Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шымкент -2014г.






Ф.7.03-03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮЖНО- КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АУЭЗОВА.

 

 

 

Кафедра «Нефтегазовое дело»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ БУРЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ СКВАЖИН» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В070800 «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»

 

для студентов специальности – 5В070800 «Нефтегазовое дело».

 

форма обучение: очная и заочная

 

 

 

 

Шымкент -2014г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮЖНО- КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АУЭЗОВА.

 

Кафедра «Нефтегазовое дело»

 

 

Голубев В.Г., Бондаренко В.П., Садырбаева А.С..

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ БУРЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ СКВАЖИН» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В070800 «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»

 

для студентов специальности – 5В070800 «Нефтегазовое дело».

 

форма обучение: очная и заочная

 

Шымкент -2014г.

 

УДК 622.143 (075.3)

 

Составители: Голубев В.Г., Бондаренко В.П., Садырбаева А.С. Методические указания по выполнению курсового проекта. Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауезова, 2014. – 24 с.

 

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программы дисциплины «Оборудование и технология при бурении нефтегазовых скважин» и включает все необходимые сведения по выполнению курсового проекта.

Методические указания предназначены для студентов специальности 5В070800 «Нефтегазовое дело», очной и заочной форм обучения.

 

В методических указаниях изложены общие положения и цели курсового проекта, требования по актуальности тематики проекта и его индивидуальности, указаны объекты проектирования и примерные темы курсовых проектов, последовательность разработки курсового проекта, задачи проектирования и содержание проекта.

 

 

Рецензенты: Печерский В.Н. – д.т.н.. профессор ЮКГУ им М. Ауэзова.

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Нефтегазовое дело» (Протокол № от «»2014г.). методической комиссией факультета (Протокол № от «» 2014г.).

Рекомендовано к изданию Методическим советом ЮКГУ им М. Ауэзова протокол №от «_» ______ 2014г.

 

 

© Южно-казахстанский государственный университет 2014

Ответственный за выпуск Садырбаева А.С.

 

Оглавление

 

1 Общие положения 2 Рекомендации к выполнению отдельных разделов проекта. Направление: Техника и технологии бурения скважин на нефть и газ на месторождениях. 3 Рекомендации к выполнению отдельных разделов курсового проекта. Направление: Техника и технология подготовки, очистки, дегазации буровых растворов, первичной очистки сырой нефти, очистки, осушки попутных газов, хранения и транспортировки нефти и газа и др. Список рекомендуемой литературы Приложение 1 Приложение 2        

 

Общие положения

1.1. Цели и задачи курсового проектирования

Углубление и закрепление знаний, полученных студентами после слушания лекций, прохождения практических и лабораторных занятий и производственной практики, выбор и отработка методик расчетов, связанных со следующими направлениями:

1. Проекты, связанные с техникой и технологией бурения скважин на нефть и газ на месторождениях. Сюда следует отнести курсовые проекты по освещению путей повышения эффективности буровых работ, технологии бурения скважин на нефть и газ, а также по интенсификации процессов бурения.

2. Проекты, связанные с анализом разработки нефтяных залежей или месторождения в целом, направленные на выявление характера и степени выработки запасов нефти, снижение обводненности добываемой продукции обоснование местоположения дополнительных уплотняющих скважин, увеличение темпов отбора нефти и сокращение сроков разработки, увеличение конечного коэффициента нефтеотдачи пластов и т.п. Сюда следует отнести курсовые проекты по составлению (технологических схем) разработки и проектов до разработки нефтяных залежей (месторождений).

3. Проекты, связанные с техникой и технологией подготовки и очистки буровых растворов. В эти курсовые проекты следует включить технологические схемы по подготовке, очистке и дегазации буровых и тампонажных растворов. Привести наиболее перспективные способы и методы подготовки и очистки и оборудования для их реализации.

4. Проекты по анализу эффективности способов эксплуатации скважин, направленные на повышение эффективности использования оборудования для подъема жидкости с забоев на дневную поверхность, обоснованное решение выбора, технологических режимов работы скважин. В это направление следует включать курсовые проекты по обоснованию выбора наиболее оптимальных способов добычи нефти на конкретных месторождениях в начале разработки или при смене способов эксплуатации скважин.

