Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление проектами

Инновационный проект – система взаимосвязанных целей и программа их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованным(увязанным по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретных научно-технических задач, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Всем инновационным проектам свойственны определенные основные характеристики. Наиболее важные из них приведены ниже:

1. инновационные проекты предназначены для получения определенного результата в определенный момент времени и в рамках установленного бюджета. Они не опираются на функциональную структуру организации. Каждый проект уникален: ни один не является точной копией предыдущих.

2. Инновационный проект можно рассматривать как целостный процесс, необходимый для создания нового продукта, нового завода, новой системы или иных определенных заранее результатов. Часто создаваемому продукту уделяется больше внимания, чем процессу, в результате которого он создается, но и продукт, и процесс его создания, то есть проект, требуют эффективного управления. Следует отметить, что конечный результат не является проектом.

3. Жизненный цикл инновационного проекта имеет определенные начальную и конечную точки, привязанные к временной шкале. Проект в своем естественном развитии проходит ряд отдельных фаз. Жизненный цикл проекта включает все фазы от момента инициации до момента завершения. Переходы от одного этапа к другому редко четко определены, за исключением тех случаев, когда они формально разделяются принятием предложения или получением разрешения на продолжение работы.

Каждая фаза проекта имеет определенные точки начала и завершения, а результатом каждой фазы является создание нового промежуточного продукта (результата); при этом продукт (результат) одной фазы служит основным исходным материалом для следующей.

На рис. 1 показан весь процесс в целом. Скорость потребления ресурсов в проекте меняется – как правило, возрастает от одной фазы к другой до тех пор, пока не начнет быстро уменьшаться на завершающей фазе цикла. Персонал, его квалификация, организации и другие ресурсы, задействованные в проекте, меняются на каждой фазе жизненного цикла проекта. Нередко можно наблюдать частичное совмещение или одновременное выполнение фаз проекта, называемое " быстрым проходом" в строительных и инжиниринговых проектах и " параллелизмом" - в военных и аэрокосмических. Это усложняет планирование проекта и координацию усилий его участников, а также делает более важной роль менеджера проекта. По завершении каждой фазы наступают моменты принятия ключевых решений; проводится анализ состояния всего проекта, на основании чего принимается решение о переходе к следующей фазе, закрытии проекта или повторном выполнении работ предыдущей фазы.

К наиболее важным особенностям работы менеджеров проекта, исходя из вышеперечисленных характеристик, относятся следующие:

– проектами необходимо управлять на протяжении всего жизненного цикла, обеспечивая максимально возможную преемственность ответственности, а также непрерывность комплексного планирования и контроля от начала проекта до его завершения;

– в процессе управления проектами одинаковое внимание должно быть уделено как продукту – конечному результату работы, так и процессу создания этого продукта, то есть собственно проекту;

– создание отдельной независимой управляющей организации для каждого проекта в общем случае невозможно и непрактично, как будет показано ниже, из-за быстрого изменения ситуации от одной фазы к другой;

– решения, принятые на ранних фазах проекта, имеют большее влияние на окончательное время завершения и общую стоимость проекта, чем решения. принятые на поздних фазах.

 

 

 
 

 

 


Рис. 1. Основные стадии развития проекта

Планирование проекта

Сущность планирования состоит в задании целей и способов их достижения на основе комплекса работ, которые должны быть выполнены, применении методов и средств реализации этих работ, увязки ресурсов, необходимых для их выполнения, согласовании действий организаций-участников проекта

Процессы и процедуры планирования проекта должны обеспечивать реализуемость проекта в заданные сроки с минимальной стоимостью, в рамках нормативных затрат ресурсов и с надлежащим качеством. Чем выше уровень органа управления, тем в более обобщающих показателях в нем принимаются решения по управлению подчиненными подразделениями. С повышением уровня иерархии увеличивается временной интервал между выдачей плановых заданий и контролем их выполнения.

Процессы планирования могут повторяться, если какие-либо переменные имеют неприемлемое значение.

