочке со стороны матери стали предъявляться новые, повышенные требования, с которыми она не справляется. Фиксирован опыт безуспешной борьбы за внимание и любовь близких;

- в-третьих, неудовлетворенность в других сферах общения девочка компенсирует непомерным, экзальтированным отношением к учительнице, что не типично для этого возраста. Потребность любви и привязанности к учителю носит компульсивный характер.

Результатами ограничения общения в школе, переживания постоянного неуспеха явились растерянность, неверие в свои сил''1; отрицательное отношение к себе — девочка чувствует себя слабой и беззащитной. Постоянный поток отрицательных оценок со стороны родителей в адрес ее внешнего облика, поведения, качес10 личности усилил неверие ребенка в свои силы, вызвал непринятие себя.

 

3.2.10. Опросник «Подростки о родителях»

Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник, который создал Е. Schaefer (1965). Его опросник «Children's Report of Parental Behalf Inventory» состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (1959) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.

Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебно. Л Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследо­ванииЗ3. Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначаль­ное представление о том, что воспитательное поведение родите­лей глазами детей можно описать тремя переменными:

1) принятие — эмоциональное отвержение;

2) психологический контроль — психологическая автономия;

3) скрытый контроль — свободный контроль.

Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учиты­вая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось прежде всего сокращение количе­ства шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выде­лил три значимых фактора:

1) положительный интерес — враждебность;

2) директивностъ — автономия;

3) непоследовательность.

Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русско­язычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана [Вассерман Л. И. и др., 1994]. Удивительно, что наряду с использова­нием в клинической психологической практике методика «Под­ростки о родителях» уже дважды использовалась в обширных пси­хологических исследованиях образа жизни подростков. В них мето­дика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации под­ростков.

Одно из таких исследований, выполненное под руководством С.Кривцовой [Подросток на перекрестке..., 1997 ], мы кратко пересказываем ниже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.