Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология методик диагностики родительско-детских отношений






ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ТИПОЛОГИЯ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В консультативной практике подробное диагностическое об­следование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:

1) актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;

2) их история, особенно в критических точках онтогенеза;

3) межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;

4) объективно фиксируемые межличностные отношения (де­тей и родителей) глазами психолога.

Практически то же самое можно сказать и относительно меж­личностных отношений ребенка в детском коллективе — в шко­ле, детском саду, компании во дворе.

Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений можно разделить на:

- предназначенные только для детей;

- предназначенные только для родителей;

- одинаково пригодные как для обследования детей, так и ро­дителей;

- методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;

- методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель—ребенок.

Таким образом, можно представить следующее типологическое пространство, упорядочивающее все методики для обследования родительско-детских отношений в семье (рис. 2).

К сожалению, не все эти типы в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте исследовательской и практической работы хорошо зарекомендовали себя следующие методики.

I. Методики, предлагаемые ребенку.

1. Методика «Рисунка семьи» и ее модификации.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложе­ния».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский аперцептивный тест.

6. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони.

7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики, предлагаемые родителям.

8. Анамнестический вопросник.

9. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».

10.Опросник родительских отношений Варги—Столина.

11.Опросник «Подростки о родителях».

12.Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера.

13.Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI.

 

VI. Методика, направленная на выявление особенностей 5, родительско-детских - отношений глазами роди­телей

III. Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям.

13.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

14.Самооценочная методика в варианте, когда, например, Р°" дители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот.

15.Методика «Диагностика содержания общения детей с близ­кими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г. М. Шашловой.

IV. Методики, предлагаемые диаде ребенок—родитель.

16. Варианты методики, известной под общим названием «Ар­хитектор—строитель», где ребенок и родитель стараются, напри­мер, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточ­но сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспро­извести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

17.Цветовой тест отношений Эткинда.

18.Методика «Модель личностной сферы».

VI—VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

19. Родительское сочинение.

Известны и другие методики диагностики межличностных от­ношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в прак­тике семейного и возрастно-психологического консультирования. Некоторые из методик диагностики межличных отношений ре­бенка в семье составляют содержание следующих разделов насто­ящей главы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.