Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы устойчивого развития организации






 

Под концепцией понимают определенные рамки восприятия и осмысления с выделением ракурса рассмотрения какого-либо предмета, явления или процесса, объединенные единой идеей познания.

Развитие — это переход от одного состояния в другое, более совершенное, в результате изменений, имеющих субъективный характер, происходящих в природе и обществе.

Управление процессом развития приводит к разнонаправленным результатам, которые определяются как прогресс либо как регресс.

В результате развития концепции прогресса как результата преобразований в ней были выделены такие основные характеристики:

— необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

— направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая последующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая;

— кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;

— дифференциация фаз процесса развития;

— неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая последующая ступень лучше предыдущей.

Выражением прогресса традиционно считались такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация и мера человеческой свободы. Обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами. Экономический рост привел к истощению многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития. И поэтому одной из главных задач управления процессом развития является пересмотр оснований прогресса и поиск его оптимального критерия.

В современной теории и практике выделены следующие концепции развития (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Концепции развития

Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие — это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Но сам процесс развития становится все более сложным и комплексным, поэтому, управляя им, необходимо обеспечить его устойчивость и исключить непредсказуемость и случайность последствий для организаций.

Концепция устойчивого развития начинает оказывать влияние на выработку стратегических задач организаций, а в корпоративном управлении играет ведущую роль при формировании инвестиционных проектов.

Сд.70

Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества: объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы Конференции ООН по устойчивому развитию, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

Устойчивое развитие — это такие преобразования, которые удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, экологическую безопасность и социальную справедливость при общем снижении давления на биосферу. Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т. е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, — одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической — это три тесно взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимоподчиненные области единого целого. При таком подходе организация рассматривается как социо-эколого-экономическая система. Экономические цели (прибыль, доход) при таком подходе становятся вторичными по отношению к цели сохранения целостности среды обитания.

Итак, переход к концепции устойчивого развития потребует от менеджмента организации осознания расширения границ объекта управления, осмысления высших целей развития и формирования новых экологических и социальных нормативов.

Внешняя среда организации изменяется стремительно и непредсказуемо. Стремительность изменений среды связана с особенностями развития информационного общества и циклом удвоения знаний каждые пять-семь лет. Непредсказуемость изменений происходящих во внешней среде связана с факторами, которые не может контролировать организация, например действия конкурентов. Характеризуя темпы изменений внешней среды, с которыми сталкивается практически каждая организация, можно выделить следующие основные направления:

— стремительность изменения знаний. Компьютер теряет 1% своей стоимости в неделю, а человек не только осваивает, но и создает это море знаний;

— высокие темпы обновления продукции. В США каждый год появляются до 50 000 новых наименований товаров и услуг, тогда как в 1970 г. этот показатель составлял 10 000;

— сменился решающий фактор бизнеса. Одно время им была земля, затем капитал. Сегодня решающим фактором стал человек и его знания;

— размывание границ между отраслями и сегментами;

— глобальная конкуренция. ТНК конкурируют за долю рынка почти в каждой стране;

— большая взаимосвязь участников. Новый характер производства диктует новую структуру отношений с конкурентами, поставщиками, органами власти, консультантами, рекламными агентствами, крупнейшими потребителями. Все чаще возникают структуры, объединяющие предприятия и компании различных отраслей.

Устойчивость развития организации как системы связана с природой самой системы, а не с тем, как внешние источники движущих сил заставляют изменяться ее параметры функционирования. Движущие силы отрасли — это факторы, которые обуславливают изменения основных показателей развития отраслей и определяют характер конкуренции действующих в ней организаций. Очевидно, что невозможно описать внешнюю среду, не учитывая источников движущих сил. Источниками движущих сил являются:

1) долгосрочные тенденции экономического роста отрасли:

— определяют соотношения спроса и предложения;

— влияют на проникновение на рынок или уход с него организаций;

— определяют объемы и структуру инвестиций в отрасль;

2) изменение в составе потребителей и способах использования товаров за счет:

— демографических процессов — увеличение или снижение числа потребителей;

— социально-экономических процессов — появление нового класса или социального слоя потребителей;

— изменений условий продажи и обслуживания — продажа в кредит, гарантийное обслуживание;

— новой системы дистрибьюции — продажа по почте, «магазин на диване» и т. д.;

3) новые продукты в отрасли создают возможность:

— расширения ассортимента дифференцированных товаров, улучшения потребительских характеристик, дизайна и т. д.;

— увеличения числа клиентов организации, выпускающих новые товары, за счет клиентов фирм, приверженных к продуктам старого образца;

4) обновление технологии — изменение обстановки в отрасли за счет:

— производства новых или улучшенных товаров;

