Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапевтическая направленность работы






В ходе работы со Светой четко определился предмет обсужде­ния, главная проблема. В беседе удалось вывести в материальный план (графическое обозначение) актуальные переживания Светы, появилась возможность «проговорить» свою непростую ситуацию. В результате психологу удалось показать девушке, что «не все так плохо», что вокруг нее много людей, для которых она дорога и значима. Это обсуждение позволило повысить групповую иденти­фикацию Светы.

К концу встречи Света успокоилась, настроение улучшилось. Данный методический прием позволил организовать продолжи­тельную беседу с девушкой, в ходе которой появилась возмож­ность анализа ее отношений с мамой: обсуждались различные стороны отношений, фиксировалось внимание на благоприятных периодах, была показана неоднозначность модальности ее пере­живаний.

На третьей встрече было решено продолжить работу по обсуждению и осознанию контекста сложившейся ситуации, вый­ти на расширение временных биографических рамок «сегодняш­ней» ситуации, показать возможные жизненные перспективы. Та­кой план работы, по мнению психолога, должен был усилить ме­ханизм возрастной идентификации. На этой встрече использова­лась методическая процедура «Радости и огорчения жизни».

Данная встреча позволила психологу уточнить преобладающую модальность переживаний Светы в различные возрастные перио­ды. Анализ радостей и огорчений жизни Светы показал, что дан­ный период оценивается как конфликтный и напряженный. Радост­ное мироощущение девушка отмечала в ранние дошкольный и школьный периоды жизни. По ее словам, она «любила всех, и все любили ее». На рисунке пространственное соотношение биогра­фических интервалов различное. Такие периоды, как «Поступление в школу» и «Окончание школы», на линии жизни наиболее протя­женные. С ними девушка связывает радостное мироощущение, прошлое представляется как светлое, бесконфликтное, когда она жила с окружающими ее людьми и с собой в полном согласии. Будущее девушка идеализирует, считает, что у нее хватит сил на создание хорошей семьи, счастливой жизни с любимым челове­ком, что, когда она будет далеко от родного дома, мама все осоз­нает и изменит свое поведение по отношению к ней, отцу и бабуш­ке. Света объединила в один временной интервал учебу в 1 — 4-м классах, мотивируя это тем, что ей было хорошо все эти годы, она очень любила свою первую учительницу и что для нее было горем переходить в 5-й класс.

На линии жизни 5, 6 и 7-й классы занимают равные интерва­лы и не связаны с переживанием отрицательных эмоций. Начи­ная с 8-го класса, интервалы увеличиваются, постепенно нара­стает неблагополучное мироощущение, которое достигает мак­симума к 11-му классу. Такую эмоциональную картину девушка связывает с нараставшим непониманием со стороны матери, ее отдалением, уходом в «свою» жизнь без семьи, ее ложью, изме­ной отцу.

В ходе составления «линии жизни» со Светой обсуждались те переживания, которые сопутствовали кризисно-возрастным эта­пам ее жизни, обсуждались возможности преодоления трудностей сложившейся ситуации, было показано, что острые ситуации при их правильной интерпретации устранимы.

В совместной работе психолога и ребенка методика позволила расширить контекст анализа проблемы, масштаб ее мировосприя­тия. Вербализация девушкой своих переживаний к концу занятий снизила их остроту, «фокус» переместился на будущие события. По словам Светы, по окончании работы ей многие вещи показались Другими: «Не стоит застревать так на своих огорчениях, ведь впе­реди так много хорошего. Правда ведь?»

При четвертой встрече, опираясь на уже сложившиеся Доверительные отношения между психологом и Светой, была ис­пользована техника «Альбом моей жизни».

Как увидим из нижеприведенного протокола, в ходе работы с конвертами Света создала 5 страниц-рубрик своего альбома.

Из конверта «Радости» она выбрала одну страницу-рубрику — " •Любовь».

Из конверта «Разное» — «Дом», «Просто жизнь», «Я».

Из конверта «Печальное» — «Чужие».

 

Комментарии Светланы при выборе иллюстраций и «экскурсии» по альбому

Страница 1 — «Чужие»

«Это было у нас на самом деле, но сильно ее ударить я не смогла, хотя она этого заслуживает»

Речь идет о матери

«Это про нее, везде ездит, денег много, из-за этого готова на все, на унижение отца, бабушки. У нее такое лицо бывает, когда при этих своих гостях начинает меня воспитывать»

«А это мама и бабушка. Мама не ценит того, что делает для нее бабушка. Бабушка любит папу и меня, и из-за этого она ее ненавидит»

«Как она не поймет, что две " стенки" в доме не нужны. А эти ковры, кото­рые некуда стелить? Ведь она же одна останется, я к себе ее не возьму, пусть знает, как нам всем было плохо из-за нее»

