Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов диагностики конфликтности в молодых семьях






Результаты диагностировании конфликтности молодых семей в период первичной адаптации для более наглядного представления были сведены в общую таблицу (см. таблица 9), в которой супружеские пары расположены в зависимости от количества набранных очков.

Жирным выделены низкие результаты (то есть отражают наличие конфликтной ситуации), курсивом выделены высокие (то есть положительные результаты).

Предварительный анализ полученных результатов позволил выявить три основные группы изученных семей:

- молодые семьи, имеющие низкие показатели;

- молодые семьи, имеющие средние показатели;

- молодые семьи, имеющие высокие показатели (благополучные семьи).

Таблица 9

Итоговая таблица по тестам

Имена супругов Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»
Михаил, Елена Ж.        
     
Дмитрий, Надежда Ш.        
     
Сергей, Илона Б.        
     
Владимир, Инна К.        
     
Максим, Ольга К.        
     
Дмитрий, Юлия Д.        
       
Давид, Наталья Н.        
     
Алексей, Инна Ш.        
     
Александр, Наталья С.        
     
Дмитрий, Анна Щ.        
     
             

В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания (см. таблица 10). Большинство участников являются конфликтными личностями.

Таблица 10

Молодые семьи, имеющие низкие показатели

Имена супругов Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»
Михаил, Елена Ж        
     
Дмитрий, Надежда Ш        
     
Сергей, Илона Б        
     
           

В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком.

 

Таблица 11

Молодые семьи имеющие средние показатели

Имена супругов Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»
Владимир, Инна К        
     
Максим, Ольга К        
     
Дмитрий, Юлия Д        
       
Давид, Наталья Н        
     

Среди опрошенных, только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком (см. таблица 12). Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным – конфликты свойственны любому семейному союзу.

Таблица 12

Благополучные пары

Имена супругов Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»
Алексей, Инна Ш        
     
Александр, Наталья С        
     
Дмитрий, Анна Щ        
     

 

Анализ полученных результатов, по нашему мнению лучше производить по каждой паре отдельно:

1. У Михаила Ж. и Елены Ж. практически одинаково низкие показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Также тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что связано с «поведением супруга, его отношением к жене». Он же закрывает глаза на проблемы, существующие в браке.

2. У Дмитрия Ш. И Надежды Ш. также практически одинаково низкие показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Также тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что объясняется «грубостью мужа», «конфликтностью». Он предпочитает пустить ситуацию на самотек

3. У Илоны Б. показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?» выше, чем у супруга – вероятно, лишь супруг считает, что между ними существуют недомолвки. Это может объясняться замкнутостью супруги или повышенной потребностью супруга в доверии, теплоте и духовной близости. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что Илона является более конфликтной личностью. Показатели по остальным тестам примерно одинаковые. Оба супруга недовольны браком и, вероятно, именно поведение Илоны способствует усилению конфликтной ситуации.

4. У Владимира К. и Инны К. практически одинаковые показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что связано с «нежеланием мужа помогать в домашних делах», а также бытовой неустроенностью. Он же закрывает глаза на проблемы, существующие в браке.

5. Тест «Понимаете ли вы друг друга?» выявил, что Ольга К. ощущает недостачу понимания со стороны супруга. Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что связано с «его невнимательностью к супруге». Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации».

6. Тест «Понимаете ли вы друг друга?» выявил, что Юлия Д. ощущает недостачу понимания со стороны супруга Дмитрия Д. Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что обусловлено нереализованными ожиданиями и неудовлетворенными потребностями, связанные с семейной жизнью. Дмитрий Д., вероятно, пытается мысленно оградиться от возникающих порой конфликтных ситуаций. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями.

7. Тест «Понимаете ли вы друг друга?» выявил, что между супругами существует большая недостача понимания, которую ощущают оба супруга. Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что обусловлено «разными взглядами на супружескую жизнь». Давид же вполне удовлетворен браком (вероятно, этому способствует умение супруги Натальи сдерживать свои эмоции, о чем свидетельствует тест «Конфликтная ли Вы личность?»).

8. У Алексея Ш. И Нины Ш. одинаковые показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности значительно выше, чем у мужа. Среди причин, обуславливающих его неудовлетворенность браком, Алексей особенно выделяет нежелание жены участвовать в домашних делах, отсутствие домашнего уюта.

9. У Александра С. и Натальи С. довольно высокие показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что обусловлено некоторой бытовой неустроенностью. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что Александр является более конфликтной личностью, в то время как Наталья С. стремится сглаживать конфликтные ситуации. Тест же «Стиль поведения в конфликтной ситуации» дал противоположные результаты. Вероятно, испытуемые не были честны в своих ответах.