Основные процессы:

– планирование содержания проекта и его документирование:

– определение основных этапов, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;

– составление сметы, оценка стоимости ресурсов, составление бюджета;

– документирование технологических зависимостей;

– оценка продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, расчет расписания

Вспомогательные процессы:

– планирование качества, определение стандартов, поиск путей их достижения;

– распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчиненности, подбор кадров, формирование команды проекта;

– планирование коммуникаций, определение информационных потребностей;

– идентификация и оценка рисков

– планирование поставок, поиск поставщиков

Выделяют след. виды планов:

концептуальный – процесс разработки основной документации по проекту, технических требований, оценок, укрупненных календ. планов, процедур контроля и управления

стратегический – долгосрочные

детальное планирование – разработка планов для ответственных исполнителей.

Потери в результате проекта могут быть следующие:

1) дополнительные затраты на перепланирование графика работ: неправильно определено содержание работ, их структура, использовались неполные данные, не учитывался предыдущий опыт, планирование графика работ осуществлялось без согласования с исполнителями, неправильно определены потребности в ресурсах, не отслеживается расхождение между текущими и базовыми графиками работ;

2) устранение брака;

3) простои в выполнении работ.

Структура разбиения работ (СРР)

– иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроекты, пакеты работ различного уровня.

СРР является базовым средством для создания системы управления проектом, т к позволяет решать проблемы организации работ распределением ответственности, оценки стоимости, создания системы отчетности, эффективно поддерживать процедуру сбора информации о выполнении работ и отображать результаты в информ. управляющей системе, обеспечивает членам команды понимание общих целей и задач по проекту.

Наим. уровень детализации – пакеты работ(состоят из отдельных шагов), уровень детализации зависит от содержания пакета, квалификации о опыта команды, принципов распределения ответственности

Разработка СРР м. проводится сверху вниз, снизу вверх, либо используются 2 направления сразу

Основанием декомпозиции СРР могут быть:

– компоненты товара

– процессные или функциональные элементы

– этапы жизненного цикла

подразделения организационной структуры

–географическое размещение.

При декомпозиции проекта выделяю следующие структуры: организационная, статей затрат, ресурсов, информационная, стр-ра временных интервалов.

Матрица ответственности: Матрица необходима для обеспечения взаимодействия между менеджером проекта и функциональным менеджментом, установить правила работы в проекте, определить, кто будет выполнять ту или иную работу, кто получает ту или иную информацию.

 

 

Задачи Исполнители
Менеджер проекта Планово-финансовый отдел Отдел маркетинга
Согласование целей ответственный     контроль
План Ответственный/исполнитель     контроль
Бюджет проекта ответственный   исполнитель  
       
Контроль результатов ответственный   контроль контроль

Возможные ошибки в СРР:

– пропуск стадии структуризации проекта и переход непосредственно к решению текущих проблем

– использование при структуризации только функций, фаз или организационных подразделений вместо конечных продуктов или исп. ресурсов.

– непонимание того, что СРР должна охватывать весь проект (недостаточно внимания уделяется начальным и конечным фазам проекта);

–повторение элементов структуры, отсутствие интеграции структуры проекта с системой ведения бухгалтерских счетов компании и с системой подготовки проектно-сметной документации

– излишняя или недостаточная детализация.

Управление содержанием работ – описание работ, которые должны быть выполнены, и ресурсов, которые должны быть обеспечены. Необходимо определить: работы для выполнения, последовательность работ, продолжительность, потребность в ресурсах и стоимость работ.

Работа – определяется как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение желаемого результата на намеченный интервал времени.

Определение работ включает в себя идентификацию (номер работы в проекте) и документальное оформление отдельных работ, которые должны быть выполнены для достижения целей проекта.

Способы оценки продолжительности работ: экспертная, по аналогам, на основе моделирования и вероятностных оценок, процент выполнения, фактическое начало и окончание, предшествующая и последующая работы.

Для управления работами по проекту применяется сетевое планирование.

Бюджетирование проекта – определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ.

Контроль стоимости проекта включает:

– мониторинг стоимостных показателей,

– управление изменениями

– предотвращение ошибочных решений

–информирование всех заинтересованных лиц.