5. Проекты, посвященные анализу эффективности способов воздействия на призабойную зону пласта с целью увеличения коэффициента продуктивности и приемистости скважин. Анализ эффективности применения технологий способов и средств увеличения конечной нефтеотдачи пластов на примере конкретного месторождения и разработка новых технологий по обеспечению полноты выработки запасов углеводородного сырья.

6. Проекты по анализу эффективности текущих и капитальных подземных ремонтов скважин.

7. Проекты по анализу эффективности поддержания пластового давления и температуры в пласте при разработке нефтяных залежей, а также проектированию мероприятий по улучшению процессов эксплуатации нагнетательных скважин.

8. Проекты по анализу эффективности способов борьбы с различными осложнениями при эксплуатации скважин (образованием отложений неорганиче­ских солей, асфальтено-смолисто-парафиновых образований, образование гидратных и песчаных пробок и т.п.).

9. Проекты, определяемые задачами технической перестройки процессов добычи нефти и газа или коренного переоснащения цехов, участков и технологических установок, внедрением новых технических средств и т.п.

10. Проекты по анализу работы и проектированию технологических процессов сбора и подготовки, хранения нефти, газа и воды на промыслах.

11. Проекты по анализу состояния, а также разработке рекомендаций, на­правленных на улучшение трудоохранных мероприятий и на обеспечение охраны окружающей среды при разработке нефтяных месторождений.

12. Проекты научно-исследовательского характера с разработкой оригинальных технологических процессов и оборудования по бурению нефтяных и газовых скважин, добыче нефти, выполняемые по тематике НИРС, хоздоговорам кафедры и тематике научно-исследовательских учреждений.

Для каждого из указанных направлений может быть разработано большое количество разнообразных тем курсовых проектов, отличающихся друг от друга содержанием достигаемой цели, анализируемыми технологическими процессами, оборудования в условиях конкретного нефтегазодобывающего предприятия.

Для того чтобы курсовые проекты не имели узкой направленности, требовали систематизации пройденного материала по специальности и носили комплексный характер, тему независимо от направления проектирования целесообразно разрабатывать на базе фактического материала конкретного предприятия.

Тематика курсовых проектов с учетом различных факторов конкретизируется выпускающей кафедрой ежегодно.

Каждый студент получает задание на курсовое проектирование перед второй производственной практикой. Одновременно с прохождением этой практики студент обязан собрать на месте практики всю информацию и материалы для квалифицированного решения поставленной задачи, руководствуясь методическими указаниями и консультациями руководителей практики и проекта. Систематические консультации в течение семестра позволяют выполнить проект на достаточно высоком уровне и представить его к защите в установленный срок.

При выполнении проекта студенту представляется возможность проявить свои творческие способности - разработать новые технологические решения и практические мероприятия по внедрение новой техники и технологии бурения.

 

1.2. Рекомендуемый объем и план выполнения проекта

- 1.2.1. Курсовой проект должен состоять из расчетно-пояснительной записки и графической части. Объем записки составляет 35-40 страниц машинописного текста. Соответствующая подготовка позволяет сократить объем записки до 40 страниц. Примерное соотношение отдельных разделов от общего объема записки: введение 1...2%, геологическая часть - 10... 12%. техническая часть - 86...89%.

1.2.2 Содержание и структура курсового проекта

Наименования структурных элементов курсового проекта

Оглавление

- Нормативные ссылки

- Определения

- Обозначения и сокращения

- Введение

- Основная часть

- Заключение

- Список использованной литературы

Курсовой проект следует делить на разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен содержать законченную информацию.

- Наименования разделов в совокупности должны раскрывать тему курсового проекта, а наименования подразделов в совокупности должны раскрывать соответствующий раздел.

- Наименования разделов и подразделов должны четко и кратко отражать их содержание.

- Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего курсового проекта (работы), обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из нескольких пунктов.

- Наименования разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

- Переносы слов в наименовании не допускается. Если наименование состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Наименование разделов и подразделов допускается выполнять полужирным шрифтом.

- Расстояние между наименованием раздела и текстом, при выполнении документа должна быть равно: при выполнении рукописным способом-15мм, с выводом на ЭВМ-2 выводам. Расстояние между наименованием раздела и подраздела, а также расстояние между наименованием подраздела и текстом, должна быть равно - при выполнении рукописным способом-8мм, с выводом на ЭВМ-1 вводу.

- Наименование и последующий текст должны находиться на одном листе. Перенос наименования с одного листа на другой не допускается.

- Пример.

- Типы и основные размеры.

- Нумерация подразделов первого раздела документа.

