Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования рыночной конъюнктуры на рынке закупок. 4 страница






При принятии решения по данной проблеме следует руководствоваться, прежде всего, принципом «закупать как можно больше на стороне, производить у себя только наиболее ответственные компоненты». Такой подход базируется на преимуществах разделения труда и специализации. Если же имеется положительный опыт объединения на одном предприятии производств различных отраслей экономики, то целесообразно внимательно изучить этот опыт и выявить, можно ли получить экономический эффект от использования его на своем предприятии.

Обоснованное решение можно принять на основе сравнительного анализа показателей издержек производства, рентабельности, цен на продукцию производств, которые предприятие пытается объединить с целью создания собственного устойчивого источника снабжения. В этом случае разумно также руководствоваться концепцией так называемого обратного маркетинга. Обратный маркетинг направлен на развитие поставщика. Он используется в том случае, если потребитель знает, а изготовитель может не знать, что в результате организации производства того или иного товара преимущества получат как изготовитель, так и потребитель. Потребитель посредством осуществления комплекса маркетинга по отношению к потенциальному поставщику пытается убедить его, что освоение производства деталей, узлов и полуфабрикатов, заказчиком которых он является, - дело перспективное. Поставщик обычно охотно идет на сотрудничество с потребителем, так как ему не нужно проводить маркетинговые исследования (их провел потребитель), появляется устойчивый рынок сбыта, появляется возможность формирования устойчивой производственной программы. Главное же, с позиций логистики, что в этом случае может быть создана самая экономичная и надежная товаропроводящая сеть.

 

6.1.2. Выбор формы поставок

Следующим этапом в работе по определению потенциальных поставщиков является выбор формы поставок (снабжения): транзитной или складской. Под транзитными поставками понимают закупку материальных ресурсов непосредственно у изготовителей, а под складскими – у посреднических торговых организаций с их баз и складов. Таким образом, на этой стадии решается вопрос: кто будет поставщиком – предприятие-изготовитель непосредственно или посредник в лице оптовой или розничной торговой организации.

На первый взгляд более экономичной и предпочтительной является транзитная форма поставок. Удельный вес таких поставок в общем объеме закупки материальных ресурсов на большинстве предприятий является преобладающим и достигает нередко 80%. Однако, положительный опыт работы ряда отечественных предприятий, а также зарубежная практика свидетельствуют, что доля складских поставок должна быть существенно выше. Поэтому есть смысл проводить сравнительный анализ издержек снабжения при складских и транзитных поставках.

На практике применяются различные методы выбора формы поставок. Безусловно, предпочтительными являются методы, базирующиеся на сравнении затрат. Общая сумма затрат при той или другой форме поставок может быть определена по следующей формуле:

Искл(транз)опл.тр.заг.услугзап.хран.кап.вл.проч., (6.1)

где: Иопл - затраты на оплату закупаемых материальных ресурсов, Итр.заг. - транспортно-заготовительные расходы, Иуслуг - оплата услуг посреднических организаций, Изап. - издержки, связанные с иммобилизацией средств в запасы, Ихран. – издержки по хранению материалов на складах, Икап.вл. – затраты, связанные с капитальными вложениями в товаропроводящую сеть, Ипроч. – прочие затраты.

Подсчитать указанные затраты по каждому материалу достаточно сложно. Так, затруднительным является распределение затрат по хранению материалов, если они размещаются на универсальных складах. Нужна также определенная работа по приведению к единому знаменателю текущих затрат и капитальных вложений. Существующая практика бухгалтерского учета не всегда позволяет выявить все перечисленные элементы затрат. Все это сдерживает применение на практике данного подхода к выбору формы поставок. Поэтому внедрение концепции логистики в практику работы предприятий требует соответствующей постановки бухгалтерского учета и калькуляции затрат.

Более простым и самым распространенным на практике является метод выбора формы поставок, предполагающий сравнение объемов закупок с существующими транзитными нормами отгрузки. Под транзитной нормой отгрузки понимают минимальное количество груза, которое может быть отправлено по железной дороге в один адрес с взиманием минимального тарифа за перевозку. Обычно транзитные нормы соответствуют грузоподъемности четырехосного вагона. Этот метод сложился еще в условиях административной экономики и не требует особых вычислений. Руководствуются обычно следующим:

Озак.год. < Нтранз. складская форма поставок,

Озак.год. > = 4Нтранз. транзитная форма поставок.

