Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грехи делятся на малые и большие






 

Всевышний Аллах сказал: «...и воздаст Он творившим благое за то, что они делали. Тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением малых прегрешений...» (Звезда 53: 31-32).

 

Всевышний также сказал: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введём вас через врата благословенные». (Женщины 4: 31).

 

Ибн ' Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это всякое ослушание Аллаха, которое ведёт в Огонь, или влечёт проклятие, или гнев, или наказание Аллаха”. См. “Тафсир ат-Табари” 4/14.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал, что большим грехом, является ослушание, которое может повлечь за собой наказание Аллаха в виде лишения веры или проклятия”. См. примечание Юсуфа Абу ' Азиза к “аль-Кабаир” Ш. аз-Захаби, стр. 7.

 

Если в Къуране или в Сунне указывается на то, что совершившего такой-то грех постигнет такое-то наказание в мире этом или в мире ином, то такой грех является большим. Также учёные говорят, что большой грех – это такой грех, который влечёт установленное шариатом наказание (хадд) в мире этом.

 

Мусульмане обязаны знать, какие грехи являются большими, а какие малыми, поскольку знание о грехах и наказании за них способствуют тому, чтобы человек отдалялся от них.

 

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Избегайте совершения семи губительных (смертных) грехов!» Люди спросили: “О Посланник Аллаха, а что это за грехи? ”. Он ответил: «Поклонение кому-либо наряду с Аллахом; колдовство; убийство человека, которого Аллах запретил убивать, кроме как по праву; ростовщичество; поедание имущества сироты; бегство с поля боя во время сражения, и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих о подобном». аль-Бухари 2766, Муслим 89.

 

Количество больших грехов около семидесяти, о чём говорил Ибн ' Аббас (да будет доволен им Аллах): " Они (большие грехи) ближе к семидесяти, чем к семи". ' Абдур-Раззакъ в " Мусаннафе" 19702. Предание достоверное.

 

Величайшим же из грехов, который Аллах Всевышний никогда не простит, если человек умрёт, так и не покаявшись за него, является – многобожие. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонение другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом, совершает великий грех11». (Женщины 4: 48).

 

Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я спросил Пророка: “Какой грех является самым великим пред Аллахом? ” Он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя! ”» аль-Бухари 4477.

 

Следует также оберегать свой язык, который является причиной большинства грехов, как сказал об этом Пророк: «Язык является причиной большинства грехов сынов Адама». Абу ш-Шейх, см. " ас-Сильсиля ас-Сахиха" 534.

 

В каких случаях малые грехи превращаются в большие

 

В силу определенных причин малый грех может стать тяжким:

 

- К числу этих причин относится проявление упорства и постоянное совершение малого греха, как сказал об этом Ибн ' Аббас (да будет доволен им Аллах): “Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать”. См. “аль-Кабаир” М. Ибн ' Абдуль-Уаххаба 25.

&

- Малый грех может стать большим и в том случае, если совершающий его, испытывает при этом радость.

&

- Малый грех может превратиться в тяжкий и в том случае, когда человек считает своё прегрешение чем-то незначительным. Когда раб Аллаха считает грех великим, он становится незначительным перед Всевышним, если же раб Аллаха считает грех незначительным, то перед Аллахом он может стать великим.

 

Абу Айуб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, человек может совершить какое-либо благодеяние и надеяться на него, не обращая внимания на незначительные прегрешения, но представ пред Аллахом, они окружат его со всех сторон. И поистине, человек может совершить грех и пребывать в состоянии страха за него, а представ пред Аллахом, он окажется в безопасности”. См. “Фатхуль-Бари” 11/387.

 

Всевышний Аллах сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом – это великий грех». (Свет 24: 15).

 

-& Также, грех становится серьёзней, чем более знающим является совершающий его.

&

- Малый грех может стать большим и тогда, когда человек совершает его тайно, а затем рассказывает об этом людям.

 

Об опасности пренебрежения малыми грехами

 

Всевышний Аллах даровал нам отсрочку для покаяния, прежде чем благородные ангелы запишут наши грехи. Посланник Аллаха сказал: «Обладатель левой книги держит своё перо над книгой согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся (за содеянное) и попросил прощения у Аллаха, то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние». ат-Табарани в " аль-Кабире" и аль-Байхакъи в " Шу'абуль-Иман", шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. " ас-Сильсиля ас-Сахиха" 1209.

