Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика готовности к профессиональной деятельности.






Тема 5.1. Психологический анализ управленческой деятельности

 

План:

1. Понятие деятельности, её функции, структура и параметры.

Психологическая характеристика готовности к профессиональной деятельности.

3. Психологические закономерности управленческой деятельности.

 

1. Понятие деятельности, её функции, структура и параметры

 

Деятельность – в психологическом смысле представляет собой форму активной взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой, в результате которой личность достигает сознательно поставленной цели, возникает в результате появления у нее определенной потребности.

Нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность. Аналогично, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности, не обращаясь к анализу её деятельности. В жизни человека и общества деятельность выполняет ряд функций:

1. Деятельность является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека как организма и члена общества.

Это не означает, что актуальная в данный момент потребность автоматически влечет за собой ее удовлетворение с помощью деятельности. Деятельность реализуется не актуализированной потребностью, а сознательно поставленной целью, которая «определяет собой характер действий». Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить свою деятельность достижению целей, которые не только удовлетворяют сиюминутную потребность, но зачастую и противоречат ей. В тех случаях, когда активность человека всецело определяется актуальной в данный момент потребностью и не регулируется сознательно поставленной целью, его поведение называют импульсивным (поведение ребенка; поведение взрослого в состоянии гнева, страха и др.). Импульсивность объясняется не достаточным развитием волевых качеств.

2. Деятельность объективирует внутренний мир личности, делает его доступным наблюдению со стороны.

Именно во внешнем проявлении активности человека мы судим о том, какова личность, каковы ее субъективные возможности. Однако, между непосредственно наблюдаемыми признаками активности личности и стоящими за ними психологическими явлениями нет жесткой связи. Истолкование внешне наблюдаемой активности человека и раскрытие стоящих за ней мыслей и чувств представляет собой одну из сложнейших задач психологического исследования и практики руководства людьми.

3. Деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую вторую природу, создает материальные и духовные ценности.

Для преобразования окружающего мира человеку необходимы знания о нем, умения и навыки, с помощью которых он сообразует свои намерения с природой предмета деятельности.

4. Деятельность переносит личностные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет, в котором затухает и покоится.

На предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности. Поэтому, изучая продукты деятельности, можно составить определенное представление о личности: ее замыслах, намерениях, способностях, мастерства.

5. Деятельность не только экстериоризуется (т.е. проявляется во вне, переносится на объект, изменяя его), но и одновременно интериоризуется (т.е. свертывается, принимает идеальную форму, усваивается личностью) и влечет за собой существенные изменения в психике личности.

Таким образом, накапливая жизненный опыт, человек совершенствует свои возможности, развивается. Выделяют 3 направления влияния деятельности на личность:

1) совершенствуются механизмы психического отражения (т.е. оттачиваются механизмы восприятия, памяти мышления и др.);

2) деятельность «оседает» в психике как система знаний, умений, навыков;

3) деятельность переносит во внутренний мир личности и свои идеологические аспекты. Это свойство деятельности лежит в основе воспитания.

6). Деятельность реализует социальные роли, объективно представленные в обществе и заданные им (юрист, преподаватель, врач, студент и др.).

Деятельность имеет свою структуру, которая анализируется в двух смыслах:

1. При психофизическом анализе в структуре деятельности выделяют 3 взаимосвязанных компонента:

1) моторный компонент – это система взаимосвязанных движений, благодаря которым человек вступает в физическое взаимодействие с окружающим миром. Моторный компонент складывается из трех типов движений: «взять», «переместить», «отпустить»;

2) сенсорный компонент – реализуется органами чувств (зрение, слух, осязание обоняние, вкус) и выполняет контрольные функции;

3) центральный компонент – задается головным мозгом, представляет собой идеальную программу деятельности и одновременно выполняет регулирующую функцию по отношению к деятельности.

В каждой конкретной деятельности соотношение составляющих её компонентов различно (физический труд – больше моторных компонентов, интеллектуальный труд – центральных).

2. При собственно психологическом анализе рассматривают структуру деятельности, представленную на рис. 1. Представленная схема относится как к физическому, так и к умственному труду, т.е. к любой деятельности.

Деятельность классифицируется по разным основаниям:

1) по предмету деятельности (работа с людьми, работа с вещами);

2) по мотивам деятельности (альтруистическая, эгоистическая);

3) по целям деятельности (организаторская, педагогическая);

4) по способам деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная);


 

Рис. 1. Психологическая структура деятельности

 

5) по результатам деятельности (завершенная – цель достигнута, незавершенная – цель и подлинный результат не совпадают).

Каждая конкретная деятельность как целостная система может быть охарактеризована по ряду параметров. К ним относятся:

1) нормативность – определяется степенью соответствия действий человека правовым и моральным нормам;

2) продуктивность – определяется соотношением затраченных сил и средств с количественными и качественными характеристиками продукта труда (зависит от отношения человека к работе, его профессионального мастерства, объективных условий работы);

3) полнота – показывает, все ли действия, в совокупности образующие деятельность, реализованы человеком;

4) обобщенность – характеризует деятельность с точки зрения укрупнённости действий (командир взвода, начальник курса, начальник факультета, начальник института);

5) освоенность – характеризует, в каком соотношении система профессиональных знаний, умений и навыков человека находится с той системой знаний, умений и навыков, которая необходима для успешного осуществления данной деятельности.

6) уровень, на котором осуществляется деятельность (сознательный или подсознательный). Например, когда человек пишет, он сознательно следит за ходом мысли, а буквы выводит на уровне подсознания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.