 

Каждый раздел курсового проекта (работы) следует начинать с нового листа

(страницы) Подразделы внутри одного раздела разделяются между собой отступлением в две строки от текста.

В текстовых листах курсового проекта (работы) не допускается наличие свободного пространства. Все листы документа должны быть заполнены (за исключением последнего листа раздела)

 

Рекомендуемый план выполнения проекта может быть откорректирован руководителем проектирования совместно со студентом.

- По цифрам, указывающим страницы параграфов в образце оглавления, нетрудно определить примерный объем соответствующего параграфа (раздела).

- " Оглавление" располагают после названия, а " Содержание" - после списка литературы.

- Раздел Основная часть выполняется в соответствии с бланком задания.

1.3 Оформление и выполнение курсового проекта

1.3.1 Курсовой проект должен состоять из расчетно-пояснительной записки и графической части. Текст записки ведется от 1 лица множественного числа с соблюдением всех правил русского языка и норм и ЕСКД. При написании записки разрешается пользоваться только общепринятыми сокращениями.

Текстовая часть курсового проекта выполняются на одной строение листа бумаги формата А4 (210*297мм)-ГОСТ-2.301 допускается, при необходимости, при выполнении таблиц и иллюстраций использование листа формата А3 (297Х420мм).

Текстовую часть документа выполняется печатным способом на компьютере. Шрифт текста - Times New Roman, обычный, кегль14, межстрочный интервал - одинарный.

1.3.2 Поля текста должны составляться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля-30мм, правого не менее 10мм, размеры верхнего и нижнего полей - не менее 20мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 7, 5мм рукописного текста или с четвертого знака текста при выводе на ЭВМ.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или рукописным способом (черными чернилами или черной тушью).

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

1.3.3 Нумерация страниц курсового проекта. Страницы курсового проекта следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

1.3.4 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц курсового проекта.

Иллюстрации, таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Нумерация страниц курсового проекта и приложений, входящих в состав курсового проекта, должна быть сквозной.

1.3.5 Формулы и уравнения. Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения(*), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в курсовом проекте (работе) следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круговых скобках в крайнем правом положении на одной строке.

Пример

А= а: в

В = с + д

 

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример-в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенной точкой, например (3.1).

1.3.6 Оформление иллюстраций. Иллюстрации (чертежи, карты, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует распологать в курсовом проекте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в курсовом проекте (работе).

Если рисунок один, то он обозначается *Рисунок 1*, Слово * Рисунок* и его наименование распологают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.1

При ссылках на иллюстрации следует писать *... в соответствии с рисунком 2* при сквозной нумерации и *... в соответствии с рисунком 1.2* при нумерации в пределах раздела.

Пример:

На рисунке 1 представлены элементы конструкции скважины.

 

 

1-устье скважины; 2- пласт; 3- эксплуатационная колонна; 4-забой скважины.

 

Рисунок 1. Конструкция скважины

 

 

1.3.7 Приложения. Приложения оформляют как продолжение данного курсового проекта на последующих ее листах.

В тексте курсового проекта на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения распологают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием сверху посередине страницы слова *Приложение* и его обозначения.

Приложение должно иметь зоголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью дипломной работы (проекта) сквозную нумерацию страниц.

Приложения обозначают заглавным буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

10.5.5 Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Если в документе одно приложение, оно обозначается *Приложение А).

1.3.8 Построение таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей с абзацным отступом на следующей строке после слов *таблицы 1*.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в дипломной работе (проекте). При ссылке следует писать *таблица* с указанием ее номера.

Пример оформления таблицы:

В таблице 5 приводится техническая характеристика буровой установки

Таблица 5

Техническая характеристика буровой установки.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например; * Таблица 3.1 *

Заголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

1.3.9 Ссылки на использованную литературу

В конце текстовой части документа приводится список литературы, которая была использована при его составлении. Выполнение списка и ссылки на него в тексте – по ГОСТ 7.1-2003. Список литературы включают в содержание документа.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Сведения о литературе следует располагать в порядке появления ссылок на литературу в тексте курсового проекта (работы), нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

1.3.10 Общие правила оформления чертежей, схем и текстовых документов курсового проекта. Форматы листов определяются в соответствии с ГОСТ 2.301. На чертежных листах следует наносить внутреннюю рамку и внешнюю рамку (линию обрезки листа) При необходимости чертежный лист может быть разделен на зоны отметками (черточками) между внешней и внутренней рамками.