Существуют 2 метода: традиционный метод и метод освоенного объема:

1. Традиционный метод: плановые (бюджетные затраты) BCWS (Budgeted Cost of Work Scheduled) – бюджетная стоимость работ, запланированная в соответствии с расписанием (количество ресурса, предполагаемое для использования к текущей дате: BCWS= BC(общий бюджет)*% по плану

Фактические затраты ACWP (Actual Cost of Work Peformed) – стоимость фактически выполненных работ на текущую дату (количество ресурса, фактически потраченное на текущую дату).

Расхождение по затратам D между фактическими и плановыми, основной недостаток метода – не учитывает, какие работы были фактически выполнены за счет потраченных средств.

2. Метод освоенного объема – основан на определении отношения фактических затрат к объемы работ, который должен быть выполнен к определенной дате. При этом учитывается информация по стоимости, плановому и фактическому графику работ и дается обобщенная оценка по состоянию работ на текущий момент. Выявленные тенденции используются для прогноза будущей стоимости работ.

Освоенный объем BCWP (Budgeted Cost of Work Performed)= Плановая стоимость *%использования ресурса

Т.К. метод освоенного объема учитывает фактор времени, то он позволяет определить как реальное отклонение по затратам, так и отставание по графику выполнения работ.

Использование этого метода требует дополнительной структуризации системы управления затратами по проекту и дополнительныз усилий менеджера по сбору и анализу данных.

Дополнительные показатели:

1)СV(Cost Variance) = BCWP– ACWP,

< 0 – перерасход средств, > 0 – недорасход средств

2)Общие бюджетные затраты – полная стоимость работ, принятая в базовом плане(ВС).

3) Индекс освоения затрат = Освоенный объем/Фактич. затраты, CPI= BCWP/ACWP, если =1, то соответствует плану, > 1, меньше средств, чем предусмотрено, < 1 затрачено больше средств, чем предусмотрено.

4) Относительное отклонение по затратам СVP = СV/BCWS

5) Отклонение по расписанию: SV=BCWP-BCWS

6)Индекс выполнения плана SPI = BCWP/ BCWS

7) ОЦЕНКА КОНЕЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА исп-ся 2 метода:

а) стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Оставшаяся стоимость проекта, скорректированная с учетом индекса освоения затрат

б) метод освоенного объема: оптимистическая оценка EAC=

BC – общие затраты по бюджету

пессимистическая оценка EAC=

Прогнозное отклонение стоимости проекта: VAC (variance at competition)=BAC-EAC

 

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ инновационного процесса

Риск можно рассматривать как возможность отклонения от предполагаемой цели, вероятность достижения желаемого результата (или вероятность неблагоприятного исхода), возможность потерь.

Исследователи часто выделяют " стартовый" уровень риска, он характеризует риск, заключенный в идее, замысле, предложении, в то время как " финальный" уровень риска уже учитывает вклад мероприятий, которые могут быть продуманы, разработаны и предусмотрены заранее, до того, как те или иные факторы риска проявят себя. То есть во времени разнесены момент принятия решения и момент наступления ущерба, что позволяет осуществлять процедуры управления риском, прогнозирование последствий.

В теоретических разработках и практической деятельности принято выделять несколько характерных типов рисков: производственные, предпринимательские, банковские, кредитные, инвестиционные, инновационные, ценовые, страховые, экологические, информационные, погодные и другие.

Риск как экономическое явление обладает рядом функций, наиболее важными являются следующие: аналитическая, инновационная, регулятивная.

1) аналитическая функция обусловлена необходимостью выбора одного из возможных вариантов инвестиционного решения, для чего лицо, принимающее решение, анализирует и соразмеряет все возможные альтернативы, выстраивает свою систему предпочтений. В зависимости от конкретной задачи ситуация принятия решения с учетом риска обладает различной степенью сложности.

2) Инновационная функция определяет такое качество риска, что постоянно сопровождает инновационный процесс и сам его генерирует, так как в новой области неизвестны вероятности исходов, а развитие требует перехода в новые сферы, и таким образом риск стимулирует поиск неординарных решений.

