Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы контроля деятельности предприятий в области природопользования и виды экологической ответственности






Ежегодно с целью контроля за соблюдением природоохранного законодательства промышленными предприятиями и другими природопользователями, государственные природоохранные органы обследуют около 30 тыс. предприятий и организаций России. При этом выявляются примерно 20-25% природопользователей, которые нарушают установленные нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду. В некоторых случаях это может привести к возникновению социально-экологических конфликтов.

Социально-экологические конфликты – это столкновение социальных интересов в экологической сфере, выражающееся в борьбе между отдельными группами за доступ к природным ресурсам, а также в противопоставлении позиций по поводу методов их использования. Их основные характеристики зависят от масштаба экологической проблемы (локальная – глобальная); от типа социальных сил, ответственных за экологические нарушения (социально-политическая система, отдельные предприятия или корпорации, частное среднее или мелкое предпринимательство); от инициаторов разрешения проблемы (экоНПО, местное население, органы власти и т.д.).

Контроль за деятельностью предприятия-природопользователя можно осуществлять разными методами. К ним относятся экологическая государственная и общественная экспертизы, экологический аудит, лицензирование и сертификация деятельности предприятия.

Под экологической экспертизой понимают оценку воздействия на окружающую среду, которая является частью подготовки проектной документации. Иногда под экологической экспертизой подразумевают любые природоохранные действия. Нельзя, например, говорить об экологической экспертизе уже существующего предприятия, но возможна экспертиза проекта, его реконструкции или обосновывающей документации о продлении лицензии на определенный вид деятельности.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе» следующая документация подлежит государственной экологической экспертизе:

· все виды плановой, предплановой и предпроектной документации, проекты экологических и других программ, концепции основных направлений деятельности, государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, схем развития отраслей;

· проекты комплексных схем охраны и использования водных, земельных и других природных ресурсов;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, экологической ситуации в регионах, возникшей в результате хозяйственной или иной деятельности;

· проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

· обосновывающие материалы на стадии выбора площадки под размещение объектов;

· технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на строительство, реконструкцию и развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, в том числе технико-экономические обоснования и проекты совместных предприятий и предприятий, использующих иностранные инвестиции;

· обоснования на добычу и использование природных ресурсов;

· материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемым за рубежом;

· проекты нормативно-правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих отношения в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· проекты международных договоров, контрактов, соглашений, связанных с использованием природных ресурсов;

· материалы, обосновывающие выдачу лицензий и сертификатов на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

Таким образом, экологическая экспертизаэто установление соответствия между намечаемой хозяйственной и иной деятельностью экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий данного объекта на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и других последствий. Исследование экологической и социальной ситуации, не смотря на свою важность, экологической экспертизой не является.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) обязательно включает подготовку материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Насегодняшний день система ОВОС закреплена законодательно. Заказчик должен произвести ОВОС в соответствии со специальной процедурой, которая регламентируется «Положением по ОВОС». ОВОС – это не только расчет параметров возможных воздействий на основе проектных данных. Этот процесс обязательно должен включать:

- рассмотрение разумных альтернатив намечаемой деятельности;

- выработку предложений о программе экологического мониторинга, осуществляемой после реализации проекта;

- проведение общественных слушаний для всех объектов кроме объектов, информация о которых является государственной тайной.

Следует также добавить, что существует возможность проведения общественной экологической экспертизы (ОЭЭ). При этом нельзя недооценивать роль общественности при подготовке оценки воздействия и последствий конкретного объекта на окружающую среду. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных организаций согласно законодательству РК. ОЭЭ фактически является механизмом контроля за ходом государственной экспертизы и общественного участия в ней. Заключение общественной экспертизы не имеет прямой юридической силы – оно является лишь одним из документов, рассматриваемых в процессе государственной экологической экспертизы. Результаты ОЭЭ могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

В результате экологической экспертизы возможны два вида отрицательного заключения:

· О недопустимости реализации проекта.

· О необходимости доработки представляемых материалов

Аудиторская деятельность, в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РК, представляет собой лицензированную деятельность аудиторов (юридических лиц, включая общественные объединения) по осуществлению независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности.