Основная надпись на чертежах и текстовых документах выполняется по ГОСТ 2.104 и должны соответствовать на чертежах и схемах по форме (Приложение Е) на текстовых документах; на заглавных листах по форме 2. На последующих листах чертежей и схем допускается применять форму 2а. В графах основных надписей и дополнительных граф указывают наименования в соответствии с ГОСТ 2.109, ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602, ГОСТ 2.701, ГОСТ 2.201, ГОСТ 2.302, ГОСТ 2.503 (Приложение Е)

В соответствии с ГОСТ т2.108 спецификация документа, определяющий состав сборочной единицы, комплекса и комплекта, является обязательным основным документом.

Составляют спецификацию на отдельных листах формата А4 по угловым формам 2 и2а с приложением форм спецификации для первого и последующих листов спецификации. Спецификация определяет состав изделия и необходима для его изготовления, комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство. В общем случае спецификация состоит из разделов, которые располагают в такой последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, материалы, комплекты (Приложение Е).

Схема – графический конструкторский документ, на котором представлены составные части изделия и связи между ними в виде условных изображений и графических обозначений. ГОСТ 2.701 устанавливает виды и типы схем изделий всех отраслей промышленности и общие требования к выполнению этих схем. Схемы выполняют

Схемы вписывают в графу 1 основной надписи после наименования изделия, для которого выполняются схема, шрифтом меньшего размера, чем наименования изделия, Каждой схеме присваивается код, состоящий из буквы, определяющей тип схемы.

Перечень элементов схемы помещают на первом листе схемы или выполняют в виде самостоятельного документа. Перечень элементов оформляют в виде таблицы, заполняемой сверху вниз. При выполнении перечня на первом листе схемы его располагают над основной надписью на расстоянии не менее 12 мм от нее. При необходимости продолжение перечня элементов помещают слева от основной надписи, повторяя головку таблицы (Приложение Е).

Графические документы должны быть выполнены на стандартных форматах по ГОСТ 2. С основной надписью по ГОСТ 2.104 (Приложение Е).

При выполнении чертежей, схем, эскизов должны быть соблюдены правила установленные стандартами ЕСКД, ЕСТД, ЕСПДС, включая ГОСТ 2.701, а также требования СТ ЮКГУ 4.02-2008.

 

1.4 Обозначение курсового проекта

1.4.1 Курсовым проектам присваивается обозначение, которое проставляется на всех чертежах, схемах, диаграммах графической части проекта, имеющей основные надписи.

1.4.2 В курсовом проекте устанавливается следующая структура обозначения изделия и основного конструкторского документа:

Например: ЮКГУ 05.07.08.301.ХХ

Первая группа буквенных обозначений: ЮКГУ – наименование организации разработчика.

Вторая группа из шести цифр 05.07.08.- шифр специальности.

Номер варианта ­­­­­– 301.

ХХ-вид чертежа.

1.4.3 Технологические схемы, чертежи выполняться в карандаше, на листе ватмана формата А1 или с применением компьютерных программ Auto Cad. По согласованию с преподавателем в качестве чертежей могут быть выполнены баннеры или макеты оборудования. Форму ГТН можно брать согласно приложению 3.

1.4.4 Задание по курсовому проекту подшивается между титульным листом и оглавлением.

Пояснительная записка должна быть заключена в обложку и прочно переплетена. Форма титульного листа приведена в приложения 1.

Курсовой проект сдается на проверку переписанный начисто. Все замечания руководителя, сделанные в тексте пояснительной записки, исправляются студентом на оборотной стороне листа.

1.4.5 Порядок защиты курсового проекта.

Защита курсового проекта производятся перед комиссией, созданной кафедрой. В комиссии участвует 2-5 преподавателя кафедры с участием руководителя проекта, заведующего кафедрой и в присутствии всех желающих студентов.

Защита курсового проекта состоит в кратком докладе (5... 10 минут) студента и в ответах на заданные ему вопросы. В докладе студент сообщает, какая задача была поставлена при проектировании, дает обоснование принятых методов решения и приводит полученные результаты отдельно по каждому расчету. Вопросы студенту могут задаваться не только членами комиссии, но и присутствующими студентами. Проект с учетом качества его выполнения, доклада и ответов на вопросы оценивается дифференцированной оценкой и оформляется протоколом. Форма протокола приведена в приложении 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.