Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология системных представлений и основные атрибуты системы корпоративной социальной ответственности






При управлении организацией большое значение имеет систе­ма КСО.

В настоящее время ученые называют пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопиче­ское, иерархическое и процессуальное.

Микроскопическое представление системы основано на по­нимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов).

Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде).

Иерархическое представление основано на понятии «подси­стема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное представление характеризует изменение со­стояния системы во времени.

При построении системы КСО необходимо выделять требования к ней, по которым можно судить о степени ее организованности. К таким требованиям относятся: динамичность системы, детермини­рованность элементов системы, наличие в системе управляющего и контролируемого параметров, каналов обратной связи.

В системе КСО динамичность понимается как способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться неко­торое время в определенном неизменном состоянии.

Детерминированность элементов системы проявляется в ор­ганизации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента сказывается на других эле­ментах системы.

Под управляющим параметром в системе КСО понимается параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятель­ностью всей системы и ее отдельными элементами.

Контролирующий параметр - - это такой элемент, который постоянно контролирует состояние субъекта управления, не оказы­вая при этом на него управляющего воздействия.

Наличие прямых и обратных связей в системе КСО обеспечива­ет регламентацию деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при разработке управленческих решений.

Система КСО — это система, основанная на постоянном взаи­модействии организации с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

Для обоснования наличия системы целесообразно использовать такие ее атрибуты, как:

— существование;

— множество объектов;

— единое — некоторое одинаковое для всех композиций данной­ системы свойство или признак;

— единство — понимается, с одной стороны, как отношение ­между определенными объектами, благодаря которому возникают ­новые для них и всей совокупности свойства, с другой — как от­­дельный объект;

— достаточность — без достаточного количества объектов (и до­­статочных оснований) построение и существование какой бы то ни ­было системы невозможно;

— единство со средой;

— включение любой системы в иную, более высокого порядка;

— системность элементов любой системы.

Принципиально важно положение о единстве со средой, ко­торое лежит в основе использования социально ответственных действий в отношении внешней среды для получения положитель­ных эффектов самой организацией. Указанное единство системы со средой превращает данную возможность в необходимость. Под системой можно понимать наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. В зависимости от ко­личества и разнообразия входящих в систему элементов и подси­стем, многообразия их связей между собой, системы различают по степени сложности.

Применительно к социальным системам предлагается следую­щая классификация их компонентов: роль, коллектив, нормы, цен­ности.

Ролевой компонент является нормативным, определяющим ха­рактер участия отдельных лиц в коллективе. Нормативный ком­понент определяет совокупность универсальных норм (правил), которые характеризуют ожидания в отношении деятельности раз­личных классов дифференцированных единиц (субъектов), имею­щих простую или сложную структуру внутри системы. Коллектив представляет собой элемент нормативной культуры, определяющий ценности, нормы, цели и роли в конкретной системе. Ценности - это нормативные образцы, определяющие общую схему ориентации, предпочтительной для системы в целом, не зависящие от конкретной ситуации или особых функций элементов внутри системы. Пред­ставляется, что базовые ценности бизнеса, корпоративного бизнеса и корпоративного управления в их единстве и противоречивости необ­ходимо выявить как основополагающие элементы системы социаль­ной ответственности. В системе КСО следует достаточно четко вы­делить базовые ценности, которые можно интерпретировать так же, как предметы ответственности: качество продукции, справедливая цена, условия производства, способствующие комплексному разви­тию работников и реализации их профессиональных интересов, со­стояние природной среды, достойные жизненные условия социально незащищенных граждан.

Системно-структурный аспект применительно к социальным системам выступает в качестве их внутренней организации, спо­собов взаимосвязи, взаимодействия составляющих компонентов. Каждая роль управляется или контролируется нормативными функциональными требованиями коллективов, в составе которых она выполняется. Поскольку более обширная система включает в себя множество коллективов в качестве подсистем, их поведение управляется нормами, которые точно устанавливают, как может и как должен вести себя коллектив каждого типа в соответствии с местом, занимаемым в системе. Наконец, сами нормы управляются ценностями. Подчиняясь требованиям ситуации и функции, цен­ности определяют то направление ориентации, которое желательно для системы в целом. Применительно к КСО это означает необхо­димость институционализации в различных формах требований к социально ответственному поведению каждого ее субъекта. В ми­ровой практике наиболее распространена такая форма институцио­нализации норм социального поведения, как кодексы корпоративного поведения, кодексы корпоративного управления и др. В связи с этим представляет интерес отношение к данным документам рос­сийского менеджмента. Проведенные исследования и опрос менед­жеров организаций показал, что менее половины организаций име­ют документ, в котором закреплена их стратегия в области КСО, в том числе: 17% имеют Кодекс корпоративного управления; 8% — Этический кодекс; у 22% соответствующие позиции закреплены в коллективном договоре. Всего 18% организаций имеют документ, регламентирующий КСО в широком смысле слова (коллективный договор отражает взаимоотношения только между менеджментом и работниками).

Следовательно, вопрос об институционализации КСО является для российских организаций весьма актуальным. Необходимо отме­тить, что российская институционализация этого явления не обяза­тельно должна пойти по пути составления официальных документов, возможны и другие варианты, вытекающие из неприятия российским обществом формализованных методов общения.

Сл.35






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.