Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста-управленца






 

Мастерство связано с такой подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения поставленных целей.

Профессиональное мастерство специалиста – это высокий уровень сформированности умений, позволяющий специалисту продуктивно и качественно решать профессиональные задачи; комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности; уровень развития системы умений, адекватных классу решаемых профессиональных задач. Это понятие – одно из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности.

Профессиональное мастерство специалиста-управленца представляет собой сложное психическое образование, в основе которого лежат профессионально значимые знания, умения, навыки и морально-психологические качества, обеспечивающие в совокупности успешное выполнение профессионально-управленческих задач в любых условиях.

Основными элементами профессионального мастерства являются:

1. Профессиональные знания о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности. В современных условиях необходимы знания научные, комплексные, теоретические и практически значимые. Основу профессионального развития личности образуют рефлексивные знания, являющиеся результатом самостоятельного осмысления действительности, своих промахов и ошибок, своего «Я» в системе социальных и профессиональных отношений, своей оригинальной интерпретации событий. Они составляют основу формирования индивидуальной концепции личности, которая выступает в каждом конкретном случае как реальное руководство к действиям и поведению в определенных ситуациях;

2. Профессиональные умения – залог успешного решения профессиональных задач на основе приобретаемых знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. Умение формируются на основе широкого круга профессиональных знаний при наличии положительной мотивации, направленности на осуществление профессиональной деятельности. К числу основных относятся: умение сосредоточить внимание, сопереживать и оказывать помощь, связанные с осознанием потребностей граждан, управлять конфликтами; умения межличностного взаимодействия, познавательные; умения правильно оценивать себя и др.;

3. Профессиональные навыки, т.е. действия, характеризующиеся высокой мерой освоения. На этой ступени действие становится автоматизированным, актуально не контролируемым сознанием. Для навыка характерна стереотипность, возникшая в результате многократных умственных, двигательных упражнений и тренировок. Большинство навыков приобретается на практике. Профессиональные навыки ускоряют процесс мышления, экономят время и физические силы, позволяют сосредоточиваться на главном в работе. Профессиональные умения и профессиональные навыки развиваются в неразрывной связи;

4. Морально-психологические качества, формируемые на базе развития психических свойств, их определенного соотношения с требованиями деятельности.

По степени обобщённости их можно сгруппировать следующим образом:

1) социальная активность (ее уровень, направленность в течение длительных отрезков времени);

2) сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция);

3) мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установок;

4) интеллектуальные свойства (особенности восприятия, мышления, памяти, воображения);

5) эмоционально-волевые свойства;

6) коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность, интровертированность – экстравертированность);

7) психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стресс – факторы и др.).

Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности безотносительно к конкретному виду деятельности. Специалист, обладающий общими способностями (высоким уровнем развития психических свойств), может успешно овладевать профессиональным мастерством при работе в разных сферах.

Основными психологическими условиями формирования профессионального мастерства являются:

1. Формирование самокритичного, требовательного отношения к самому себе и развитие потребностей в профессиональном росте.

2. Самопознание и самооценка уровня развития профессиональных знаний, умений, навыков и морально-психологических качеств.

3. Формулирование основных задач и составление индивидуального плана профессионального развития, определение способов и средств их реализации.

4. Выполнение задач и индивидуального плана профессионального развития в повседневной работе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.