Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность, состав и структура розничного товарооборота. Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру розничного товарооборота.




Как экономическая категория товарооборот представляет собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги и как показатель деятельности торговых организаций это объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется 2-мя признаками: 1) наличие товара (объекта продажи); 2) продажи - как форма движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот рассматривают как: 1) результат деятельности торговых организаций и ее экономическая эффективность; 2) показатель масштаба торгово-хозяйственной деятельности, значимости торгового субъекта на потребительском рынке; 3) в соц-эконом аспекте - показатель товарного снабжения населения,, один из показателей уровня жизни.

Розничный товарооборот - это количественный показатель продажи потребительских товаров населению за наличный расчет (безналичный расчет) через различные каналы реализации.

Состав РТО (структура РТО)- 1торг розница (форма).

Согласно статистической формы 1 торг розница «Отчеты о розничной торговле» в состав РТО включаются: 1) стоимость товаров, реализованных населению для личного, семейного, домашнего и иного подобного пользования, не связанные с ПД за нал/безнал расчеты; 2) Стоимость товаров, проданных в кредит на момент их отпуска (по розничным ценам) по полной стоимости; 3) Стоимость товаров, отправленных по почте на момент сдачи посылки; 4) Стоимость товаров , проданных по образцам; 5) Стоимость товаров, проданных в комиссионном магазине; 6) Стоимость товаров, проданных в магазинах беспошлинной торговли, на аукционах по ценам их реализации; 7) Стоимость товаров, погашенных подарочным сертификатом; 8) Проданные населению упаковки, не входящие в цену товара и порожней тары; 9) Стоимость стеклянной тары, проданной населению с товаром за вычетом порожней тары; 10) Стоимость проданных по подписке населению печатных изделий; 11) Стоимость товаров, проданных по льготным ценам или со скидкой; 12) Стоимость товаров, отпущенных населению в счет задолженности по выплате з/п с последующей оплатой организацией осуществляющей розничный товарооборот, другими орган.; 13) Стоимость товаров , проданных на ярмарках, выставках…в РБ; 14) Стоимость продукции общественного питания, изготовленной заготовочным цехом при розничном торговом объекте и проданной через него.

Выручка от продажи товаров населению за иностранную валюту учитывается в розничном товарообороте в пересчете на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком РБ на день продажи товаров.



В розничный товарооборот НЕ включаются: 1) Стоимость товаров, проданных за пределами РБ; 2) Стоимость товаров, реализованных др органами и ИП за нал и безнал расчеты; 3) Стоимость товаров, отпущенных работником своей организацией в счет з/п; 4) Стоимость товаров, отпущенных по товарообменным операциям и в порядке взаиморасчета между юр лицами, между юр лицами и населением при закупке у него с/х продукции; 5) Стоимость реализованных проездных билетов, лотерейных билетов, лотерейных карт; 6) стоимость ритуальных принадлежностей; 7) Продажа почтовых марок, конвертов, открыток, интернет-карт отделениями связи.

Товарооборот организаций питания состоит из оборота по реализации продукции собственного производства и покупных товаров через объединенные залы, буфеты, розничную и принадлежащую организации мелкорозничную сеть, через передвижную сеть, а также по отпуску питания работникам организации по льготным ценам. В состав товарооборота общепита кроме розничного товарооборота, включается и оптовый товарооборот- продажа п/ф, мучных и кондитерских изделий другим организациям общественного питания и розничной торговли.

Общий объем розничного товарооборота включает :1) товарооборот розничной торговой сети; 2) товарооборот организаций общественного питания.

УЧИТЫВАЕТСЯ В ЦЕНАХ ФАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ!

