Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ подготовки и проведения делового выступления






 

В философском понимании культура – это все то, что создано человечеством в процессе его материальной и духовной деятельности. Исходя из этого, можно дать определение нравственной культуры.

Нравственная культура – это система ценностей, которые созданы людьми в области морали. Это не просто сумма этических знаний и совокупность отдельных моральных ценностей и принципов, а уровень нравственного развития человека и общества, системное свойство общества, группы, личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей.

Мораль (нравственность, от лат. moralis – нравственный) – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль включает в себя:

нормы и правила, которые представляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер;

моральные отношения, суть которых состоит в сочетании личных и общественных интересов;

нравственное сознание, состоящее из взглядов и представлений о должном поведении, о его правилах.

Основными компонентами нравственной культуры являются:

– моральная ответственность;

– этические взгляды и представления;

– моральные принципы;

– культура общения;

– этикет.

Культура общения – это культура установления и развития контактов между людьми, включающая в себя: высокую потребность в общении, овладение техникой общения (умение правильно строить отношения с людьми, культура речи, такт и т.д.).

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – наука о морали.

Этика является философской дисциплиной.

Профессиональная этика – это прикладная этика, выражающая требования морали применительно к определенному виду профессиональной деятельности.

Основными категориями профессиональной этики выступают профессиональная честь и достоинство. Это показатели моральной ценности профессионала, своеобразные нормы для определения нравственного человека, мера профессионализма в любой области, залог авторитета профессионала.

Особенность современной этики профессионала заключается в том, что понятие деловой морали дискредитируется общим кризисным состоянием общества.

Социологические опросы последних лет показывают, что критериями нравственной зрелости руководителя в любой сфере деятельности являются:

– порядочность, честность, принципиальность;

– справедливость;

– уважение к людям;

– обязательность;

– доброжелательность.

Если руководитель не обладает указанными нравственными качествами, то у него не будут сформированы в необходимой мере и такие деловые качества, как: объективность, профессиональные навыки организатора, дисциплинированность и т.д.

В современном обществе очевидна взаимосвязь нравственности и общения. Общение сегодня все больше нуждается в соблюдении норм этики:

– принятие различных стилей общения, особенно диалогического, направленного на сотрудничество;

– преодоление морального нигилизма в общении;

– стремление к гармонии личного и общественного, к консолидации людей.

Этикет (от франц. etiquette – порядок) – установленный порядок поведения где-либо.

Существует множество форм этикета: семейный, общественный (поведение в общественных местах: в институте, школе, учреждении, на производстве и т.д.), дипломатический, военный, светский, деловой, религиозный и т.д.

Основными функциями этикета являются:

нравственная – т.е. признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт;

сегрегативная (разделяющая) – т.е. признание различий каждого человека, зависящих как от личных его качеств, так и от возложенных на него обязанностей, от его званий, титулов, социального статуса, пола, возраста и т.д.

Нормы этикета складывались и менялись в процессе исторического развития общества.

Современный этикет повседневного общения должен выступать не как маска, скрывающая истинную сущность человека, не как средство обмана, а как показатель нравственной культуры человека. С помощью этикета современный человек считается с достоинством других людей и защищает собственное достоинство, создает условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Несоблюдение норм этикета приводит к нравственному конфликту, сильному психологическому дискомфорту, ухудшению психологического климата, отрицательному влиянию на совместную деятельность и т.д.

Деловой этикет относится к просто этикету как особенное к общему.

Деловой этикет – это важнейшая сторона морали делового поведения, результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях.

Деловой этикет выступает в единстве двух его сторон, проявляющихся в правилах этикета:

моральная сторона – свидетельствует о выражении нравственной нормы (предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д.);

эстетическая сторона – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Разновидностью делового этикета выступает профессиональный этикет.

Профессиональный этикет – это свод отработанных и проверенных правил делового поведения, обеспечивающих наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций и в достижении поставленных профессиональных целей.

К основным формам делового этикета относятся: вербальный этикет, этикет в отношении одежды и внешнего вида, этикет при ведении переговоров со страной-партнером, при нахождении в транспорте, при деловом разговоре и общении с клиентами, при общении по телефону, при ведении служебной переписки, при проведении делового совещания и т.д.

Успех любого предприятия, организации тесно связан с этикетом. Для овладения этикетом требуется время, желание, настойчивость.

Важным качеством, характеризующим воспитанность руководителя, является обращение к подчиненным на “Вы”. В обращении на “ты” проявляется пренебрежение к подчиненному, демонстрация барского чванства, низкого уровня интеллекта руководителя.