 

Беда многих людей сегодня состоит в том, что они не боятся Всемогущего Аллаха и грешат днём и ночью. Среди них есть такие, кто умаляет значимость грехов, говоря: " Чем может навредить взгляд на посторонних женщин или рукопожатие с чужой женщиной!? " Они развлекаются, рассматривая запрещенные картинки в журналах, а некоторые из них, когда узнают о запрете на это, иронически спрашивают: “Какова величина этого греха. Велик он или мал? ” Как же далеки эти слова от высказываний сподвижников Пророка. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: " Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха мы считали их смертными грехами". аль-Бухари 6492.

 

Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: " Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадёт на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом", – и он провёл рукой, будто бы отгоняя муху. аль-Бухари 6308.

 

Посланник Аллаха остерегал от упорного совершения малых грехов, сказав: «Берегитесь малых грехов. Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришёл с веткой дерева, затем другой принёс ветку, пока они не собрали дрова на костёр, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба». В другой версии хадиса сказано: «Берегитесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека». Ахмад, см. «Сахихуль-Джами'» 2686-2687, и «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 3102.

 

Также, сообщается, что Пророк сказал: «…горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная (что грешат)». аль-Бухари14 в " аль-Адабуль-Муфрад" 380, Хадис достоверный.

 

Учёные считают, что малые грехи зачастую являются следствием отсутствия стыда и отсутствия страха перед Аллахом. Когда раб Аллаха часто совершает малые грехи, они входят в привычку и он начинает пренебрегать даже большими грехами, и ставит их на одну ступень вместе с малыми. Истину сказал Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах): “Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать”. См. “аль-Кабаир” М. Ибн Абдуль-Уаххаба 25.

 

Учёные также говорят: “Смотри не на малозначительность греха, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”.

 

Из этих наставлений извлекут пользу искренние и праведные рабы Аллаха те, кто осознаёт свои грехи и упущения, которые не погрязли в обольщении и не упорствуют в своей несправедливости, которые уверовали в слова Всевышнего: «Возвести рабам Моим, что Я – Прощающий, Милостивый». (аль-Хиджр 15: 49), – как и хорошо усвоили следующий за ним аят: «И что наказание Моё – наказание мучительное!» (аль-Хиджр 15: 50).

 

О том, что искреннее покаяние будет принято

 

Сколь бы тяжкими не были грехи раба Аллаха, снисхождение и прощение Аллаха всё равно окажутся шире и больше их! А ощущение того, что грехов больше, чем Аллах может простить, возникает:

 

Во-первых, из-за недостатка убеждённости в обширности милости его Господа; во-вторых, из-за недостатка веры в то, что Аллах способен прощать все грехи; в-третьих, из-за слабости надежды на Аллаха, а надежда одно из важных деяний сердца; в-четвёртых, из-за отсутствия веры в то, что покаяние стирает все грехи.

 

Всё это является заблуждением и для разъяснения этого достаточно привести аяты Къурана и хадисы посланника Аллаха.

 

Аллах Всевышний сказал: «Милость Моя объемлет всякую вещь». (Преграды 7: 156).

 

Сказал также: «Скажи: " О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, 15 не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему». (Толпы 39: 53-54).

 

Сказал также: «А кто совершит что-нибудь дурное или обидит самого себя, 16 а потом попросит у Аллаха прощения, увидит, что Аллах – Прощающий, Милосердный». (Женщины 4: 110).

 

Что же касается хадисов, то их на эту тему великое множество. Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал: «Аллах Всевышний сказал: " О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если предстанешь ты предо Мной с таким количеством грехов, что заполнят они собой всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи! "»17 ат-Тирмизи 3540, ад-Дарими 2/322, Абу Ну'айм 2/231. Хадис достоверный.