Система показателей, характеризующих степень развития товарооборота:1) объем товарооборота в текущих и сопоставимых ценах (количествен характер). ФИЗИЧЕСКИЙ ТО= объем ТО в сопоставимых ценах. 2) объем товарооборота в натуральных единицах измерения; 3) темпы изменения ТО по сравнению с прошлым и плановым ТО; 4) Структура ТО характеризующаяся УВ проданных и не проданных товаров, отдельных товарных групп и товаров в общем объеме РТО, прод и непрод товаров. (Качественный характер); 5) ТО на душу населения; 6) однодневный объем товарооборота; 7) объем товарооборота на 1-го работника; 8) Объем ТО на 1 м.кв. общей или торговой площадей; 9) ассортиментная структура ТО; 10) обеспеченность ТО товарными запасами ; 11) время обращения товаров; 12) объем ТО при расчетах электронными пластиковыми карточками и его удельный вес в общем ТО; 13) продажа товаров отечественного производства, доля продаж социально значимых товаров отечеств произв в общем объеме ТО; 14) средняя стоимость покупки; 15) доля ТО в денежных доходах; 16) рентабельность ТО; 17)инвестиции на один рубль ТО.



Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру РТО.

Факторы розничного товарооборота - объективные причины, явления и процессы в сфере товарного обращения, воздействие которых приводит к изменению РТО.

1. Внешние (макроэкономические): 1) Демографические (численность населения, структура населения); 2) Экономические ( тенденции развития экономики, уровня безработицы; ставки за пользование кредитами; объем и структура рынка потребительских товаров; изменения в распределении доходов населения на потребление и сбережение; уровень инфляции; уровень цен; уровень денежных доходов; развитость внешнеторговых отношений); 3) Политические и законодательные (стабильность законодательства; роль государства в развитии экономики; госуд регулир торговой деятельности); 4) Научно-технический прогресс ( уровень развития производства потребительских творов; объем товарных ресурсов; доля инновационных товаров в структуре производства; объем производства товаров национальными товаропроизводителями);

5) Национально-бытовые ( специфика национального потребления); 6) Конкуренция (уровень конкуренции на данном региональном товарном рынке; уровень конкуренции на рынке торговых услуг).

2. Внутренние (микроэкономические): 1) развитость торговой сети (число и виды торговых форматов; размеры торговых площадей; местоположение, режим работы, специализация торговых объектов); 2) Обеспеченность товарами (объем и структура закупок и их соответствие запросам населения; товарозвенность, товарооборачиваемость, ассортиментная структура товарооборота) ; 3) Качество торгового обслуживания (квалификация и численность торговых работников; наличие инновационных торговых технологий); 4) Поведение покупателей и специфика сегмента рынка (число покупателей и их предпочтения; характеристика экономики обслуживаемого сегмента; денежные доходы населения; средняя стоимость покупки; уровень потребления); 5) Организация, методы продаж и стимулирования работников; 6) Уровень конкуренции (доля рынка, принадлежащая конкурентам; уровень конкурентоспособности торговой организации).

Классификация факторов: 1) По значимости : а) основные факторы (денежные доходы; объемы производства; развитость торговой сети и др); б) второстепенные (ставка за пользованием кредитами, политические и законодательные условия, специализация торговых объектов и др);

2) По степени детализации: а) простые -не поддающиеся дальнейшей детализации (уровень инфляции, доля инновационных товаров в общем объему производства); б) сложные -допускающие расчленение на составляющие (товарооборачиваемость, характеристики обслуживаемого сегмента, уровень конкуренции, тенденции в развитии экономики); 3) По характеру действия: а) экстенсивные (размер торговых площадей, численность торговых работников, число потребителей); б) интенсивные ( обусловливающие эффективность использования ресурсного потенциала, изменения в распределении доходов населения на потребление и сбережение); 4) По времени действия: а) постоянные (численность и структура населения, объем товарных ресурсов, режим работы торговых объектов, специфика национального потребления ); б) временные (уровень безработицы, товарозвенность, средняя стоимость покупки); 5) По характеру участия в процессе товарного обращения: а) объективные ( число потребителей, объем товарных ресурсов, уровень денежных доходов, уровень цен, число и виды торговых форматов); б) субъективные ( качество торгового обслуживания, поведение и предпочтения покупателей).

Главным фактором успешного развития ТО является обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования. РТО зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывают влияние прочие выбытия товаров. Зн+Пост=Троз+В+Зк.

( Троз=Зн+ Пост - В - Зк); (Пост = Троз + В +Зк - Зн).

Объем РТО как стоимостного показателя во многом определяется уровнем розничных цен. Чем выше цена, тем больше ТО, но меньше продажи товаров в натуральных показателях. Для целей анализа и планирования используют показатель РТО в сопоставимых ценах, который рассчитывается как частное от деления фактического ТО на индекс цен.

