Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус Мордовской автономной области в составе Средне-волжского края РСФСР.






Правовой статус Мордовской автономной области определялся уже упоминавшимся постановлением Президиума ВЦИК от 10 января 1930 г., в пункте 4 которого предусматривалось «предоставить Мордовской автономной области все права, установленные действующим законодательством для автономных областей, входящих в состав РСФСР».

Права автономных областей, входящих в состав РСФСР, определялись Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г., в которой основы правового положения автономных областей излагались в главе 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях». Президиум облисполкома в соответствии со статьей 44 Конституции РСФСР разработал «Положение о Мордовской автономной области» и внес его на утверждение II съезда Советов Мордовской автономной области. Как и другие автономные области, она имела право на непосредственное представительство ее интересов в высших органах государственной власти СССР и РСФСР. Согласно статье 15 Конституции СССР трудящиеся Мордовии могли посылать одного своего представителя в Совет Национальностей ЦИК Союза ССР, что давало возможность отстаивать их специфические национальные интересы в высшем органе власти советского многонационального государства, а также имели представителя в высшем органе государственной власти РСФСР – Президиуме ВЦИК.

Для руководства работой по осуществлению национальной политики при Президиуме ВЦИК был создан специальный орган – отдел национальностей, который был обязан разрабатывать и вносить в Президиум ВЦИК законопроекты, направленные на поднятие хозяйственного, социально-культурного и политического уровня населения автономных республик, областей и национальных меньшинств РСФСР, а также проекты постановлений, распоряжений и разъяснений Президиума ВЦИК по вопросам проведения национальной политики. Разработка законопроектов по национальным вопросам осуществлялась отделом национальностей с участием представителей автономных республик, областей и национальных округов. Так, совместно с представителями мордовского народа им были разработаны проекты постановлений об образовании мордовских национальных административно-территориальных единиц, об образовании Мордовской автономной области и другие. Таким образом, отдел национальностей при Президиуме ВЦИК являлся, по существу, федеративным органом.

Положение Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края определялось постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 октября 1928 г. «О взаимоотношениях между автономными областями, вошедшими в состав краевых (областных) объединений, и органами краевой (областной) власти».

Согласно Конституции РСФСР, Мордовская автономная область управлялась своим органом государственной власти и сохраняла за собой право непосредственного выбора на областных съездах Советов делегатов на всероссийские съезды Советов и на другие всероссийские съезды и совещания (ст. 13). Статьей 14 Положения Мордовской автономной области предоставлялось право непосредственно поддерживать связь с Президиумом ВЦИК, СНК, Экономическим советом и народными комиссариатами РСФСР. Органы ее государственного управления были независимы от краевых органов управления в таких областях деятельности, как организационная и административная, народного образования и здравоохранения, социального обеспечения, юстиции, земельного управления, местного хозяйства и бюджета, архивного дела (ст. 2).

Управление отраслями, имеющими общесоюзное значение (транспорт общегосударственного значения, почтово-телеграфная сеть и военное дело), в Мордовской автономной области осуществлялось уполномоченными соответствующих народных комиссариатов при краевом исполнительном комитете (ст. 7). В подчинении краевых органов власти находились такие отделы Мордовского областного исполнительного комитета, как финансовый, труда, торговли, а также статистическое бюро, РКИ и Государственное политическое управление. Заведующих этими отделами назначал исполнительный комитет Мордовской автономной области, однако, за Президиумом крайисполкома сохранялось право отвода кандидатур на эти должности. В случае возникновения разногласий по этому вопросу они разрешались Президиумом ВЦИК (ст. 9).

Суд и прокуратура Мордовской автономной области назначались и действовали в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР (ст. 10).

В статье 11 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 29 октября 1928 г. говорилось, что в тех случаях, когда краевой исполнительный комитет не согласен с каким-либо постановлением исполкома автономной области, он должен входить в Областной исполнительный комитет с предложением о пересмотре этого документа в целях его изменения или отмены, если же он подтверждал свое постановление, крайисполком входил в СНК РСФСР или Президиум ВЦИК с представлением об его отмене. В случае несогласия областного исполнительного комитета с постановлением или распоряжением крайисполкома или его Президиума он или его Президиум могли особым в каждом случае постановлением приостановить действие соответствующего документа с одновременным обжалованием его в СНК РСФСР или Президиуме ВЦИК (ст. 12).

Таким образом, органы государственного управления автономной области во взаимоотношениях с краевыми органами управления пользовались правами, которые не были предоставлены обычным административным областям. Мордовская автономная область, входя в состав Средне-Волжского края, имела специальные правовые гарантии для охраны национальных интересов населения и осуществляла руководство отраслями, тесно связанными с внутренней жизнью и особенностями быта и нравов коренного населения независимо от краевых органов власти, подчиняясь непосредственно центральным органам власти РСФСР.

Сохраняя в полной неприкосновенности права автономных областей, указанное постановление определяло, что их экономическое развитие происходит в соответствии с планами развития народного хозяйства края. Исполнительный комитет Мордовской автономной области составлял и утверждал хозяйственный план области и представлял его краевому комитету для включения в общекраевой план особыми для области цифрами. Разногласия но плану между областью и краем решались Экономическим советом и СНК РСФСР.

Бюджет Мордовской автономной области и случае его бездефицитности крайисполком рассматривал в порядке надзора, то есть с целью проверки его соответствия существующему законодательству и общекраевому хозяйственному плану. При составлении же бюджета области с дефицитом крайисполком рассматривал его по существу. Облисполком пользовался правом опротестовывать действия и распоряжения крайисполкома в отношении бюджета области в СНК РСФСР или Президиуме ВЦИК (п. «г» ст. 3).

С целью создания наилучших условий для развития автономной области в составе края постановление обязывало крайисполком распределять имущество между краем и областью по согласованию с исполнительным комитетом автономной области (п. «а» ст. 3), а также выделять ей пособия из имевшегося в его распоряжении специального фонда (п. «б», «в» ст. 3).

Статьей 6 постановления предусматривалось, что при распределении фондов и кредитов в центральных органах федерации особо устанавливалась доля участия в них автономных областей, вошедших в состав края, с тем, чтобы само распределение ассигнований между отдельными автономными областями производилось крайисполкомом с участием их представителей.

Для проведения мероприятий по ликвидации экономической и культурной отсталости мордвы и других нерусских народов, проживающих на территории Средне-Волжского края, постановлением крайисполкома от 13 июля 1931 г. при его Президиуме был образован специальный отдел по работе среди нацменьшинств. Его задачи и компетенция определялись «Положением об отделах национальных меньшинств при президиумах краевых и областных исполкомов», утвержденным постановлением ВЦИК от 20 марта 1932 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.