Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка корпоративной социальной активности






Применительно к рассматриваемым явлениям в деятельности организации эффективными измерителями в системе управления представляются индексные оценки. Наиболее актуальной задачей управления представляется задача выбора направления деятельности в сфере социальной ответственности.

Хозяйствующие субъекты (фирмы, СЭС) разных уровней вправе выбрать без «моральных» потерь тот состав инвесторов, который наиболее соответствует их запросам и профилю деятельности. Выбор при этом отождествляется с селекцией клиентуры, способами ее при-влечения и удержания. При этом различают двойственность выбора: видов деятельности в сфере социальной ответственности и выбор партнеров (инвесторов) в этой сфере. Методика выбора партнеров (инвесторов) организаций включает в себя следующие этапы:

— формирование перечня факторов выбора на основе опыта работы организации и информации об услугах партнера (СЭС);

— сравнительный анализ факторов выбора по расчетам и качественным (экспертным) оценкам;

— проверка условий соответствия критерию выбора;

— обобщение совокупности оценок факторов выбора;

— принятие решения о выборе партнера (инвестора, СЭС).

Исходной информацией выбора партнеров является перечень

факторов, учитываемых при выборе (перечислены в порядке убывания значимости): географическое размещение, наличие субсистем (филиалов, отделений, представительств); оценки финансового состояния; доходность, в том числе уровень капитализации; наличие кредитования работников по оплате жилья; виды финансовых операций (лизинг, факторинг, траст, наличные, векселя и др.); содействие и консультация финансовых операций для персонала; квалификация персонала; страхование жизни и здоровья персонала; профессиональная ответственность персонала; наличие системы краткосрочного кредитования персонала на учебу и лечение; размер минимального пакета акций; доступность и доверие руководства организаций; психологическая комфортность.

Территориально организации-партнеры должны быть по возможности расположены в пределах оперативной досягаемости. Финансовое состояние партнера характеризуется размером его уставного капитала на год основания, его динамикой, региональным рейтингом, ликвидностью, платежеспособностью, надежностью. Рассматриваемые показатели в предлагаемой методике оцениваются в соотношениях по индексам и сводятся в таблицы для обобщения по выбранным критериям и формам собственности (государственная, муниципальная, частная, смешанная, общественных объединений).

Задача выбора направления деятельности в сфере КСО заключается в создании условий, привлекательных для организаций при формировании корпоративных интересов в реализации проектов социальной направленности. Если организация намеревается иметь в своей деятельности окупаемые направления, обеспечивающие устойчивое воспроизводство ресурсов (в частности трудовых), то оно должно обеспечить достаточно высокий уровень платежеспособности, при котором инвесторы предоставляют ему финансовые средства. Координаторами направлений социальной ответственности организаций могут быть, показывает практика, как органы государственного управления (федеральные, региональные, местные), так и организации, для которых эта деятельность является приоритетной. Существуют традиционные показатели, характеризующие финансовое состояние организаций по направлению деятельности (коэффициенты платежеспособности). В менеджменте к ним относят коэффициент абсолютной ликвидности (Клик > 0, 2), коэффициент покрытия (Коп > 1, 5-2). Каждый из указанных коэффициентов рассчитывается делением отдельных элементов или всей суммы оборотных активов предприятия на величину его краткосрочной задолженности. Общий коэффициент покрытия среди рассмотренных измерителей показывает, способна ли организация выполнять свои обязательства по социальным проектам по какому-либо направлению, не создавая затруднений для вновь образуемых организаций в социальной сфере. Решение этой задачи необходимо для аналитического обоснования вариантов взаимодействия организаций в проектах социальной направленности. Объектом анализа при выборе направлений являются цели на будущее развитие текущей стратегии, представления о СЭС, возможности проектов.

В отраслевом планировании организации промышленности, например, система индикаторов включает в себя:

— абсолютные индикаторы (объем реализованной продукции, простои в ремонте, использование мощностей оборудования);

— относительные индикаторы (рентабельность производства, производительность труда, количество оборотов оборотных средств, доля непрямых затрат в себестоимости);

— индикаторы динамики (темп снижения или роста себестоимости товарной продукции, темп роста цен на продукцию).

Состав индикаторов определяет критерии оценки экономического потенциала и эффективности производства (социально-экономическая система) и основные цели управления в каждой из сфер деятельности организации. Подобные показатели рассчитываются по фактическому уровню и используются при анализе эффективности организации наряду с комплексом других показателей. Траектория их изменения определяет путь развития всей СЭС.