10. Самая благополучная пара. У Дмитрия Щ. И Анны Щ. одинаковые показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что оба супруга, в общем, удовлетворены браком, хотя у мужа степень удовлетворенности несколько ниже, чем у жены (вероятно, связано это с идеализацией брака). Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что Дмитрий является более конфликтной личностью, в то время как супруга стремится сглаживать конфликтные ситуации. При этом тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» установил низкий уровень конфликтности у обоих супругов, что объясняется покладистым характером супругов.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.

Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.

В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было выявлено, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.

В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования: причиной возникновения конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации является неподготовленность супругов к браку и созданию семьи, а также ряд факторов, к которым относятся личный стиль поведения в конфликте, уровень личностной конфликтности супругов, удовлетворенность браком, уровень взаимопонимания в семье

Среди испытуемых не оказалось ни одной пары, где хотя бы один из супругов не являлся бы конфликтной личностью, что, безусловно, играет роль в возникновении конфликтной ситуации и конфликта. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:

· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);

· грубость супруга (супруги), конфликтность;

· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;

· бытовая неустроенность;

· недостача внимания к супруге (супругу);

· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;

· разные взгляды на супружескую жизнь.

Итак, применение соответствующих методик позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию.

 

2.3 Рекомендации супругам по профилактике конфликтов в семье

 

1. Учитесь общаться. Психология семейных отношений говорит, что качественное общение в браке – один из козырей, помогающих противостоять проблемам. Общение в браке должно осуществляться на глубоком уровне. Супруги должны уметь делиться друг с другом не только событиями дня, а и чувствами и эмоциями по тому или иному поводу.

 

2. Проводите интересно совместное время. Мы можем потратиться на проведение времени с друзьями, но нам жалко расходовать деньги на проведение времени с супругом. В итоге это приводит к скуке в семейных отношениях, неудовлетворению и, как следствие, напряженности в отношениях.

3. Изучайте своего супруга или супругу. Знаете ли вы темперамент своей второй половины, язык любви, что его (ее) радует, а что огорчает? Каким образом можно с ним (с ней) договориться, сколько времени ему (ей) надо на размышления? К примеру, Дима имеет темперамент флегматика, он не может принимать решения сразу. Если Лена, его супруга, требует моментального решения проблемы, Дима злится и возникает конфликт. Зная об этом (хотя бы из практического опыта прошлых ссор), Лене стоит заранее закидывать мысль, о которой она хочет поговорить. Можно сказать мимоходом: «Дима, это так скрепляет семьи, если они вместе ходят на выходных куда-нибудь отдыхать. Может, и нам куда-то сходить?» Если Дима ответит: «Может быть…» этого будет достаточно для первого раза. Кстати, долго думают не только флегматики, а и многие мужчины, так как им свойственно все взвешивать по причине того, что они чувствуют ответственность за семью. И иногда они предпочитают не принять никакого решения, чем принять неправильное или с последствиями.

4. Проявляйте любовь к своей второй половинке. Опять же, чтобы проявлять любовь к супругу или супруге, надо знать язык любви и говорить на нем. Человек, который уверен, что его любят, не так болезненно воспринимает критику и готов пойти на уступки любимому человеку.

5. Удовлетворяйте потребности супруга. Если только в семье есть неудовлетворенность, каждая мелочь будет приводить к конфликтам. Понимайте друг друга, ищите, что каждому из вас важно, тогда вы будете ценить друг друга и заботиться друг о друге. А любимому человеку не захочется портить настроение…

6. Осознайте критические точки в семье. Это те точки, из-за которых раз за разом возникают проблемы. Посмотрите на список и определите свои критические точки:

- не удовлетворяется потребность в ценности и важности одного из партнеров, нарушается в разных вариантах чувство достоинства, имеется пренебрежительное отношение; — измена или проблемы сексуального характера;
— недостаток внимания, ласки, заботы, подарков, понимания; — как проводить совместное время, хобби и увлечения; - воспитание ребенка; — вредные привычки одного из супругов, азартные или компьютерные игры; — создание и планирование семейного бюджета; — домашние обязанности, обустройство домашнего очага; — потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

Именно пара критических точек портит зачастую семейные отношения. Зная о них, старайтесь осторожно подходить к их разрешению, не спешите, наберитесь терпения. Может понадобиться время, психологическая помощь, чтение литературы по этой теме, чтобы проблему можно было разрешить. Говорите с партнером периодически на эти темы и помогите друг другу разобраться в этом вопросе.