Экологическое аудирование – это:

- механизм выявления, анализа и оценки естественного состояния компонентов окружающей природной среды, приводящих к ее деградации или ухудшению среды обитания населения, непосредственно связанных с деятельностью предприятия;

- средство самопроверки предприятием экологических последствий своей хозяйственной деятельности;

- основание для принятия решений о дальнейшей деятельности предприятия на данной территории (сохранение прежнего режима работы, перепрофилирование, реконструкция, модернизация, консервация, ликвидация отдельных цехов, участков, всего предприятия в целом).

Основанием для проведения экологического аудита являются:

· наличие сведений о значительном отрицательном воздействии объекта на окружающую среду, здоровье человека;

· недостаточная полнота и достоверность данных;

· потребность инициатора аудита установить степень негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье человека;

· желание заинтересованных сторон избежать финансовых потерь.

Инициатором экологического аудита для существующего предприятия выступают:

· потенциальные инвесторы и арендаторы;

· учреждения банков, другие заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности, включая само предприятие;

· местные (областные, городские, районные) органы прокуратуры и суда;

· органы по охране окружающей среды.

Если специально уполномоченные государственные органы не в состоянии, а зачастую просто не хотят принимать меры по улучшению экологического качества среды обитания, то население, объединяясь в общественные объединения на правах юридического лица, может осуществлять общественный экологический аудит.

Решение о проведении экологического аудита принимают: инвесторы, Министерство охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, местные органы власти.

Финансирование экологического аудита возлагается на предприятие – загрязнитель окружающей среды.

Законодательной основой экологического аудита является государственная концепция экологической ответственности.

Экологическая ответственность – это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов.

Экологическими нарушениями принято считать несогласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, связанное с удовлетворением экономических потребностей, причиняющих вред природной среде.

Экологическая ответственность осуществляется в двух формах:

· экономическая – базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами (принцип «загрязнитель платит»);

· юридическая – порождается неправомерными деяниями, регулируется административно-правовыми методами.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. -М.: «Финансы и статистика», 2001 г, - 670 с.

2. Калыгин В.Г. Промышленная экология. Курс лекций. –М.: Изд-во МНЭПУ, 2000 г., - 239 с.

3. Беспамятнов Г.К., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. –Л.: Химия, 1987 г.

4. Кафаров В.В. Принципы создания безотходных химических производств. –М.: Химия, 1984 г.

5. Ласкорин Б.Н., Громов Б.В., Цыганков А.П., Сенин В.Н. Проблемы развития безотходных производств. –М.: Стройиздат, 1985

6. Энциклопедический словарь- справочник «Окружающая среда» // Под ред. Гончарова Е.М. –М.: Прогресс, 1993 г.

7. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие.-М.: Юридическая фирма «Контракт»: «Инфра-М», 2001, -208 с.

8. Блинов Л.Н., Оркина Т.Н., Танцура Н.П. Основы экологической химии. Часть 1: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во СПБГПУ, 2003 г., - 76 с.

9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2002 г., 383 с.

10. Ксензенко В.И., Кувшинников И.М., Скоробогатов В.С. и др. Общая химическая технология и основы промышленной экологии. Учебник для вузов/ Под. ред. В.И. Ксензенко.-М.: Химия, 2001.-328 с.

11. Health Education Service. Recommended Standards for Waterworks, rev. ed. Health Education Service, 1972.

12. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка: Учебное пособие. –М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2002 г., - 232 с.

13. Голицин А.Н. Основы промышленной экологии. Учебник. –М.: Изд-во ИРПО, 2002 г., 240 с.

14. Экология. Учебное пособие./ Под ред. Денисова В.В. -Ростов–на-Дону: Изд. Центр. «Март-Т», 2002, 640 с.

15. Кульский Л.А. Очистка воды на основе классификации ее примесей. / Укр.НИИ НТИ и ТЭИ, Киев, 1967, с.14

16.Кривошеин Д.А., Харламова М.Д., Зволинский В.П. Термодинамическая оценка эффективности работы очистных сооружений и устройств // «Вестник РУДН». Сб. научн. тр., -М.: Изд-во РУДН, 2003. Вып.7, с. 122-129

17. Кривошеин Д.А., Харламова М.Д., Зволинский В.П.. Количественные критерии для оценки эффективности экозащитных процессов и технологий. //Актуальные проблемы экологии и природопользования, Сб.научн. тр., -М.: Изд-во РУДН, 2003. Вып. 3 ч.2, с.149-151

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.