Это означает, что если годовой объем закупки (Озак.год.) меньше одной транзитной нормы (Нтранз), то потребитель устанавливает связи с близко расположенной торговой организацией, у которой закупает материалы небольшими партиями. Если же годовой объем закупки равен или превышает четыре транзитные нормы, то предпочтение отдается транзитной форме поставок, то есть связи устанавливаются непосредственно с изготовителем, который и организует поставку материальных ресурсов без посредников крупными партиями, а перевозки осуществляются обычно по железной дороге. В условиях, когда годовой объем закупки находится в пределах от одной до четырех транзитных норм, предпочтение отдается складской, хотя может применяться и транзитная форма поставок.

Следует заметить, что рассмотренный метод, является достаточно обоснованным, хотя и не предусматривает подсчета затрат на осуществление закупки. Дело в том, что он базируется на обобщении сложившейся практики и отражает закономерности, складывающиеся во взаимоотношениях между изготовителями и потребителями продукции. Он отвечает требованиям закона Паретто, в соответствии с которым для удовлетворения многочисленных запросов мелких потребителей требуется всего 15-20% производимого объема продукции, остальное потребляют крупные потребители, доля которых в общем их количестве не превышает 15-20%. Схематично эта закономерность и сферы применения складских и транзитных поставок представлены на рис. 6.1.

При решении вопроса о выборе формы поставки в закупочной логистике должно быть обращено внимание и на проблему организации подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению. Дело в том, что производственный ассортимент сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий не в полной мере отвечает потребительскому ассортименту. У предприятий-потребителей из поступающих к нему материальных ресурсов стандартных размеров выкраивается или нарезается множество различных заготовок, необходимых для конкретного производства. С этой целью потребитель создает заготовительные цехи или участки, на которых доводит закупаемые материальные ресурсы до полной готовности к потреблению. Нередко подобные операции выполняются посредническими торговыми организациями, на базах и складах которых также могут создаваться участки по фасовке, упаковке, комплектации, нарезке, раскрою и проведению других операций, направленных на создание такого ассортимента товаров, который максимально соответствует запросам потребителей. Таким образом, торговый ассортимент обычно существенно шире, чем производственный.

В условиях возрастающей конкуренции на рынке товаров именно производитель продукции в первую очередь стремится обеспечить наиболее полное соответствие ассортимента запросам потребителей и торговых организаций. С позиций технологии и организации производства ему проще организовать производство продукции с исчерпывающим ассортиментом. Да и доверие у большинства потребителей большее к самому изготовителю, чем к торговой организации.

 

Общий объем сбыта продукции, 100%
Объем сбыта продукции мелким потребителям (15-20% от общего объема сбыта) Объем сбыта продукции крупным потребителям (80-85% от общего объема сбыта)
           
   
   
 
 
 

 

 

Мелкие потребители (80-85% от общего количества) Крупные потребители (15-20% от общего количества)
Общее количество потребителей продукции, 100%
     

 

Рис. 3.1. Распределение объема продукции на складские и транзитные поставки

 

Организацию заготовительных цехов у себя на предприятии следует рассматривать скорее как вынужденную меру.

Однако следует иметь в виду, что существуют объективные причины невозможности или экономической нецелесообразности предложения полного ассортимента продукции предприятиями-изготовителями без привлечения посредников или самих потребителей. Такими причинами являются:

· расширение ассортимента продукции у изготовителя приводит неизбежно к падению производительности труда, так как всегда проще и эффективней специализировать производство на одном или небольшом количестве видов выпускаемой продукции;

· при широкономенклатурном производстве у изготовителя появляется проблема организации доставки существенно различающейся по габаритам продукции;

· усложняется процесс упаковки и хранения широкого ассортимента товаров;

· менее эффективными являются погрузо-разгрузочные работы разнообразных товаров.