Разница между фактическим и сопоставимым ТО представляет собой сумму дополнительных расходов покупателей в связи с повышением цены. При снижении цен разница отражает выгоду, получаемую покупателями.

Значительное влияние на ТО оказывает обеспеченность торговой организации трудовыми ресурсами и эффективность их использования. РТО= СЧР×ПТ (одного работника);

Влияние данных показателей на ТО: 1) ∆Т счр=ПТ0×∆СЧР+((∆ПТ×∆СЧР1)/2); 2) ∆Т пт= СЧР0×∆ПТ + ((∆ПТ×∆СЧР1)/2).Где ∆Т счр - изменение ТО за счет изменения среднесписочной численности работников; ПТ0-производительность труда одного работника в базисном году; ∆СЧР1-изенение среднесписочной численности работников отчетном году по сравнению с базисным годом;∆ПТ1-изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с базисным годом;∆Т пт-изменение объема ТО за счет изменения производительности труда одного работника;СЧР0-среднесписочная численность работников в базисном году.

Для динамики РТО небезразличны состояние, развитиеи эффективность использования основных фондов торговой организации, а также режим ее работы. Объем РТО опред по формуле:

Троз= S×Ксм×Тт.з.×Nдн.Где: S-площадь торгового зала торговой организации; Ксм =коэффициент сменности работы организации; Тт.з.- товарооборот на 1м кВ площади торгового зала в смену; Nдн - количество дней работы организации.

Объем ТО находится в прямой зависимости от числа покупателей и их покупательских возможностей: Троз= Чп×среднедушевой размер покупательских фондов, где Чп-численность покупателей.

Ассортиментная структура РТО зависит от многих переменных: с одной стороны, от изменения объема и структуры товарных ресурсов в теч года (внутренние факторы) ; а с другой стороны - от подвижности структуры покупательского спроса на отдельные товары в разные периоды времени (внешние факторы).

К внешним факторам, определяющих структуру ТО со стороны производства , относят: 1) выполнение поставщиками заключенных договоров; 2)соответствие поставленных товаров заявкам торговых организаций; 3) доступность товарных ресурсов; 4) степень обновляемости структуры производства; 5) сезонные колебания в производстве, торговле и потреблении.

К внутренним факторам относят: 1) формы организации торговли; 2) организация труда; 3) укомплектованность штатов торговой организации; 4) квалификация работников; 5) организация рекламной деятельности; 6) качество торгового обслуживания покупателей.

 

 

2. Модель стратегического регулирования РТО в рыночной экономике. Резервы роста ТО в современных условиях хозяйствования.Выделяют 2 основные модели стратегического регулирования РТО.

Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становиться возможным при следующем условии: IП > IТ > IТЗ > IС , где: IП - индекс роста поступления товаров; IТ - индекс роста объема товарооборота; IТЗ - индекс роста суммы товарных запасов; IС - индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии: IПР > IТ > IФОТ > IЧ , где:IПР - индекс роста массы прибыли; IТ - индекс роста объема товарооборота; IФОТ - индекс роста фонда оплаты труда; IЧ - индекс роста численности работников. или: IР > IПТ > IЗ , где:IР - индекс роста уровня рентабельности (% к обороту); IПТ - индекс роста производительности труда одного работника; IЗ - индекс роста средней заработной платы одного работник.

Расчет прогнозной величины ТО, обеспечивающей получение заданной величины прибыли:

1) Устанавливается величина чистой прибыли (ЧП), необходимая для развития торговой организации; 2) Определяется размер прибыли отчетного периода (общая прибыль) : П=(ЧП×100%)/(100%-СН); →→(ЧП×100%)/(100%-18%);СН- удельный вес налогов, оплачиваемых из прибыли. Ставка налогов на прибыль 18%!!!.3) Рассчитываем прибыль от реализации: Пот реал= Пр от тек деят±Пр от инвест деят±П от финн деят.(если прибыль «-»; если убыток «+»); 4) Доход от реализации: Д от реал= П от реал+Расх на реал (прогноз); 5) РТО, необходимый для получения дохода от реализации:

РТО опт =( Д от реал/ Уровень д от реал)×100%.(Средний уровень ТН нужно будет пересчитать на уровень дохода: Уд=(ТН/100+ТН)×100)).