— снижения издержек и улучшения условий труда;

— снижения объема капитальных вложений, повышения уровня рентабельности, улучшения условий для вертикальной интеграции и т. д.;

5) ноу-хау первоначально создает крупные преимущества организациям, ими владеющими, но по мере распространения новых методов эти преимущества теряются, вместе с тем отрасль в целом получает возможности выйти на новый уровень;

6) изменения в системе маркетинга отрасли происходят за счет изменения интереса потребителей к товару организации;

7) вхождение в отрасль или выход из него крупных фирм резко меняют ситуацию в отрасли, отражаются на ее потенциале, характере конкуренции и т. д.;

8) выход организаций на внешний рынок и глобализация отрасли как результата международного разделения труда дает новые возможности развития отрасли;

9) развитие тенденции экономии на масштабах ведет к снижению затрат и росту производительности труда. Здесь достаточно заметно меняются позиции организаций и обостряется конкурентная борьба;

10) массовое изменение потребительских предпочтений меняет ситуацию в отрасли;

11) изменения в законодательстве и в политике правительства могут вызвать серьезные перемены в отрасли:

— антиалкогольная кампания;

— изменения пошлин;

— акцизных платежей и т. д.

Организация не может «отключить» источники преобразования внешней среды, поэтому для сохранения жизнеспособности ей необходимо развиваться с учетом изменений во внешней среде за счет тех переменных, на которые она может влиять. Такими переменными являются факторы устойчивого развития. Именно они определяют, будет ли система устойчивой.

Факторы устойчивого развития — это управляемые силы, которые оказывают воздействие на устойчивость организации во внешней среде в период ее изменений. Устойчивость развития в непредсказуемой и стремительно меняющейся внешней среде, как правило, оценивают как успех компании. Поэтому часто в литературе факторы устойчивого развития называют ключевыми факторами успеха (КФУ).

Типы факторов устойчивого развития:

1) КФУ, зависящие от технологии:

— качество проводимых научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях);

— возможность инноваций в производственном процессе;

— возможность разработки новых товаров;

2) степень овладения существующими технологиями;

3) КФУ, относящиеся к производству:

— низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства);

— качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);

— высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);

— выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;

— доступ к квалифицированной рабочей силе;

— высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);

— возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;

— возможность выполнения заказов потребителей;

4) КФУ, относящиеся к реализации продукции:

— широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;

— широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;

— наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;

— низкие расходы по реализации;

— скорая доставка;

5) КФУ, относящиеся к маркетингу:

— высокая квалификация сотрудников отдела реализации;

— доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции;

— аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов);

— разнообразие моделей/видов продукции;

— искусство продаж;

— привлекательный дизайн/упаковка;

— гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов);

6) КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

— особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг);

— ноу-хау в области контроля за качеством;

— компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности);

— степень овладения (знание) определенной технологией;

— способность (умение) создавать эффективную рекламу;

— способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство;

7) КФУ, связанные с организационными возможностями:

— уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т. д.);

— способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок);

— больший опыт и ноу-хау в области менеджмента;

8) прочие КФУ:

— благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;

— общие низкие затраты (не только производственные);

— выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);

— приятные в общении, доброжелательные служащие;

— доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);

— наличие патентов.

В процессе анализа и выявления самых значимых факторов устойчивого развития необходимо помнить, что организация обладает ограниченными ресурсами и поэтому она не может оказать влияние на все факторы поэтому, как правило, выбираются четыре-пять самых актуальных для текущей ситуации. Так, например, для пищевой промышленности обычно выделяют следующие КФУ: имидж организации, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть.

Интеграция принципа КСО в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой современных организаций. Организации, обладая основными финансовыми материальными и человеческими ресурсами, оказывают значимое влияние на решение социальных проблем общества и развитие территории, на которой они находятся. Благодаря пониманию организациями такой своей роли в обществе и появилась КСО. Выделяют две основные составляющие концепции КСО, оказывающие влияние на устойчивость развития:

1) сокращение рисков, связанных с ведением бизнеса. Идентификация этих пробелов — первый шаг на пути к внедрению КСО.

Некоторые сравнивают его со страховой политикой, которая защищает компанию от неожиданностей и проблем в дальнейшем. В настоящий момент время и ресурсы, затрачиваемые на изменения в ключевых бизнес-процессах, обходятся в целое состояние. Таким образом, одна из дополнительных функций КСО заключается в раннем оповещении о проблемах, которые могут появиться и застать компанию врасплох;

2) превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Так, например, в попытке снизить количество вредных воздействий на окружающую среду заводы часто переносят за границы города, тем самым создают дополнительные рабочие места и изменяют напряженность транспортных потоков.