С учетом вышесказанного можно сделать выводы, что в любых условиях проблема выбора наиболее эффективного способа подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению является актуальной.

 

Лк. 6.2 Общие сведения о плане закупок

6.2.1-Структура плана закупок

Планы закупок для предприятия занимают особое место в системе планов, так как от качества их разработки зависит бесперебойность производственного процесса.

Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию

необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.

Такая информация содержится в плане закупок.

План закупок предприятия представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых обосновывается потребность в материалах для производства, и определяются источники их удовлетворения.

План закупок состоит из двух частей - расчета потребностей в отдельных видах материально-технических ресурсов и баланса закупок.

В зависимости от периода, на которые они составляются, планы подразделяют на стратегические(свыше 3-х лет), тактические(до 3-х лет) и оперативные-до 1 года.

Стратегические планы составляют в рамках проектов, рассчитанных на длительный срок и предусматривающих решение крупной проблемы.

Тактические планы включают всю основную номенклатуру потребляемых предприятиями материалов в ближайшие три года. Эти планы тесно связаны со всеми разделами плана социально-экономического развития предприятия, определяющего производство и реализацию продукции, техническое развитие производства, капитальное строительство.

Без показателей плана закупок невозможно составить смету на производство, спланировать себестоимость продукции, рассчитать норматив оборотных средств и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативные планы составляются на срок до одного года и детализируются на квартал, месяц. Их основная задача – планирование и организация завоза ТМЦ.

Планы закупок составляются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Планы в натуральных единицах измерения позволяют определить потребность в сырье и материалах, служат основой для планирования перевозок закупленного сырья и материалов.

Планы в стоимостном выражении позволяют определить потребность в финансовых средствах, увязать план закупок с другими показателями плана социально-экономического развития предприятия, используют для планирования себестоимости, прибыли и рентабельности, оставления финансового плана.

В зависимости от нормативной базы различают планы закупок в укрупненной и специфицированной номенклатурах.

На первой стадии планирования в укрупненной номенклатуре, определяется потребность предприятия в материальных ресурсах и составляется баланс. На второй стадии устанавливается специфицированная потребность. Она является базой для формирования хозяйственных связей с поставщиками.

Все планы закупок предприятия тесно связаны между собой, т.к. в их основе лежит балансовый метод.

Целью подготовки плана закупок является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению таких задач закупок, как:

- определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов;

- определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов;

-организация контроля над количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе.

Процессу планирования закупок предшествует исследование рынка закупок (сырья и материалов).

Реальный процесс планирования начинается с информации, получаемой отделом закупок от других отделов предприятия:

- ежегодного плана продаж,

-плана производства,

- общего экономического плана.

Ежегодный план продаж определяет количество планируемой для продажи продукции, изготавливаемой на предприятии.

План производства определяет количество планируемой для изготовления продукции и информацию о характеристиках и количестве необходимого сырья и материалов.

Экономическое планирование обеспечивает информацией, необходимой при обосновании цены, транспортных, складских и других расходов.

Основной формой хозяйственных связей по стабильно потребляемой продукции является долгосрочный договор, заключаемый на длительный период.

Процесс планирования закупок проводится в следующей последовательности:

-подготовительный этап;

-определение потребности в материальных ресурсах и их группировка по значимости;

-выбор логистической системы закупок;

- планирование методов закупок;

-планирование источников закупки сырья и материалов;

-разработка баланса закупок;

-специфицирование потребностей и установление хозяйственных связей.

 

На подготовительном этапе формируются данные, необходимые для составления плана закупок, уточняются нормы расхода сырья и материалов, остатки на складе. Корректируются нормы запасов, изучается и анализируется фактический расход за предшествующий период, вносятся изменения в номенклатуру, в ценник материалов.

Исходные данные готовят большинство подразделений предприятия. Планово-экономический отдел дает сведения о производственной программе, об ожидаемом выполнении плановых заданий.

Отдел главного технолога представляет нормы расхода сырья и материалов. Отдел главного энергетика рассчитывает потребность в топливе и т.п.

