Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен заголовка как объект текстологических и лингвистических исследований






Изучением заглавия как самостоятельного лингвистически организованного номинативного комплекса, обладающего набором только ему присущих параметров, занимаются многие ученые. Однако объективно заглавие непременно отражает концептуально важные свойства соотносимого с ним текста, поэтому более убедительны доводы ученых, которые, признавая относительную самостоятельность заглавий, стремятся найти их эксплицитные / имплицитные связи с референтными объектами.

Заголовок публикации представляет собой один из важнейших компонентов семантико-синтаксической структуры текста. Феномен заголовка стал объектом специальных исследований сравнительно недавно, однако вопросы, связанные с его изучением, активно разрабатываются в рамках различных филологических дисциплин. Заглавие фокусирует в себе смысл текста, является его смысловой доминантой.

Существует ряд работ, анализирующих заголовок с позиции семантики, синтаксиса и т.д. Однако они имеет один общий недостаток – анализируют заголовок изолировано, в отрыве от самого текста. При этом опускается важнейшее свойство заглавия – быть частью целого и функционировать лишь в связи с текстом.

Заголовок - важнейший компонент газетной информации и средство воздействия. Он фиксирует внимание читателя на наиболее интересном и важном моменте статьи, часто не раскрывая полностью ее сути, чем побуждает читателя ознакомиться с предлагаемой информацией более подробно [Лазарева, 1989: 58-60]. Заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста. Заголовок стоит над текстом, отделяется от него определенным пространством, это позволяет ему функционировать в качестве самодостаточной речевой единицы.

Языковые особенности заголовков можно свести к следующему:

1. Вариативность синтаксической структуры. Часто это односоставные номинативные предложения. Встречаются простые полносоставные нераспространенные предложения. Широко представлены в заголовках газет простые распространенные предложения. Сложные предложения весьма редки в заголовках. Встречаются заголовки в форме вопросительных предложений.

2. Характерной чертой заголовков является широкое использование эллипсиса, т. е. опущение служебных, а иногда и знаменательных слов с целью придания заголовку броскости. Краткий заголовок быстрее воспринимается читателем, его необычная форма вырывает интерес и побуждает читателя прочитать газетную заметку.

3. Сокращенные слова в газетных заголовках. Характерной чертой заголовков является общее сокращение слов и аббревиатур, без понимания которых смысл заголовков остается неясным. Сокращения делятся на принятые и окказиональные (случайные). Интересно заметить, что легче расшифровываются окказиональные сокращения. Они существуют в пределах только данного текста и обычно даются в начале или в середине текста полностью [Кулаков, 1982: 130-132].

В этой связи представляется актуальным рассмотреть с позиции явления вторичной номинации характер взаимодействия заголовка с корпусом текста. Известно, что в любом логическом связном вербальном произведении есть слова, судя по которым можно с большой уверенностью определить его тему. В этом же случае, если первым звеном в такой цепочке слов-номинантов является заголовок, открывается возможность рассмотреть проблему вторичной номинации.

Проблема номинации получила в последнее время достаточно широкое описание в языкознание [Шацурин, 1971: 3-10]. Исследования проводились как на основе отдельных предложений, так и на материале текста. Последнее представляется более оправданным, так как здесь появляется возможность исследовать отдельные элементы процесса именования, а определять его общие закономерности, выявить типологию. В конечном счете, сам текст может рассматриваться как «номинация определенного события, процесса, состояния, определенной ситуации действительности…» [Данилова, 1984: 62].

Внутренним стержнем вторичной номинации служит доминантный признак первичного номинанта, который выступает в роли различительного. Как отмечает Гак В.Г., «признаки эти чрезвычайно разнообразны и определяются физическими свойствами предмета, его отношения к другим предметам, так же как и отношением субъекта номинации к нему» [Гак, 1977: 174]. Это детерминирует при вторичном именовании объекта выделение лишь тех признаков, которые необходимы для конкретизации первичного номинанта. Установление отношений тождественности (нетождественности) неизбежно ведет к сужению (расширению) объема исходного понятия.

Общепризнанным является тот факт, что вторичная номинация, основанная на повторном именовании уже ранее поименованного объекта или явления, находится в оппозиции к первичной номинации и образует, как правило, систему гипероним-гипоним [Гак, 1977: 288]. В системе отношений «заголовок – текст» это достаточно изученное явление выполняет одну из важнейших связующих функций, а именно - функцию конкретизации.

В плане выразительных возможностей заглавий значительный интерес представляют заглавия-предикаты, поскольку предикатная номинация стремится заострить внимание на одном признаке предмета, тем или другим способом его уточнить, выделить и оттенить.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о двойственном характере связи между заглавием статьи и корпусом текста. В основе процесса косвенной номинации лежит переосмысление, которое является одним из способов познания действительности и отражения ее в сознании человека. Оно связано с воспроизведением реальных или воображаемых особенностей отраженных объектов на основе установления связей между ними. Средства косвенной номинации позволяют интегрировать процессы словесной передачи информации и воздействия на адресата, вызывая у него определенное эмоциональное отношение к предмету речи [Кубрякова, 1977].

Вторичная номинация в системе «заголовок-текст» является той основой, на которой создаются своего рода смысловые скрепы. Они обеспечивают связность текста с одной стороны, а, с другой, служат средством выделения основных вех повествования [Алисултанов, 1985: 78].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.