Страница 2 — «Любовь»

«Говорят, дети от любви рождаются... я что-то в это не верю. Вот и у А. то же самое»

«Я его люблю? Не знаю, за его спиной его жизнь, а вдруг со мной рухнет вто­рая половина? Мне бы хо­телось, чтобы А. был более уверенным в жизни»

«А вот это мне не нравится, больно он нахальный и са­моуверенный»

 

 

Диагностическая направленность работы

Характер выбора рубрик для названия страниц альбома, сразу обнаруживает зону конфликтных и значимых переживаний девушки:

- ярко выраженные напряженные отношения с матерью (рубрика «Чужие»);

- прогнозирование неудачи в супружеских отношениях (рубрика «Любовь»);

- трудности принятия себя (рубрика «Я»).

В то же время выбор эмоционально положительно окрашенных страниц альбома связан с идеализацией прошлого («Хорошо было у бабушки») и будущего. Все положительные мироощущения де­вушки не связаны с переживаниями настоящего (сейчас) и актуаль­ного (здесь), все события где-то «там» и «не сейчас».

Подбор иллюстраций, их устойчивость, повторяющееся содер­жание в рамках даже одной страницы показывают на силу конф­ликтного продолжительного переживания.

Данная методическая процедура дала возможность увидеть ос­новные тенденции личностного самоопределения девушки — по­иск себя в мире (рубрики «Дом», «Я»), отношения с другими (руб­рика «Чужие») и т.д.

В ходе составления альбома была выделена группа проблем, типичных для старших школьников, условно названная нами «Стра­хи». Прежде всего, это касается ее отношений с бабушкой. Для девушки бабушка самый значимый, самый близкий человек в жиз­ни, в то же время она понимает, что она в любой момент может уйти из жизни, это осознание приводит к расширению масштаба мироощущения — она обсуждает широкий контекст проблемы жизни и смерти.

В ходе работы обнаруживается амбивалентное отношение к матери: «Она не понимает меня, но она моя мать и я все равно люблю ее».

Можно говорить о диффузии личностной идентичности Светы, это проявляется в ее высказываниях: «Не пойму, какая же я? Кто я?» Составляя «Альбом своей жизни», моделируя свой портрет, Света достаточно долго манипулировала картинками «человек без лица», «лицо-маска», накладывала их на портрет девушки.

Итоги работы

Психологу с помощью данной методической процедуры удалось вывести личностные проблемы девушки в план обсуждения, «изоб­разить» их, говорить о них.

В ходе работы Света пережила положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации; с удовольствием стро­ила свою «биографию», что выражалось в оценке данной встречи: " Было очень интересно. Мы с Вами поговорили, посмотрели, на Ауте легче стало... А хорошо было бы, если и в жизни так — если что не нравится, переложил, убрал. Но, к сожалению, такого не бывает. Многие у нас в классе смеются, но, мне кажется, я сейчас Начинаю понимать, почему Островский писал, что жизнь человеку дается только один раз...»

В ходе моделирования своей жизни у девушки появилась возможность эмоционально отреагировать актуальную конфликтную ситуацию, она улыбалась, глаза увлажнялись, плакала, разговаривала сама с собой. Перенос отрицательных эмоций в условный изобразительный план помог девушке снять острое психическое напряжение, еще раз проговорить значимые для нее жизненные события, в определенном плане овладеть ими.

Работая с иллюстративным материалом, ставя перед собой сложные вопросы, Света пыталась обсудить и сложные философ­ские проблемы, осознать смысл жизни и определить свое в ней место.

По окончании работы Света сказала: «Я многое поняла, я попытаюсь наладить хотя бы терпимые отношения с мамой. Я ведь тоже не подарок, а она много работает, и деньги эти в конце кон­цов для нас... Правда, не знаю, получится ли у меня? Но я попы­таюсь...»

В результате четырех консультативных встреч психологу удалось купировать у Светы остроту переживаний по поводу создавшейся жизненной ситуации. Изменилось ее отношение к семейному кон­фликту, обсуждены некоторые пути его разрешения.

У девушки повысился уровень самопринятия за счет усиления групповой идентификации в системе отношений со сверстниками. Была сделана попытка подготовить ее к новым возможным жизнен­ным трудностям, обсудить адекватные реакции на различные психотравмирующие факторы.

 

3.2.9. Диагностическая беседа Т. Ю.Андрущенко «Мой круг общения»

Диагностическая беседа «Мой круг общения» разработана под руководством Т. Ю.Андрущенко [Андрущенко Т.Ю., 1999]. Бесе­да дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаи­моотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личност­ного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг общения ребенка выходит далеко за преде­лы семьи: семья предстает в неразрывной связи с другими сфера­ми жизни ребенка — школой и двором.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.