Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация КРС






При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты.

1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реаль­ной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие чле­нов семьи на рисунке). Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (раз­личия в стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схе­ма тел отдельных членов семьи).

2. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка чле­нов семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоцио­нальные реакции во время рисования).

Интерпретания результатов обследования осуществляется по следующим основаниям.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, расположение членов семьи на рисунке часто по­казывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости является расстояние между члена­ми семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех чле­нов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.

Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабо­ченность ребенка.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимо­го члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иног­да даже без основных частей тела. Когда межличностные отноше­ния ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изоб­ражении того члена семьи, с которым у него сложились конф­ликтные связи. О том же могут свидетельствовать стирание и пе­рерисовка фигур некоторых членов семьи.

3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одеж­ды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что мно­гочисленные отговорки, а также манера загораживаться, прикры­вать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неуверенно­сти, неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддерж­ке со стороны взрослого.

5. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникнуть паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных случаях это может свидетельствовать об эмо­ционально неоднозначном или даже негативном отношении ре­бенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.