РТО с НДС= (ТО в розн цен без ндс×100%)//(100-СрНДС); Ср НДС - расчетная ставка НДС.

3. Анализ и прогнозирование общего объема и структуры РТО торговой организации. Организация контроля за ходом выполнения плана ТО.РТО анализируют, чтобы определить соответствие представлений о рынке, сложившихся в торговой организации, реальной ситуации. В ходе анализа проверяются правильность оценки торговым субъектом своих возможностей и потенциала конкурентов, адекватность применяемых подходов требованиям рынка. На основе результатов анализа планируется организация розничной реализации товаров. Проведенная оценка позволяет определить оптимальный план продаж, предупредить возникновение проблем, внести необходимые уточнения в связи с изменениями на рынке продаж. Анализ РТО показывает эффективность работы торговой организации в целом, а также ее отделов, секций и работников в отдельности с точки зрения выполнения поставленных задач.

Этапы анализа ТО: 1) Анализ общего объема ТО и его ассортиментной структуры. - оценка влияния факторов на объем и динамику ТО, построение индексной цепочки взаимосвязи показателей и выявление резервов роста; 2) Анализ состояния товарных запасов и товарооборота; 3) Анализ поступления товаров.

Исходной аналитической информацией является статистическая отчетность по товарообороту и товарным запасам: 1) 1 торг (розница) «отчет о розничной торговле» - по видам торговли; 2) 1торг (общепит) «Отчет об общественном питании» - годовая; 3) 4торг (продажи) «Отчет о продаже и запасов товаров» - месячный; 5) 1 торг(структура) -«отчет о структуре РТО»-годовой; 6) 6торг(товарооборот) -«отчет о розничном ТО и запасов товаров, в ТО общепит2 - месячный, но подается за 11 месяцев ежемесячно (январь-ноябрь).

Методика экономического анализа РТО включает след операции: 1) изучение выполнения плана РТО в целом по организации и в разрезе структурных подразделений с очки зрения равномерности и ритмичности его осуществления; анализ РТО : а) по составу; б) по отдельным организационным формам розничной торговли; в) по применяемым методам продажи; 2) выявление тенденций изменения ТО в динамике; 3) исследование влияния важнейших факторов на объем РТО и динамику его развития; 4) построение индексной цепочки взаимосвязи показателей; 5) выявление внутренних резервов расширения розничной торговли, увеличения объема ТО и улучшения его ассортиментной структуры; 7) определение возможностей учета неиспользованных резервов при планировании ТО на будущий период.

Содержание факторного анализа:

1) Влияние факторов , связанных с товарным обеспечением - рассчитывается по формуле товарного баланса: Р=Зн+Пост-Пр выб-Зк; (Зн+Пост=Троз+В+Зк)

Эффективность реализации: Эфт.р.= (Т/(Зн+Пост-Зк);

Эффективность закупок: Эфт.зак= (Зн+Пост-Зк)/Т;

2) Влияние трудовых факторов (ТО=СЧР×ПТ): а) изменение ТО за счет изменения среднесписочной численности работников: ∆Тч= (Чотч-Чбаз)×ПТ баз.(одного работника); б) изменение объема ТО за счет изменения производительности работников: ∆Тпт= (Потч-Пбаз)×Чотч;

3) Влияние факторов, связанных с эффективностью использования основных фондов и сост МТБ (ТО=Sт объекта×То на 1мкв торг пл): а) изменение объема ТО за счет изменения величины торговой площади: ∆Тs=(Sотч-Sпр)×Тsбаз.

ПРАВИЛО: Если влияют два фактора количественные и качественные, то влияние факторов определяется путем умножения отклонения по количественному фактору на качественный базисного периода или по плану.Влияние качественного фактора определяется путем умножения отклонения по качественному фактору на количественный отчетного периода или фактич.