Применение метода индикаторов связано с поиском и идентификацией латентного признакового пространства. Наиболее распространенным и простым способом поиска является одномерное шкалирование, применение которого предполагает «разложение» респондентом своего восприятия объекта на отдельные признаки, обусловливающие предметную область исследования. Предположение о существовании латентной переменной представляется как модельное предположение исследователя.

Существует несколько типов шкал, применяемых в сфере социальных исследований. Практически все используемые в них основания актуальны для практики. Одной из наиболее распространенных является типология, основанная на виде допустимых преобразований шкалы. Допустимым называется такое преобразование совокупности шкальных значении, которое сохраняет отраженную в этой совокупности информацию. Для порядковой шкалы, при использовании которой числа отражают только идентичность и порядок объектов, допустимым будет любое монотонно возрастающее преобразование: любое такое преобразование равные числа оставляет равными, неравные — неравными, большие числа переводит в большие.

Можно осуществлять классификацию шкал на основе того, чему в результате шкалирования приписываются числа:

— респондентам (так называемые установочные шкалы, предназначенные в основном для измерения социальных установок респондентов по отношению к тем или иным объектам; пример — шкала для измерения отношения каждого сотрудника организации к определенным нововведениям);

— неким объектам, при условии, что искомые шкальные значения отражают усредненное мнение изучаемой совокупности респондентов (упомянутые выше оценочные шкалы; пример — построение рейтингов претендентов на руководство организацией среди сотрудников последней);

— признакам, характеризующим какие-то объекты или ситуации, а также отдельным значениям этих признаков (пример — оценка того, какие качества руководителя являются наиболее важными

с точки зрения сотрудников организации: компетентность, умение ладить с людьми и т. д.; каково соотношение по важности между высоким, средним и низким уровнем компетенции; скажем, между высоким и средним уровнем респонденты практически могут не делать различия, полагать, что и то, и другое приемлемо, а низкий уровень может представляться им как совершенно недопустимый; в таком случае говорят об оцифровке значений признака «компетентность»).

В современной практике корпоративной социальной ответственности введены два вида оценочного измерителя социальной активности организации:

1) по уровню активности участия организации в осуществлении социальной ответственности на основе разнообразных форм (мер) и направлений социальной ответственности (уфa);

2) по уровню капиталоемкости осуществления мер социального регулирования на основе общей или удельной величины затрат из расчета на одного работающего в организации (yak).

 

Сл.92

 

Другой формой применения метода индексов предлагается общая оценка состояния социальной активности организаций в отношениях социальной ответственности. Направлениями оценки являются: оплата труда и социальные выплаты; развитие персонала; охрана здоровья и техника безопасности; реализация социальных программ.

Система показателей, по которой производится оценка, определяется на основе налоговой и статистической отчетности, представляемой коммерческими организациями. Она включает в себя следующие группы показателей:

— текущего состояния организации (отсутствие задолженности по уплате налогов из заработной платы, соблюдение трудового законодательства, соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды);

— характеризующие организацию как устойчиво развивающуюся систему (объем реализации продукции (услуг, работ), производительность труда, налоги, обязательные платежи, трудовые конфликты);

— отражающие специфику деятельности организации в социальной сфере;

— отражающие взаимодействие организации с профессиональными союзами, объединениями предпринимателей, трудовыми коллективами.

Определение оценок социальной активности обусловлено потребностью в корректном сопоставлении деятельности корпорации в задачах выбора партнеров для осуществления социальных проектов. При определении социальной активности деятельности организации по каждому из направлений (кроме расчетных величин) показателей предложено учитывать их относительную значимость, которая определяется специально установленными коэффициентами, предназначенными для дифференциации влияния данного показателя на общую оценку (табл. 7.3-7.6). Значение коэффициентов установлено экспертным путем. Чем больше значение коэффициента, тем большее влияние имеет данный показатель на итоговую оценку. Величина сводного показателя, оцениваемого в баллах, определяется путем их суммирования по каждому из направлений. Итоговые оценки в порядке выполнения процедуры оценки могут быть скорректированы группой экспертов в размере не более 30% от расчетной.

Таблица 7.3 Перечень показателей, применяемых для оценки эффективности социальной работы организации по направлению «Оплата труда и социальные выплаты»

Таблица 7.4 Перечень показателей, применяемых для оценки эффективности социальной работы организации по направлению «Развитие персонала»

 

 

Таблица 7.5 Охрана здоровья и техника безопасности

Таблица 7.6 Реализация социальных программ

Динамика предлагаемых измерителей социальной активности организаций дает возможность выполнить ее анализ (рост, причины изменений) в сопоставлении с доходами самого предприятия.

Применение метода индексов в управлении социальной ответственностью разнообразно. Наиболее распространенной и актуальной задачей является задача выбора инвесторов и направления деятельности в сфере социальной ответственности.