Взаимодействие всех служб, своевременное представление необходимых данных имеют большое значение. Поэтому все подразделения предприятия на этом этапе должны выполнять стандарт предприятия, где указано, кто, когда и что должен предоставить отделу закупок. При отсутствии такого стандарта издается соответствующий приказ.

 

6.2.2 Общие сведения о системах планирования потребности в ресурсах.

Планирование потребности в материально-технических ресурсах проводится в зависимости от того, какая логистическая производственная система принята на предприятии. В мировой практике используются логистические системы, ориентированные на различные виды производственных систем и, следовательно, на соответствующее планирование потребностей ресурсов, из которых можно выделить:

-традиционные - MRP-1, MRP-2, KANBAN,

и нетрадиционные - JIT, SDP, LP, LRP, DDT.

Традиционные системы бывают выталкивающие (MRP-1 и MRP-2) и вытягивающие (KANBAN).

Используются и другие методы планирования: детерминированный, стохастический и эвристический.

Детерминированный – когда известен определенный период выполнения заказа и потребность материалов по количествам и срокам.

Стохастический метод – основой расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность.

-Эвристический метод – на основе опыта работников.

 

Лк.6.3 Логистические системы планирования закупок

6.3.1 Традиционные системы планирования закупок

Система MRP-1 - одна из наиболее распространенных систем. Она основана на концепции " планирования распределения".

Система исходит из планирования плана производства на основе производственной возможности предприятия. Такие предприятия имеют в своем составе мощный отдел маркетинга и АСУ.

Производственная программа составляется исходя из производственной мощности предприятия и прогнозов сбыта. Задача отдела маркетинга «протолкнуть» продукцию на рынок и набрать пакет контрактов.

 

Рис.6.2 Схема «выталкивающей» системы

 

Для отдела закупок передается потребность в материалах, которая рассчитана АСУ для выполнения заданной производственной программы и не зависит от реального спроса на готовую продукцию.

Основные цели этой системы - обязательное удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах для выполнения плановых заданий.

Здесь не рассматривается поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, графиков доставки, закупочных операций. Главное – обеспечить выполнение производственной программы.

Отдел закупок, доставив необходимые сырье и материалы на склад предприятия, передает их в соответствии с графиком производства в цеха, без их заказа. Те, в свою очередь, так же не спрашивая потребности, передают готовую продукцию на склад отдела реализации. Отдел реализации «выталкивает» продукцию на склады покупателя, зачастую просто на реализацию с отсрочкой платежа. Отдел маркетинга стимулирует покупателя различными способами, добиваясь увеличения продаж.

Система MRP-II - система планирования потребностей/ресурсов второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции.

Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса.

Преимущество систем MRP-2 перед системами MRP-1: - более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования, что способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами.

Исследования, проведенные в США, показали, что использование логистической системы MRP-II позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 %, повысить рентабельность производства на 10, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 %. При этом на 16 % возрастает объем предоставляемых потребителям услуг.

Недостатками систем MRP является очень дорогая АСУ, отсутствие гибкости при изменении спроса.

 

6.3.2 Нетрадиционные системы планирования закупок

Система KANBAN (карточка) разработана и применяется в Японии.

Система предусматривает, что на все последующие производственные участки строго по запросу, поставляется именно то количество материальных ресурсов, которое действительно необходимо для выпуска только заказанного

количества продукции.

Рис.6.3. Схемы вытягивающей системы

Анализ деятельности более 80 фирм Германии показал, что при применении логистической системы KANBAN производственные запасы снижаются на 50 %, готовой продукции - на 80, производительность труда повышается на 20-50 %.

 

6.3.3 Дополнительные системы планирования закупок

 

Система " JIT", ( Just In Time), или ТВС (поставки " точно в срок") основной целью ставит максимальную интеграцию всех логистических функций предприятия для минимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей.

Принципиальное отличие от традиционного снабжения заключается в том, что поставка материальных ресурсов покупателю происходит в строго заказанном количестве и в нужное время. Контроль качества у продавца высочайший, а у покупателя не предусмотрен. Отношения между поставщиком и покупателем в системе «JIT» должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на основе долгосрочных контрактов. У них должна быть согласованность в вопросах совместного планирования производства и закупок. Уровень технической и технологической сопряженности должен быть высоким, а желание находить экономические компромиссы – постоянным.

Рис.6.4 Схема работы системы «точно в срок»

 

Уровень запасов в системе более низкий, чем в традиционных системах закупок. Следовательно, повышаются требования к участникам процесса, в том числе и к транспортной службе. Если при традиционной системе закупок при выборе транспорта обращают внимание на транспортные тарифы, то в системе ТВС главное значение имеет надежность грузоперевозчика.

Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы сырья и материалов, сокращает потребность в складских помещениях, персонале. В результате резко сокращаются логистические издержки.

Система ТВС требует для внедрения значительных усилий. Для ее разработки должна предшествовать дифференциация ассортимента поставляемый ТМЦ с целью выявления наиболее значимых, работа с которыми по методу ТВС принесет наибольший эффект. В качестве инструмента дифференциации может применяться метод АВС.

Особенности закупки материалов по системе JIT (точно в срок):

- стабильный выпуск продукции;

- частые поставки небольшими партиями;

- поставки на основе долгосрочных заказов;

- минимальный объем сопутствующей документации;

- объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;

- поставки с избытком или недостатком практически исключаются;

- поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки;

- от поставщиков требуется выпуск деталей мелкими партиями и определение системы JIT по закупке материалов;

- минимальный объем спецификации;

- поставщикам обеспечивается помощь в качестве продукции;

- количество поставщиков ограничено;

- выбираются близко расположенные поставщики;

- большое внимание в этой системе уделяется доставке грузов.

Достоинства системы:

- сокращаются затраты на содержание запасов;

- сокращение брака;

- сокращение объема спецификации;

- удобства внесения изменений (по телефону);

Достоинства для поставщика:

- полная загрузка производственных мощностей;

- сохраняется квалифицированная рабочая сила;

- сохраняются собственные запасы за счет внедрения системы;

- упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика

Доставка грузов " точно в срок" позволяет в два раза сократить время выполнения заказа сырья, на 50 % снизить уровень запасов и на 50-70 % уменьшить продолжительность выполнения заказа на покупателя готовой продукции.

Система SDP - это усовершенствованная система " точно в срок" - представляет систему планирования потребностей в материалах для упорядочения организации материалов и прогнозирования их количества.

Система LP (" плоского/стройного производства") по существу также является развитием концепции " точно в срок" и включает элементы KANBAN и MRP-II " планирования потребностей/ресурсов".

Сущность данной системы: она требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), вызывает меньшие потери от брака и т. д. Основные ее цели - высокие стандарты качества продукции, низкие производственные издержки, быстрое реагирование на потребительский спрос, малое время переналадки оборудования.

Система DDТ (реагирование на спрос) - модификация концепции планирования потребностей/ресурсов. Наиболее известны четыре варианта концепции:

-" точка заказа (перезаказа)",

- " быстрого реагирования",

-" непрерывного пополнения запасов",

- " автоматического пополнения запасов".

 

Лк.6.4 Планирование методов закупок

 

6.4.1 Методы закупок и их классификация

Планирование методов закупок является не менее важной, чем определение потребностей в материальных ресурсах. В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов, происходит обоснование и выбор метода закупок.

В закупочной логистике, согласно принятой классификации, выделяют четыре основных метода закупок:

1. Оптовые закупки.

2. Регулярные закупки мелкими партиями.

3. Закупки по мере необходимости.

4. Комбинационные.

Оптовые закупки. Данный метод предполагает поставку товаров большой

партией за один раз (оптовые закупки). Преимущества: простота оформления

документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление

оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает

необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода времени.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений.

Закупки по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную закупку, но

количество товаров определяется приблизительно, выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров.

Преимущества: ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества.

Комбинационные. Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по Котировочным ведомостям, закупка товара с немедленной сдачей и др.

Более детальную классификацию методов закупок можно представить следующим образом:

• прямые закупки - закупки материальных ресурсов непосредственно у

производителей;

• встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и

потребителями;

• лизинг - аренда, например, складского оборудования, автомобилей;

• новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции впервые,

может потребовать проведения серьезных исследований;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.