Представителям профессий, объект деятельности которых – человек (культура, здравоохранение, просвещение, общественное и государственное управление, коммерция, право и т.д.) в силу специфики их работы с людьми приходится часто выступать: перед населением, перед коллегами, в средствах массовой информации, в системе профессиональной подготовки и т.д. От умения выступать – делать сообщения и доклады, вести деловые беседы, дискуссии и т.д. зависит не только авторитет специалиста, но и взаимоотношения, взаимопонимание между людьми, атмосфера в коллективе.

При подготовке к выступлению важно осознавать, какую цель ставит выступающий. В зависимости от целей различают следующие виды публичной речи:

информационная речь, где цель – информировать слушателей в основном за счет рационального, обогащающего их знания изложения предмета;

убеждающая речь, где цель – пробудить в слушателях те или иные чувства и эмоции в основном за счет выражения соответствующих чувств при изложении своей позиции;

побуждающая речь, где цель – побудить слушателей к необходимым действиям в основном за счет соответствующих к ним призывов, способствующих росту их активности.

В информационной речи необходимо обратить внимание на рациональный аспект в общении с людьми, в частности, на познавательные возможности слушателей и их интеллектуальные способности восприятия информации.

К информационной речи на производстве относятся следующие употребительные ее формы:

– отчет перед сослуживцами или руководством;

– сообщение о результатах деятельности в виде устного доклада перед коллективом специалистов;

– лекцию в рамках повышения квалификации;

– научно-популярный доклад;

– выступление на пропагандистском мероприятии и т.д.

В убеждающей речи на первый план выступает эмоциональный аспект, поэтому надо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру.

К убеждающей речи можно отнести следующие общеупотребительные ее формы:

– торжественную речь (по случаю празднования какого-либо юбилея);

– поздравительную речь (по случаю знаменательных юбилеев в трудовой деятельности отдельных работников, вручения наград);

– напутственное слово (по случаю проводов работника на пенсию, учебу и т.д.);

– поминальную речь.

Наилучшим образом можно убедить человека при условии, что выступающий:

– избегает изменений сентиментальности при выражении радости, уважения, гордости, скорби и т.д.;

– следит за манерой изложения: она должна быть убедительной, но не навязчивой и отвечать конкретной ситуации;

– умеет психологически верно “настроиться” на партнеров (за счет знания их актуальной жизненной ситуации, эмоционального отношения к предмету речи).

В побуждающей речи надо обратить внимание на волевой аспект, поэтому важно воздействовать на волю слушателей и вдохновить их на практическую деятельность.

Побуждающая речь имеет различные общеупотребительные формы:

– речь на митинге в форме политически мотивированного призыва к участию;

– призыв к действиям (в связи с необходимостью дополнительных работ);

– речь протеста (против нарушения государствами международного права или других между народных договоров и соглашений);

– политическая речь (по случаю предстоящих выборов, в связи с тем или иным политическим событием и т.д.).

Наилучшим образом можно побудить к чему-либо при условии, что выступающий:

– излагает мысли так, чтобы слушатели отождествляли себя с целью речи;

– сочетает изложение предмета речи с разъяснением его значимости для слушателей и их жизни;

– ссылается постоянно на общественные представления о ценностях;

– использует высказывания краткие и направленные на выявление следующих вопросов: “Что необходимо сделать? ”, “Почему это необходимо сделать? ”, “Как это сделать? ”.

Схему (алгоритм) устного делового выступления можно представить следующим образом:

1. Вступление (установление контакта с аудиторией).

Вступление, как афиша, должно быть коротким, простым и броским.

Важная задача, которую должен решить выступающий во время установления контакта с аудиторией, – это снятие мышечного напряжения (зажимов).

Мышечное напряжение – это излишняя скованность или развязность человека, являющиеся результатом беспомощности, усиливающейся в процессе его контакта с другими людьми.

Ключ к мышечному освобождению – органическое внимание, хорошее владение материалом, настоящая заинтересованность предметом изложения. Знание своего дела дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода выражается в свободе внешней.

Свобода мышц – это не их расслабленность, а та доза (степень) мускульного напряжения, которая необходима для действия.

2. Основная часть (управление процессом сообщения, восприятия и закрепления информации).

Чтобы выступление было убедительным, интересным, необходимо говорить ясно и понятно для слушателей, литературным языком. Надо избегать как грубого диалектного, так и утрированного искусственного произношения. Следует говорить не слишком быстро, в умеренном темпе (при необходимости, варьировать темп), периодически поддерживать визуальный контакт со слушателями. Даже если читается заранее подготовленная речь, обязательно надо время от времени отрываться от текста, обращаться к аудитории, использовать импровизированную речь.

3. Заключение.

Заключение включает в себя выводы по результатам выступления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.