 

Сообщается со слов 'Укъбы ибн ' Амира (да будет доволен им Аллах), что однажды к Пророку пришёл один человек и сказал: " О посланник Аллаха! Что будет, если кто-нибудь из нас совершит грех? " Пророк сказал: «Он ему запишется». Тот сказал: " А если он попросит за это прощения? " Пророк сказал: «Ему это простится, и он за это будет вознаграждён 18". Он сказал: " А если он снова совершит грех? " Пророк сказал: «Ему он будет записан». Тот сказал: " А если он попросит за него прощения и покается? " Пророк сказал: «Ему будет это прощено и запишется за это награда, и Аллах не устанет, пока вы сами не устанете». 19 аль-Хаким 1/59. Достоверный хадис.

 

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Когда один из рабов Аллаха совершил грех, он сказал: " О Аллах, прости мне мой грех! ", – Всевышний и Благословенный Аллах сказал: " Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех". Потом (после покаяния), он снова совершил грех и сказал: " О господь мой, прости мне грех мой! ", – и Всевышний и Благословенный Аллах сказал: " Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех". Потом он снова совершил грех и сказал: " О Господь мой, прости мне грех мой! ", – и тогда Всевышний и Благословенный Аллах сказал: " Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает! "» аль-Бухари 7507, Муслим 2758.

 

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Слова Всевышнего «...пусть же делает что пожелает!» означают: пока он будет поступать так, то есть, греша - раскаиваться, Я буду прощать ему, ибо поистине, покаяние уничтожает собой то, что было прежде”. См. “Сады праведных” 228.

 

От Абу Са'ида сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Иблис сказал: " О Господь, я не перестану вводить в заблуждение сынов Адама до тех пор, пока их души будут находиться в их телах". Господь Всевышний и Всемогущий сказал: " Я же, не перестану прощать их, пока они просят Меня о прощении! "» Ахмад 3/76, аль-Багъауи 5/1293. Хороший хадис.

 

Каждый человек должен знать, что Аллах Приемлющий покаяние, Прощающий, но он и не должен забывать, что Он и суров в наказании. Поэтому людям не следует впадать в крайность и отчаиваться в милости Аллаха, как и не следует чувствовать себя в безопасности от наказания Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток». (Преграды 7: 99).

 

Имам Исма'иль ар-Рафи' сказал: " Чувство безопасности от хитрости Аллаха имеет место, когда раб продолжает совершать грехи, желая прощения от Аллаха". Ибн Абу Хатим.

 

Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: " Самые страшные из смертных, губительных грехов – это приобщение в поклонении Аллаху кого-либо, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь от Аллаха". ' Абдур-Раззакъ. См. " Маджму'уз-Зауаид" 1/104. Достоверность подтвердили хафизы аль-Хайсами и Ибн Касир.

' Абдур-Рахман ас-Са'ди сказал: " Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию в милости Аллаха и Его помощи, а также чрезмерной надежды на милость Аллаха, приводящей к чувству безопасности от хитрости Аллаха и Его наказания. Если это произойдёт с человеком, то он теряет те необходимые чувства страха и надежды, которые являются одним из важнейших столпов Единобожия и требования веры". См. " аль-Къаулюс-Садид" 34 глава.

 

Покаяние стирает грехи, которые были до него

 

Некоторые люди говорят: " Я хочу покаяться, но что гарантирует мне прощение Аллаха, если я покаюсь. Я желаю вести праведный образ жизни, но меня охватывают переживания и нерешительность. Я обязательно покаюсь, если буду знать, что Аллах простит меня!? "

 

На этот вопрос можно ответить хадисами посланника Аллаха. Примером этого является история о принятии Ислама ' Амром ибн аль- ' Асом (да будет доволен им Аллах). Он сказал: " Когда Аллах поместил в мою душу Ислам, я пришёл к Пророку и сказал: " Протяни правую руку и я присягну тебе". Он протянул правую руку, но я сжал свою руку в кулак. Он спросил: «Что с тобой, о 'Амр?» Я сказал: " Я хочу поставить условие". Он спросил: «Какое условие?» Я сказал: " Чтобы Аллах простил меня". Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, о 'Амр, что принятие Ислама уничтожает всё, что было до него, что переселение на пути Аллаха (хиджра), уничтожает всё, что было до неё, и большое паломничество (хадж) уничтожает всё, что было до него?» Муслим 21.