В документах Европейской комиссии дано следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Таким образом, КСО непосредственно связана с концепцией устойчивого развития организации.

КСО как политика и концепция стратегического развития компаний распространяется на взаимосвязанные направления: укрепление имиджа и деловой репутации; корпоративное развитие; развитие персонала; взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем и др.

В сентябре 1999 г. для усиления идей по устойчивому развитию и всемерному внедрению КСО по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index — DJSI). Этот индекс рассчитывается с учетом большого количества показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором. Рассчитанные и проверенные таким образом показатели группируются по трем направлениям: 1) экономика компании, 2) экологичность, 3) социальная деятельность. Около 60% показателей одинаковы для всех компаний, независимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по устойчивому развитию с разбивкой по секторам.

Широкая популярность и практическая востребованность в деловой среде Европы и мира индексов Доу-Джонса по устойчивому развитию привели к созданию аналогичных региональных индексов для Северной Америки и США — DJSI North America и DJSI United States.

Популярный в промышленных и финансовых кругах индекс активно используется для выпуска на его основе различных производных финансовых инструментов. За последние 15 лет КСО как система управления устойчивым развитием в постоянном диалоге с обществом в экономически развитых странах Северной Америки и Европейского Союза стала ключевой идеологией бизнеса, основой социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом. Международный опыт однозначно показывает, что работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию дает компаниям эффективный результат:

— в форме роста капитализации;

— развития прозрачности компании для общественности;

— повышения инвестиционной привлекательности;

— социального вклада в устойчивое национальное развитие.

Деятельность по обеспечению устойчивого развития организации в рамках корпоративной социальной ответственности является работой, требующей от компаний существенной концептуально-стратегической и организационной перестройки, а также вложений в первую очередь в специалистов в этих областях, разработку корпоративных планов устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития из чисто теоретической разработки превратилась в основополагающие правила международного сотрудничества в 1992 г. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро были сформулированы 27 принципов устойчивого развития. Принципы устойчивого развития — это основные исходные положения концепции устойчивого развития. Международные принципы устойчивого развития:

1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

5. Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

6. Особому положению и потребностям развивающихся стран, впервую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

7. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

8. В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

9. Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

10. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

11. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах.

12. Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной нации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

13. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

14. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

16. Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

17. Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

18. Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

19. Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

20. Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

21. Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

22. Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

23. Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

24. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

25. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

26. Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.

27. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Эти принципы достаточно полно описывают человеческое развитие в рамках концепции устойчивого развития, учитывая экологические, экономические, социальные и политические составляющие, их необходимо учитывать при разработке принципов устойчивого развития организации.

Сл.71

Очевидно, что однозначного набора принципов устойчивого развития при реализации КСО сегодня день нет и, скорее всего, не будет и в дальнейшем. Дело в том, что когда речь заходит о КСО, сразу возникает вопрос, о каком предприятии идет речь. В связи с этим мы сталкиваемся с большим количеством принципов, которые, безусловно, соответствуют идее концепции устойчивого развития организации, однако, учитывая широту трактовки понятия КСО, они не являются универсальными для всех организаций. Среди них наиболее часто встречаются следующие:

— принцип справедливости. Каждый сотрудник имеет равные права на использование принятых свобод в компании и право на вознаграждение, соответствующее затраченному труду, здоровую и плодотворную жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде, при этом нынешние поколения не должны жить взаймы у будущих;

— принцип сохранения природной среды. Любая деятельность человека должна осуществляться с максимально возможным вниманием и бережным отношением к окружающей среде, где необходимо принимать во внимание общечеловеческую значимость уникального объекта природы;

— принцип преемственности и сохранения наследия. Необходимо осознавать, что деловое культурное наследие становится таковым только в случае обращения к нему последующих поколений;

— принцип системности мышления. Устойчивое развитие возможно только в том случае, когда социальная, экономическая и экологическая задачи и проблемы решаются в комплексе, с пониманием сложности взаимодействия трех составляющих. Необходимо обеспечивать разумное и благоприятное взаимодействие между организацией и природой;

— принцип «думать глобально — действовать локально». Любое локальное воздействие на природу в конечном итоге оказывает влияние на глобальную систему, поэтому при деятельности организации необходимо думать о планете в целом;

— принцип партнерства. Следует понимать, что всеобщий выигрыш возможен только при условии компромиссного и грамотного сотрудничества всех партнеров организации;

— принцип рациональности и превентивности. Рациональное и скрупулезное планирование всех процессов организации необходимо для осуществления баланса между сохранением природы и развитием организации и жизни человека. При этом важно предпринимать превентивные меры и предотвращать ухудшение состояния окружающей среды еще на этапе планирования.

 

Сл.72

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.