 

Если все-таки есть проблема, то:

 

- решайте проблему по мере ее возникновения, а не накапливайте их до той поры, когда вы уже не сможете разговаривать спокойно. Если вы до крайности раздражены и наполнены негативом, то не стоит его выливать на свою вторую половинку. Может, человек и сам понимает, что сделал что-то не то. В любом случае в таком состоянии вы явно получите полноценный конфликт, а нам он сейчас не нужен, ведь мы говорим о профилактике:).

- подбирайте правильное время для обсуждения проблемы. Вы не должны быть уставшими, раздраженными, голодными;

- ведите разговор спокойным тоном, пригласив супруга обсудить с вами вопрос;

- не нападайте на супруга, не критикуйте, не обвиняйте;

- озвучьте проблему, объясните, почему ее решение важно для вас, спросите, как ваша вторая половина видит решение ситуации;

- не имейте намерение сразу же решить проблему, дайте созреть решению и вернитесь к ней, если возможно, позже;

- покажите, что вы готовы так же что-то сделать для исправления ситуации, а не намекаете на то, что все должен решить ваш супруг или супруга;

- умейте прощать;

- используйте в разговоре чувство юмора.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное теоретическое исследование по проблеме конфликтности в молодых семьях показывает, что оно вызывало и вызывает пристальный научный интерес как отечественных, так и зарубежных ученых и наряду с общими выводами, касающимися причин конфликтности в молодых семьях и факторах, влияющих на нее, имеют место множество разногласий и разночтений. Это объясняется, во-первых, разницей во времени проведения исследований, во-вторых, различием в менталитете тех обществ, где проводились научные изыскания, в третьих, наличием определенных научных установок, выступающих результатом разных научных концепций, что в итоге оказывает влияние на ход исследования и интерпретацию его результатов. Поэтому исследование проблемы конфликтности молодых семей имеет существенную теоретическую значимость.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что конфликт в молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Конфликты обычно вызываются какой-то сложной проблемой. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. А все непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково - разводом.

Анализ научной литературы позволил выделить наиболее типичные виды конфликтов, в основе чего лежат различные основания. Конфликты делятся по степени остроты противоречий, по степени вовлеченности людей в конфликт, также конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. В отличие от деструктивных, конструктивно разрешаемые конфликты необходимы в супружеских отношениях. Поэтому действия участников супружеского конфликта должны быть направлены не на предотвращение конфликта, а на изменение его характера: из деструктивного в конструктивный. Для молодых семей характерна драматизация любой спорной ситуации, несдержанность и придирчивость. Повышенная конфликтность молодых семей в период первичной адаптации особенно ярко проявляется в динамике разводов среди молодых супругов.

 

 

После полученных рекомендаций, мы можем наблюдать, что в большинстве семьей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня конфликтности. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что возникновение конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации имеет комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи, а для снижения конфликтности необходимо применять основанные на результатах объективных и адекватных диагностических методик рекомендации молодым супругам, нашла свое подтверждение. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Необходимо повышать педагогическую и психологическую культуру и подготовленность молодых людей к браку.

 

Выводы, полученные в результате нашего исследования, могут быть использованы социальными педагогами, практическими психологами, студентами в ходе производственной практики.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аберкромби Н.. Хилл С., Тернен Б. Социологический словарь /Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2007. – 231 с.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 2008. – 123 с.

3. Андреева И.С. Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 2011. – 145 с.

4. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 2010. – 211 с.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 110 с.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.

7. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Тандем, 2001.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.; Деловая книга, 2000,

9. Елизарова А.Н. Психологическое консультирование семьи. М.; Ось, 2002.

10. Еникеева Д. Несчастливый брак. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

11. Женская энциклопедия. М.: 1997.

12. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. - Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.

13. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

14. Коблуков В.А. Проблемы студенческих семей. _.: О-во «Знание» УССр, 1989. -48- (Сер.7 «Педагогическая», №4)

15. Марцинковская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Фит. 2001

16. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер"

17. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 1995.

18. Поливанова Л.А. Энциклопедия молодой семьи. М.; Рипол Классик, 2005.

19. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986.

20. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль.

21. Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. - Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.

22. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. - Мн.: Университетское, 1991.

23. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

24. Целуйко В.М. Психология современной молодой семьи. М.; Владос, 2004.

25. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989.

26. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000.

27. Энциклопедия молодой семьи: Практическое пособие для молодоженов (под ред. Самухиной Н.А.). М. ПРИМА, 2004.

28. Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л., 1979.

29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2001.

30. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.