Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности обусловлены всем ходом развития органической природы и исторического развития человека. Они выступают как движущая сила и условие всякой деятельности.






Тема 2.5. Личность как субъект управления

План:

Профессиональная направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели.

Понятие темперамента, его свойства и типология. Основные теории темперамента.

3. Критерии отнесения человека к определённому типу темперамента (по И.П. Павлову и В.С. Мерлину).

Сложные типы темперамента. Совместимость по темпераменту. Согласование темперамента с требованиями профессиональной деятельности.

Характер, его свойства, структура и особенности формирования. Акцентуации характера.

Психологическая теория способностей.

1. Профессиональная направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности.

Направленность – это свойство личности, проявляющееся в ведущих жизненных целях и мотивах ее поведения.

Направленность включает в себя следующие формы, которые выступают как мотивы деятельности: интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, желания, влечения, стремления.

Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение и убеждения определяют моральные качества личности, которые весьма отчетливо проявляются в совести и стыде.

Основные качества направленности личности:

1) уровень – общественная значимость направленности (высокий уровень общественной значимости направленности называется идейностью);

2) широта – охват интересов, склонностей, влечений, желаний и др. (но не дилетантство, разбросанность);

3) интенсивность – связана с эмоциональной окраской (от смутных, нечетких влечений до полной убежденности);

4) устойчивость – характеризуется протяженностью направленности во времени;

5) действительность – активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности лежат потребности.

Потребность это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, нужду в чем-либо.

Потребности обусловлены всем ходом развития органической природы и исторического развития человека. Они выступают как движущая сила и условие всякой деятельности.

Потребности каждого человека формируются в процессе освоения социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. При этом следует различить их объективную и субъективную стороны: между всем многообразием потребностей, представленных в обществе, и системой усвоенных человеком потребностей нет однозначного соответствия (это зависит от индивидуального образа жизни человека). Каждый человек характеризуется специфическим набором потребностей и уровнем их развития.

Существуют разнообразные классификации потребностей, оптимальная из которых предложена американским психологом А. Маслоу и будет рассмотрена во второй части данного пособия. В то же время потребности классифицируются по ряду оснований:

1) по происхождению – естественные (например, в пище) и культурные;

2) по предмету, удовлетворяющему потребности - материальные, духовные, социальные.

Материальные потребности – основа жизни и активности личности. Если они удовлетворены, то ведущую роль начинают играть духовные и социальные потребности.

Духовные потребности – включают в себя познавательные и эстетические потребности.

Социальные потребности – это потребности в труде и общении.

Определённый набор простейших потребностей задан человеку от рождения (нужда в пище), но, в основном, они формируются прижизненно. Под влиянием социальных условий и особенностей деятельности личности ее потребности непрерывно изменяются, развиваются.

В деятельности, удовлетворяющей потребность, ведущее значение имеют два ее важнейших психологических параметра: мотив и цель.

Мотив – это мысли и чувства, побуждающие личность избрать именно эту, а не какую-либо другую цель и настойчиво добиваться ее достижения.

Мотивы являются побудителями деятельности, складывающимися под влиянием условий жизни субъекта и определяющими направленность его активности. Мотив формируется на основе потребности и определяет цель:

Потребность → мотив → цель.

Если цель отвечает на вопрос: «Что намерена делать личность, какой результат она ожидает от реализации системы действий?», то мотив объясняет, почему избрана эта цель и насколько энергично она будет реализована.

Мотивы классифицируются по ряду признаков:

- по социальной ценности - социально ценные и асоциальные;
- по степени осознанности - осознаваемые и неосознаваемые;
- по признаку продуктивности (характеризуются тем, на сколько сильно они побуждают человека к активности) - высокопродуктивные и менее продуктивные;
- по формам поведения, которые обслуживают мотивы - мотивы труда, учения, развлечения, спорта и др.;
- по характеру личностного смысла (характеризуются тем, какой смысл сам человек вкладывает в свои действия) - ориентация на групповые ценности или на сугубо личные выгоды;
- по соотношению эмоционального и рационального (характеризуются тем, что преимущественно побуждает человека к деятельности: чувства, или логические доводы) - эмоциональные и рациональные

Цель – это предполагаемый результат деятельности, характеризующий направление и содержание активности, удовлетворяющей потребность.

Многообразие целей, которые ставит перед собой человек, можно классифицировать по различным основаниям:

- по социальной значимости - общественно полезные и антиобщественные;
- по признаку достижимости - реальные и нереальные;
- по временным характеристикам - дальние (перспективные) и близкие (текущие);
- по степени определенности - конкретные и неконкретные;
- по широте - общие (направленные на удовлетворение большой группы потребностей личности) и частные (удовлетворяющие одну из потребностей);
по содержанию - предметные (характеризуются предметом, на который направлена соответствующая деятельность) и специфические (характеризуются спецификой тех изменений, которые личность предполагает осуществить в социальной или природной среде или в самой себе).

Система целей определяет основные жизненные ориентиры человека, главные направления и содержание активности личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.