Отсутствие риска вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность, так как в условиях " безрисковой" экономики чрезвычайно сужается сфера самореализации предпринимателей, отсутствие возможности занять позиции в такой зоне хозяйствования, в которой степень рискованности отвечает наклонностям и качествам данного индивида. Поэтому существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики.

3) Регулятивная функция имеет противоречивый характер и проявляется в двух формах: конструктивной и деструктивной. Конструктивная форма регулятивной функции заключается в том, что способность рисковать – один из путей успешной деятельности предпринимателя. Сознательное, рациональное и ответственное отношение к риску (принятие его) как проявление конструктивной формы этой функции играет роль катализатора экономической активности, настраивая субъектов инвестиционной деятельности на получение значимых результатов нетрадиционными -порой сознательно рискованными - способами, на преодоление консерватизма, косности, психологических барьеров, препятствующих перспективным нововведениям.

Деструктивная форма регулятивной функции проявляется в игнорировании риска. Примерами такого отношения к риску являются механизмы принятия решений, не содержащие процедур обоснования, базирующихся на анализе риска и учете закономерностей развития инвестиционной деятельности предприятий.

Можно выделить несколько вариантов стратегий учета риска:

1. Избежание риска – может привести к стагнации бизнеса его сокращению. Для промышленного предприятия, вырабатывающую свою стратегию, игнорирование риска может проявиться в различных нежелательных хозяйственных результатах (банкротстве).

2. Принятие риска – менеджмент предприятия сознательно идет на риск и развивает бизнес до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Данная стратегия не является оптимальной, так как отрицательная прибыль приводит к закрытию бизнеса, основная ошибка в данном случае –отсутствие системного анализа рынка и его динамики, факторов риска, гибкого реагирования на изменившиеся условия.

3. Управление риском – это выявление, оценка, разработка и внедрение мер по минимизации риска.

Выбор соответствующего варианта определяется стратегией предприятия (первый вариант – в случае обеспечения финансовой устойчивости, обороны, второй и третий – в случае завоевания рынка).

Кроме этого наблюдается обратная связь: выбор того или иного варианта управления риском может потребовать некоторой корректировки указанной стратегии или предварительного учета определенных рисков при ее разработке.

Процесс управления риском:

1) постановка цели на ведение конкретного вида (операции) предпринимательской деятельности (сохранение ресурсов, получение дохода при приемлемом уровне риска);

2) анализ риска в процессе выбора решения на ее осуществление (выбор конкретной совокупности ресурсов и способов (методов) их использования для получения при рассматриваемых причинах и факторах риска (рисковой ситуации) требуемого результата, причем признаки и свойства этого результата должны быть определены точно);

3) управление риском в процессе реализации выбранного решения.

ЭФФЕКТИВНОСТь ИННовационного процесса

 

Анализ эффективности инновационных проектов играет важную роль при принятии решений использования как собственного, так и заемного капитала, инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности обеспечения окупаемости капиталовложений.

В данном случае необходимо различать два понятия: эффект – результат в какой-либо сфере, является абсолютным показателем, и эффективность – отношение результата какого-либо мероприятия к затратам, является относительным показателем.

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта

 

Виды эффекта

Вид эффекта Факторы, показатели
1. Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
6Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду

 

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта.

Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в:

продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов),

технологическом смысле (рост производительности труда и улучшение его условий)

функциональном (рост эффективности управления)

социальном (улучшение качества жизни).

Следовательно, экономическая ценность (стоимость) нововведений для их покупателя непосредственно определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного вида привлеченных ресурсов.

Оценка инноваций также должна учитывать следующие особенности:

1. При оценке эффективности инновации необходимо учитывать не только общую массу дохода (полезного результата), который возможно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и его прирост в сравнении с аналогом (базируясь на теории сравнительной эффективности, отбирают наилучший вариант из числа возможных, а затем производят расчет оценочных показателей абсолютной эффективности инвестиций). Такой подход находит выражение в определении эффекта как разности между доходами и затратами (текущими и единовременными) от реализации наиболее эффективного варианта.