 

Имам Муслим также передал от Ибн ' Аббаса (да будет доволен им Аллах), что язычники много убивали и много прелюбодействовали, и некоторые из них пришли к Пророку Мухаммаду и сказали: " Поистине, то, о чём ты говоришь и к чему призываешь, является благом. О, если бы ты сообщил нам, что за содеянное нами есть искупление..." И было ниспослано слово Всевышнего Аллаха: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (Толпы 39: 53). См. Сахих Муслима “Китабуль-Иман”

 

Всевышний Аллах говорит: «...их злые деяния Аллах заменит благими». (Различение 25: 70).

 

Учёные считают, что эта замена может быть двух видов:

- Замена плохих качеств на хорошие, многобожия на веру, прелюбодеяния на целомудрие, лживости на честность, измены на верность.

- Замена плохих дел, которые он совершил, на хорошие в День воскресения. Вдумайся в слова Всевышнего: «Аллах заменит их злые деяния благими». (Различение 25: 70).

 

Это зависит от степени искренности и правильности покаявшегося, и совершенства его покаяния. Есть ли большее благо, чем это? Пример этой божественной щедрости упоминается в следующем прекрасном хадисе от ' Абдур-Рахмана ибн Джубайра, который передал, что пришёл к Пророку пожилой, дряхлый старик. Брови его свисали на глаза, и он опирался на посох. Он встал перед Пророком и сказал: " Видел ли ты человека, совершившего все грехи, не оставив ни одного из них, ни малого, ни великого”. В другой версии хадиса говорится: "...если его грехи поделить между обитателями земли, то они погубили бы их". Он спросил: “Есть ли для него покаяние? " Пророк спросил: «Ты принял Ислам?» Он ответил: " Да". В другой версии хадиса сказано, что он сказал: “Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и что ты посланник Аллаха”. Пророк сказал: «Совершай благие дела и оставь плохие дела, и Аллах заменит их всех благими». Он спросил: " Даже моё вероломство и моё распутство? " Пророк ответил: «Да!» Тогда он сказал: " Аллах Велик! " – и не переставал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду". ат-Табарани, аль-Баззар. См. " Маджму'уз-Зауаид" 1/36. Достоверность хадиса подтвердили хафизы аль-Мунзири, аль-Хайсами и Ибн Хаджар.

 

Покаявшийся может спросить: " Когда я находился в заблуждении, не совершал молитв и был вне общины Ислама, я совершал некоторые праведные дела. Зачтутся ли они мне после покаяния или они пропадут даром? "

 

Вот ответ: 'Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал, что Хаким ибн Хизам рассказал ему, что он сказал посланнику Аллаха: " О посланник Аллаха! Получу ли я вознаграждение за благочестивые деяния, которые я совершил во времена невежества, за милостыню, освобождение рабов, поддержание родственных связей? " Посланник Аллаха сказал: «Ты принял Ислам, и совершённые тобой благие деяния сохранены». аль-Бухари 1436.

 

Грехи прощаются, плохие дела заменяются благими, а благие дела времён невежества (джахилии) засчитываются после покаяния. Так что же может быть лучше этого?!

 

Условия покаяния

 

" Покаяние" – имеет великое значение, и оно имеет глубокий смысл в отличие от того, что думают о нём многие.

 

Покаяние бывает двух видов: покаяние за неверие и покаяние за большие и малые грехи в целом.

 

- Покаянием за неверие является вера. Всевышний Аллах сказал Своему посланнику: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом21». (Трофеи 8: 38).

 

- Малые же прегрешения искупляются также и различными благими деяниями.

 

- Что же касается больших грехов, то обязательным условием их искупления является только искреннее покаяние.

Покаяние следует произносить своими устами, но также необходимо сожалеть о своём грехе и сердцем, поскольку Всевышний сказал: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним». (Худ 11: 3). Посланник Аллаха сказал: «Сожаление о содеянном – это покаяние». Ибн Маджа 4252, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

 

Покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть свои условия. Учёные называли несколько условий покаяния, взятых из аятов Къурана и хадисов Пророка:

1. прекращение ослушания (т. е. совершения греха);

2. раскаяние в совершённом;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.