Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модификация теста Бене —Антони






Как и многие другие проективные методы, тест Бене—Антони основан на психоаналитических традициях, и интерпретация тес­та проводится, исходя из психодинамического понимания семей­ных отношений. На взгляд И. М. Марковской [Марковская И. М., 1999], тест может успешно применяться исследователями, кото­рые не относят себя к представителям традиционного психоана­лиза. Сама процедура исследования с помощью этой методики может нести желаемый психокоррекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Важно также, что этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Это в свою очередь способствует большему пониманию родителями своих детей, объективизации собствен­ного поведения и, как следствие, установлению более благопри­ятного взаимодействия в семье.

Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей: фигурок и карточек с различными высказываниями (пись­мами). По наблюдениям И. М. Марковской, хотя, с одной сторо­ны, образные изображения членов семьи позволяют ребенку луч­ше ориентироваться в момент выбора значимых фигур и сам выбор часто носит проективный характер, тем не менее часты случаи, когда ребенку хочется расширить состав семьи, лишь бы только включить в игру понравившуюся фигурку теста. С другой стороны, более взрослым детям трудно ассоциировать своего близкого чело­века с непохожей фигуркой. Именно поэтому в модифицирован­ном варианте методики И. М. Марковская предложила использо­вать другой вариант представления членов семьи — через рисунок; кроме того, она уменьшила количество высказываний.

Большое количество сходных по содержанию «писем» не спо­собствует установке ребенка на сотрудничество. Были также изме­нены некоторые формулировки высказываний из-за неудачного перевода или непонятного звучания на русском языке. В каждую из двух категорий — исходящие чувства и получаемые чувства — вошли по 28 карточек (14 положительных и 14 отрицательных). Всего количество высказываний в варианте И. М. Марковской со­кратилось до 56*.

В модифицированной методике не используются фигурки чле­нов семьи, кроме фигурки «Никто». Психолог просит ребенка на­рисовать свою семью, и в процессе раскладывания «писем» ребе­нок ориентируется на свой рисунок, чтобы никто из членов семьи не был случайно забыт. Рисунок семьи сам по себе несет важный диагностический материал и для психолога, и для родителя.

Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того как сделан рисунок семьи и даны необходи­мые пояснения, ребенку предлагается «поиграть в почту». Психо­лог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» членам своей семьи, при этом можно исполь­зовать пространство рисунка семьи, раскладывая около каждой Фигурки стопки писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким чле­нам семьи, а может быть, даже и всем. Исследователь знакомит Ребенка с господином «Никто» — нарисованной на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто, — ему надо будет посылать письма, которые никому не подходят.

Около каждой фигурки можно также поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью), это особенно важно для детей, кото­рое расстраиваются из-за неравномерного распределения писем.

В модифицированном варианте сохранена нумерация из основной методики между членами семьи. Если ребенок умеет читать, то ему предла­гают решить: будет ли он сам зачитывать высказывания, написан­ные на карточках, или это будет делать психолог. Если письмо никому не подходит, оно опускается в ящик господина «Никто». Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отда­ет его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказался адресован каждый пункт.

Имеющиеся в зарубежной литературе данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности теста. По данным И. М. Мар­ковской ретестовая надежность теста на выборке численностью 30 детей 7 —8-летнего возраста составила 0, 74 (промежуток между тестированиями составил шесть месяцев).

Опросник модифицированного И. М. Марковской варианта методики

0. Этот человек очень хороший.

1. Этот человек очень добрый.

2. Этот человек всегда помогает другим.

3. Этот человек ведет себя лучше всех.

4. Этот человек никогда меня не подводит.

5. Этот человек заслуживает хорошего подарка.

6. С этим человеком хорошо играть.

 

10.Мне нравится прижиматься к этому человеку.

11.Я люблю, когда меня целует этот человек.

12.Иногда я хочу спать с этим человеком.

13.Я хочу, чтобы этот человек был возле меня всегда.

14.Я хочу, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.

15.Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.

16.Мне нравится, когда этот человек щекочет меня.

 

20.Этот человек иногда слишком много шумит.

21.Этот человек иногда спорит со мной.

22.Этот человек иногда портит нам удовольствие.

23.Этот человек иногда теряет терпение.

24.Иногда этот человек слишком много жалуется.

25.Этот человек иногда излишне сердится.

26.Этот человек напрасно ворчит.

 

30.Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.

31.Иногда я ненавижу этого человека.

32.Иногда мне хочется побить этого человека.

33.Я был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.

34.Иногда этот человек мне слишком надоедает.

 

35.Мне хочется сердиться на этого человека.

36.Этот человек может сильно разозлить меня.

 

40.Этот человек добр ко мне.

41.Этот человек никогда не обижает меня.

42.Этот человек очень меня любит.

43.Этот человек готов помочь мне.

44.Этот человек любит забавляться со мной.

45.Этот человек действительно понимает меня.

46.Этот человек всегда выслушает меня.

 

50.Этот человек любит баловать меня.

51.Этот человек любит крепко обнимать меня.

52.Этот человек любит помогать мне мыться.

53.Этот человек любит пощекотать меня.

54.Этот человек любит со мной спать.

55.Этот человек хочет быть всегда со мной.

56.Этот человек заботится обо мне больше, чем о ком-либо другом.

 

60.Этот человек любит подразнить меня.

61.Этот человек иногда ругает меня.

62.Этот человек не соглашается со мной, когда мне хотелось бы.

63.Этот человек не всегда помогает мне, когда у меня трудности.

64.Этот человек иногда ворчит на меня.

65.Этот человек иногда зол со мной.

66.Этот человек слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.

 

70.Этот человек часто бьет меня.

71.Этот человек слишком часто наказывает меня.

72.Этот человек считает меня глупым.

73.Этого человека я боюсь.

74.Этот человек делает меня несчастным.

75.Этот человек всегда недоволен мной.

76.Этот человек недостаточно любит меня.

 

80.Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.

81.Мама беспокоится, чтобы этот человек не попал под машину.

82.Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-нибудь себе повредить.

83.Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь слу­читься.

84.Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много рез­виться.

85.Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными деть­ми.

86.Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.

 

95.Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.

96.Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.

97.Этого члена семьи мама слишком балует.

98.С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.

99.Этого члена семьи мама любит больше всех.

 

В клеточки бланка вносятся номера писем, соответствующие каждому разделу:

-00—07 слабые положительные чувства, исходящие от ребенка;

- 10—17 сильные положительные чувства, исходящие от ре­бенка;

-20—27 слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка;

- 30 — 37 сильные отрицательные чувства, исходящие от ре­бенка;

-40 — 47 слабые положительные чувства, получаемые ребенком; -50 — 57 сильные положительные чувства, получаемые ребен­ком;

-60—67 слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком;

- 70 — 77 сильные отрицательные чувства, получаемые ребен­ком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.