2. Рекомендуется рассчитывать: расчетный год внедрения(второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или второй год использования новой технологии, новых методов организации управления, производства, труда), первый год после окончания нормативного срока освоения нововведения, начальный год срока полезного использования инноваций, срок полезного использования нововведения, последний год срока полезного использования инноваций.

3. При оценке эффективности инноваций следует тщательно выбирать наилучший вариант из числа возможных по периоду окупаемости, объему производства, по качественным, социальным и экологическим факторам. За базу для сравнения принимаются: показатели лучшей техники, спроектированной в России или за рубежом, которая может быть закуплена или произведена по лицензии, кроме этого, должны учитываться интересы государства инвесторов, производителей, расчеты должны производиться по всему циклу разработки и реализации инноваций, включая НИОКР, освоение, серийное производство, а также период использования инновации.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно: продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект: Bt =Dt – Pt (D – доходы, Р – расходы).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей, организации. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов включаются:

– конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей производственной продукции), выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ;

– социальные и экологические результаты, определенные из совместного воздействия участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку;

– прямые финансовые результаты;

– кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм.

– косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, затраты на консервацию или ликвидацию.

При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Дисконтирование определяет текущую стоимость будущих доходов и затрат, норма дисконта иногда называется стоимостью капитала. Коэффициент дисконтирования может быть изменен в зависимости от пожеланий инвестора, но таким образом, чтобы обеспечить компенсацию риска потерь.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Для оценки эффективности инноваций рассчитывают потоки чистых платежей.

Прогнозируемые денежные притоки и оттоки сводятся в следующую таблицу.

 

Сводная таблица оценки эффективности

Годы       Тр
Приток средств: 1. Выручка 2.Кредиты (займы, ссуды)          
Отток средств 1. Инвестиции в основной и оборотный капитал а) инвестиционные издержки 2.Выплата займов а) основная часть долга б)ссудный процент 3. Функционально-административные издержки (без амортизации) 4. Платежи в бюджет          
Поток чистых платежей          
Дисконтированные чистые платежи          
Дисконтированные денежные потоки нарастающим итогом          
Внутренняя норма прибыли  
Период полной окупаемости  
Индекс доходности  

 

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект Эинт (NPV) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

Эинт= ,

где: Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

at – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.

Если Эинт (NPV)> 0, то проект считается экономически эффективным, если Эинт (NPV)< 0, то убыточным

2. Индекс доходности инноваций:

Рассмотренный метод дисконтирования – метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс доходности. Индекс доходности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

где: PI – индекс рентабельности;

NPV – чистая дисконтированная стоимость;

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t., at – коэффициент дисконтирования

Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину продисконтированных инвестиций в инновации.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности больше единицы, и наоборот. Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

3. Внутренняя ставка доходности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

,

при этом rb < IRR< ra и NPVa < 0< NPVb

Получаемую расчетную величину IRR сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение IRR не меньше требуемой инвестором величины.

Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение IRR указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения IRR соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

4. Рентабельность инвестиций:

Рентабельность собственного капитала:

или (исчисленный с использованием чистой прибыли и после уплаты процентных платежей)

P– прибыль, руб.;

СК – собственный капитал, ЗК – заемный капитал;

r – процент за использование заемного капитала;

tax – ставка налога на прибыль

,

где Р – прибыль, I – инвестиции.

5. Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

– количество лет;

d= (I0 –[CF1+CF2+…CFj ])/CFj+1 – дробная часть срока окупаемости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

6. Коэффициент фактической результативности работы инновационного проекта r:

,

где SR – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производства;

Н1, Н2 – незавершенное производство на начало (конец) анализируемого периода времени, руб.;

N – число лет анализируемого периода времени;

Qi – фактические затраты на исследования и разработки за i-год.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное регулирование рынка ценных бумаг и правовое обеспечение. | Пример работы программы. Написать функции вычисления факториала числа с использованием цикла For внутри функции.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.