Функция контроля выступает в качестве основной задачи руководства организации, дающей возможность устанавливать отклонения результатов текущей деятельности от запланированных, анализировать причины этих отклонений и вырабатывать соответствующие корректирующие меры для их устранения. Будучи заключительным этапом процесса достижения целей функционирования организации, контроль обеспечивает возможность слежения за характером изменений объекта управления в сравнении с его желаемым состоянием. Таким образом, процесс контроля направлен на достижение организацией собственных целей, и его содержание как функции управления состоит из: 1) выработки правил, стандартов, показателей и критериев деятельности; 2) измерения ее текущих результатов; 3) выявления отклонений от установленного режима деятельности и их причин; 4) осуществления корректировок поведения организации или отдельных ее звеньев, работников.

Предметом контроля является вся деятельность организации (за исключением действий высшего руководства, подконтрольного стоящим над ним органом управления, которые осуществляют функции внешнего контроля).

При сопоставлении результатов текущей деятельности организация с установленными стандартами определяется, в какой мере они соответствуют ожиданиям и допустимы ли выявленные отклонения. После сопоставления достигнутых результатов с установленными стандартами принимается решение: а) ничего не предпринимать; б) устранить отклонения; в)пересмотреть стандарт.

Предупредительный характер является основной чертой контроля или его важнейшим свойством, поэтому суть корректирующего воздействия на управляемый процесс сводится к : а) выявлению истинных причин возникшего отклонения от стандартного образа функционировании; б) оперативной выработке эффективного управленческого решения.

Контроль оказывает существенное влияние на поведение людей. Не рекомендуется устанавливать несправедливо высокие стандарты деятельности, нереальные с позиций возможности их осуществления.

Контроль должен быть своевременным, исходить из характера деятельности, скорости происходящих в ней или связанных с ней изменений, учитывать затраты на измерение показателей результативности. Своевременность заключается в установлении оптимальных временных интервалов между измерениями в диапазоне,достаточном, чтобы возможные нежелательные отклонения не привели к кризисным ситуациям. Не меньше важным свойством контроля является гибкость - проявляющаяся в оперативности корректировок, производимых по ходу изменений во внешней и внутренней среде организации. Существенными характеристиками контроля являются максимальная простота и экономичность, удовлетворяющие интересам всех сторон к отвечающие их потребностям и возможностям.

Контролинг— это эффективная система управления, интегрирующая планирование, традиционный учет и контроль, маркетинг и обеспечивающая долговременное конкурентоспособное существование фирмы. Основные принципы этой системы: «Сегодня делать то, о чем другие завтра только будут думать, ориентация на деловую стратегию и перспективу, учет экономических, социальных и экологических факторов, оптимизация прибыли (вместо традиционной максимизации), заблаговременное распознавание проблем, оригинальная методика учета прямых затрат на производство продукции».

Контрольные функции в магазине как правило возлагаются на руководителя. Контроль проводится как внутри самого магазина, так и внешне – управляющей организацией. Внутренний контрольпроводится путем проверки наличности в кассе с кассовыми чеками. Внешний контроль заключается в передаче в головную организацию сводных данных по товарообороту за каждый день. И если наблюдаются отклонения в сторону снижения показателя, то магазин должен отчитаться и объяснить причины этих отклонений.

С ростом конкуренции на рынке розничной торговли на первый план выходит задача эффективного управления товарными запасами. Ее решение немыслимо без применения соответствующих систем автоматизации, базирующихся на современных технологиях идентификации товаров (штрих-кодирование), их учета с применением сканеров, касс, весов, терминалов сбора данных, а также принятия управленческих решений. Однако, каждое предприятие обладает своей спецификой (размеры торговой площади, вид обслуживания покупателей и их количество, ассортимент товаров, бюджет проекта автоматизации и многое другое), что требует индивидуального подхода к его автоматизации.

Автоматизация магазина дает:

1) возможность вести учет наличия и движения товара на складе в реальном режиме времени. Это позволяет рационально планировать и вести закупку товара, строить прогнозы, проводить аналитику продаж товара; 2)контролировать сроки реализации товара; 3)избежать уценок, устаревания товара; 4)оптимизировать товарные запасы; 5)вести контроль и устранять недостачи и хищения; 6)значительно повысить производительность кассовых мест и, как следствие, сократить их количество и увеличить производительность; 7)вести оперативный учет товара и гарантийных обязательств; 8)с большим удобством и производительностью организовать прием и выдачу товара; 9)значительно уменьшить количество ошибок; 10)быстро оформлять необходимые документы.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал