Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмиль Бенвенист




Коммуникативная природа сознания. Вовлечение речевых структур левого полушария — необходимое условие осознания стимула. Подсознание — переход первично осознаваемого в сферу неосознаваемого психического («Сверх-Я» Фрейда, «личностное знание» Полани). Сверхсознание — творческая интуиция. Эмоциональные языки сверхсознания: чувство красоты, чувство юмора, совесть. Принципиальное отличие совести от чувства долга. Дополнительность детерминизма и свободы выбора.

Трудности изучения мозговых механизмов сознания объясняются не только колоссальным разрывом между чрезвычайной сложностью психических явлений и ограниченностью наших реальных знаний о деятельности мозга, но и расплывчатостью, неопределенностью большинства психологических терминов. Например, какое конкретное содержание кроется за термином «сознание?» Включает ли в себя сознание весь внутренний, духовный мир человека? Чем отличается сознание от таких психических феноменом как разум, мышление, познание и т. п.? Как соотносится сознание с мотивами, эмоциями и волей? Без ответа


на эти вопросы дискуссия на тему «сознание и мозг» становится малопродуктивной.

Среди всех существующих определений наиболее адекватным для естественнонаучного анализа нам представляется такое, где сознание определяется как знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Сознание — это знание вместе с кем-то (сравни с со-чувствием, со-переживанием, со-трудничеством и т. п.). Осознать — значит приобрести потенциальную возможность сообщить, передать свое знание другому, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. Представление о коммуникативной природе и коммуникативном происхождении сознания разделяется рядом авторов. О сознании у другого мы можем судить только благодаря коммуникации с помощью речи или двигательной реакции, утверждают Дончин с соавторами и Клюттербук. Ж. Годфруа в своем учебнике «Что такое психология» считает, что сознание — это способность отвечать на внешние стимулы и расшифровывать их так, как принято большинством группы, к которой мы принадлежим. Подобной точки зрения придерживался и 3. Фрейд. «Действительное различие между бессознательным и подсознательным представлениями, — считал Фрейд — заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознанным), в то время как второе связывается с представлениями слов» (Фрейд. 1989. С. 429).

О решающей роли функционирования речевых структур головного мозга в феномене сознания свидетельствуют исследования нейрофизиологов, проводимые в Институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко под руководством О. М. Гриндель. Ими было показано, что восстановление сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой совпадает во времени с восстановлением связей между моторно-речевыми зонами левого полушария (у правшей) и другими областями коры. На основании своих систематических экспериментов Э. А. Костандов пришел к выводу о том, что активация связей гностических корковых участков с двигательной речевой зоной является решающим звеном в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих осознание раздражителя. С помощью магнитоэнцефало-графии Р. Салмелин с соавторами показал, что активация структур, относящихся к речи, происходит не только при мысленном





mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.012 сек.)Пожаловаться на материал