Межсекторное взаимодействие в отношениях социальной ответственности (государство — бизнес — некоммерческие организации) в регионах (отраслях), как правило, не является равновесным. Оно отражает одностороннее (доминирующее) влияние центральных органов власти на отношения социальной ответственности среди коммерческих организаций. Такое взаимодействие, не сопровождаемое другими мерами создания условий для развития этих отношений (инфраструктура, инновационная политика, кадровая работа, создание бизнес-центров и т. д.), не приводит к позитивному формированию экономического потенциала КСО коммерческих организаций.

Практика менеджмента показывает, что регулирование отношений социальной ответственности в России инициируется государством и негосударственными некоммерческими организациями. Эти отношения развиваются и пока еще не стали сферой реального рынка социальных проектов по ряду причин. Теория менеджмента представляет множество механизмов для обоснования поведения в сфере отношений социальной ответственности, но позитивных результатов пока не наблюдается. Это свидетельствует о наличии проблемы практики менеджмента в данной сфере, обусловленной отсутствием методического обеспечения для выполнения мер социальной ответственности и осуществления процессов межсекторного взаимодействия организаций в решении задач социальной ответственности.

Непродуманная практика использования социальных технологий вызывает негативные изменения в отношениях персонала организаций, увеличение консерватизма их мышления, укрепление стереотипов поведения и управления, противостояние новым идеям. Социальные технологии представляются не столько средством жесткой регламентации в организации развития социальных отношений, сколько средством стимулирования организации к ее саморазвитию в сторону прогресса.

Основным критерием выбора получателя поддержки (82% для директоров и 76% для руководителей PR-служб) является наличие гарантий целевого использования средств и возможность осуществления финансового контроля. Отсутствие же таких гарантий — решающий фактор для отказа от выделения средств на благотворительные цели (16% директоров). Интересно, что при этом размер запрашиваемых средств для директоров компаний вообще не является определяющим критерием (0%).

Сл.93

Резюме

1. Проблема оценки эффективности отношений социальной ответственности в практике российского менеджмента заключается в отсутствии интегративных измерителей и методологического обеспечения процесса оценки при наличии такой потребности во взаимодействии СЭС, позволяющих осуществлять целенаправленную их координацию и управление.

2. Особенности развития отношений социальной ответственности характеризуются в отечественной практике менеджмента следующими условиями:

— решением внутренних задач социальной ответственности;

— эффективностью деятельности в социальной сфере (все социальные проекты должны быть окупаемы);

— окупаемость внешних мероприятий социальной ответственности должна быть гарантирована участием государства.

3. В настоящее время все компании, которые тем или иным образом реализуют свою социальную ответственность, можно разделить на три группы: 1) компании, реализующие социальную ответственность в рамках своей основной деятельности; 2) компании, реализующие социальную ответственность в ближайшем окружении своего бизнеса или со своими стейкхолдерами; 3) компании, которые реализуют социальную ответственность в рамках всего общества. Сл.94

4. Обязательным условием формирования социальной ответственности в управлении организацией является самоокупаемость всех социальных мероприятий организаций как внутри организации, так и вне ее. Экономический потенциал социальной ответственности

персонала организации в практике управления СЭС рассматривается в следующих аспектах, определяющих его ценность: сохранение структуры и средств производства организации; сохранение инвестиционной привлекательности организации; диверсификация капитала

путем создания самоокупаемых объектов социальной сферы, создаваемых с участием организации; системное взаимодействие субъектов в социальной сфере (систем, надсистем, метасистем).

5. Социальная ответственность в системе управления корпорацией распределяется по группам персонала неодинаково. Мера ответственности возрастает по мере административного роста и уровня компетенции персонала. В процессах осуществления социально ориентированных мероприятий необходимо четкое разделение сфер регулирования социальной ответственности между государством и бизнесом. Наблюдается тенденция стремления государства к стандартизации социальных отношений.

6. Зависимость дифференцированной оценки социальной активности в отношениях социальной ответственности организации на основе индикаторов ее состояния позволяет сопоставить эффективность деятельности субъектов в социальной сфере при оценке корпоративного (регионального) взаимодействия.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что отражает показатель эффективности корпоративной социальной ответственности?

2. Какова цель формирования социального отчета организации?

3. Какие стандартные оценки содержит социальный отчет организации?

4. Чем характеризуется механизм осуществления проектов корпоративной социальной ответственности?

5. В чем проявляются результаты социальной ответственности?

6. Какие этапы можно выделить в структуре процесса оценки экономического потенциала социальной ответственности организации?

7. В чем сущность оценки социальной активности корпорации (организации, СЭС)?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.