Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Номенклатуры должностей и специальностей






Должность – это круг обязанностей, прав и ответственности, а также показатель и измеритель объема работ. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков

Не менее важно при решении кадровых вопросов и соблюдение номенклатуры должностей и специальностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, а также младшего медицинского персонала.

Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.08 № 112н. По сравнению с предыдущим аналогичным документом (приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337) в номенклатуру внесены все последующие после выхода приказа изменения, название специальности «отоларингология» заменено на «оториноларингология», выделена рубрика, соответствующая специальности, полученной в вузе, проведена систематизация всех специальностей в алфавитном порядке.

При проверке штатного расписания ЛПУ, внесении изменений и приведении наименования должностей и специальностей в соответствие с действующей номенклатурой работникам кадровой службы, чтобы не допускать ошибок, необходимо использовать исключительно данные приказа Минздравсоцразвития России от 11.03.08 № 112н.

Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения утверждена приказом Минздрава России от 15.10.99 № 377.

Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.08 № 112н

Номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ определена приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.08 № 176н.

Номенклатура должностей младшего медицинского персонала утверждена приказом Минздрава России от 20.02.95 № 35. В соответствии с этим документом выделяются две группы должностей:

санитарка, няня, кормилица и другой младший медицинский персонал; младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка.

Кроме указанных наименований, целесообразно использовать наименования, содержащиеся в действующих штатных нормативах соответствующих лечебно-профилактических учреждений, например санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица, санитарка-ваннщица и т. д.

Роль работников кадровой службы в соблюдении номенклатуры должностей и специальностей определяется тем, что штатное расписание в соответствии с его современной формой, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1, подписывается (и, как правило, разрабатывается) руководителем кадровой службы. При составлении штатного расписания, являющегося результатом совместной работы кадровой и экономической служб учреждений здравоохранения, следует учитывать следующие положения.

Руководителям учреждений предоставлены широкие права в разработке местных норм и нормативов по труду, а отраслевые нормативные документы применяются в качестве методических рекомендаций. Штатные нормативы не определяют принципы, методы и формы организации медицинской помощи, а штатное расписание не предопределяет место расположения отдельных структурных подразделений или рабочего места отдельных работников.

 

39. Права пациента универсальны, то есть они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи. Они следующие:
1. На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

Законом особо выделяется право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда. При грубом и нетактичном обращении к пациенту со стороны лечащих врачей и обслуживающего персонала любого лечебного учреждения, пациент имеет право на защиту чести и достоинства ссылаясь на 1-ую часть статьи 30 «Основ».
Пациент — не проситель и не иждивенец, а врач — не благодетель из милости. Уважительное отношение к пациенту — это не снисхождение, которое врач может проявлять или не проявлять. Уважительное отношение к пациенту — часть профессиональных обязанностей того человека, который выполняет служебные обязанности врача.
2. На выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.
Это право закреплено также в законе «О медицинском страховании граждан в РФ». Данное право является одним из важнейших прав пациента и при его реализации пациент гарантированно может получить качественную медицинскую помощь. У пациента есть возможность выбрать квалифицированного специалиста, возможность выбора лечебного учреждения, оснащенного современной аппаратурой.
Но, к сожалению, данное право реализуется не в полной мере и не везде.
Возможности реализации данного права для сельского жителя и городского совершенно разные. Высокоспециализированную дорогостоящую медицинскую помощь осуществляют в лечебных учреждениях, расположенных в столичных городах, естественно у жителей этих городов есть больше возможностей для выбора.
Скорая помощь должна оказываться бесплатно за счет бюджета всем лицам, независимо от гражданства и наличия страховки.
3. На обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения» и иные санитарные нормы и правила регламентируют размещение в палатах, соответствующих к этим требованиям. Если вам в больнице предлагают палату не соответствующую санитарным нормам, вы имеете право отказаться от пребывания в ней, сославшись на этот закон и на «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ч. 3 ст. 3.
Пациент должен быть обезопасен от различного рода негативных последствий нарушений санитарно-гигиенических требований: таких, как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медперсонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушениями требований. Пациент должен знать, что подобного рода случаи являются правонарушениями и что в данном случае лица, нарушившие соответствующие требования, являются виновными. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно строгий перечень требований к санитарно-гигиеническому состоянию клиники и контроль за выполнением этих требований. Этот контроль должен осуществляться санитарно-гигиенической службой.
4. На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.
Российские пациенты пользуются этим правом редко. В действительности, мало кто из пациентов знает, что не только врач, но и сам пациент может решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум, то пациенту будет отказано в этом праве. Еще более вероятен отказ в консультации специалиста (наиболее вероятно в сельской местности из-за отсутствия специалистов).
Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациент (представитель) берет с собой соответствующие документы (или их копии) и получает консультацию и заключение от другого специалиста.
5. На облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.
Медицина считает своими первичными целями лечение заболеваний, сохранение и продление жизни. Облегчение страданий остается лишь вторичной, то есть непринципиальной целью.
Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые боли доставляют человеку массу неприятностей. Поэтому это право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль.
Недопустимо применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания.
6. На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.
С 1993 года в «Основах» появилась статья 61 «Врачебная тайна». На самом деле, речь здесь идет не о врачебной тайне, а о тайне личной жизни гражданина, которая стала известна другому человеку при исполнении им своих обязанностей.
Под врачебной тайной следует понимать все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного. Это сам факт обращения в медицинское учреждение, информация о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни. Факт усыновления и удочерения, состояния здоровья родственников. Сюда относятся также сведения и немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками, о наличии коллекций или иных ценностей и др.
7. На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
В соответствии с действующим законодательством, лечащий врач при оказании медицинской помощи обязан получить от пациента информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство.
Добровольное информированное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации. Требует уточнения объем информации, предоставление которой пациенту предполагает осознанность его решения. В соответствии со статьей 31 «Основ», пациенту должны быть предоставлены сведения: о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Таким образом, предоставляемая врачом информация должна содержать сведения о:
— состоянии здоровья пациента;
— результатах проведенного обследования;
— диагнозе заболевания;
— цели медицинского вмешательства;
— продолжительности медицинского вмешательства;
— прогнозе заболевания с лечением и без него;
— последствиях медицинского вмешательства;
— существующих методах лечения данного заболевания;
— риске предстоящего медицинского вмешательства;
— правах пациента и основных способах их защиты.
8. Право на отказ от медицинского вмешательства (ч. 8 cm, 30 «Основ»)
Можно различить два вида отказа пациента от лечения:
— полный отказ;
— частичный отказ.
Полный отказ означает то, что пациент отказывается госпитализироваться или разрывает отношения с медучреждением (требует выписки).
Частичный отказ от лечения является следствием права на ИДС. При частичном отказе пациент не соглашается с каким-то конкретным предложением врача, но продолжает у него лечиться.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
«Основы» установили право пациента на отказ от медицинского вмешательства, детализировав условия этой процедуры в статье 33, которая гласит:
«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ».
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан:
1) страдающим заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих,
2) страдающим тяжелыми психическими расстройствами,
3) совершившим общественно опасные деяния.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником

9. На получение информации о своих правах и обязанностях.
Как правило, врачи и лечебное учреждение в целом, предоставляют пациенту только информацию о его обязанностях: при поступлении в стационар об этом пациенту рассказывают врачи и медперсонал, кроме того, в каждом отделении для всеобщего обозрения вывешен список обязанностей пациента под названием «Правила внутреннего распорядка». Что касается списка прав пациента, то информация чаще отсутствует.
Список прав пациента должен быть доступен для обозрения, а утаивание информации о правах пациента фактически является правонарушением, противоречит духу и букве современного гражданского законодательства. Список прав может быть распечатан, вывешен в коридоре отделения, находиться под стеклом на столе в ординаторской и т.д.
Доступность списка прав пациента означает, кроме того, что для практического использования эти права должны быть соответствующим образом переформулированы и упрощены.
В силу своих профессиональных обязанностей со своей стороны врач должен быть готов неустанно разъяснять пациенту многие вещи, в том числе и вопросы, касающиеся прав пациента. Это означает, что врачам, точно так же как и пациентам, требуется четко представлять, какие права должны быть обеспечены лицу, получающему медицинскую помощь.
10. На получение информации о своем состоянии здоровья, и выбор лиц, которым эта информация может быть передана в интересах пациента.
Сведения о состоянии здоровья человека представляют, в первую очередь, интерес для него самого. «Основы» установили право беспрепятственного и непосредственного знакомства пациента (представителя) с медицинской документацией, а также право на получение в доступной форме полноценной и подробной информации от врача.
Определено лицо, которое обязано предоставить всю эту информацию — это лечащий врач, либо заведующий отделением. Однако предусмотрено, что ее могут предоставлять и другие специалисты, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении пациента.
Указаны лица, которым предоставляются сведения — это сам пациент (если он специально не распорядился не информировать его по этим вопросам), лицо, назначенное пациентом в качестве своего представителя, а в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация предоставляется их законным представителям (родителям, опекунам).
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли.
Информирование пациентов и их родственников является частью ежедневных профессиональных обязанностей врача. Согласно должностной инструкции лечащего врача отделения, врач обязан в определенные часы принимать посетителей, сообщать им о состоянии больных и получать от них необходимые сведения.
11. На получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.
Это право пациента может быть реализовано только при условии, что им заключен договор добровольного медицинского страхования. В договоре этого типа предусматривается возможность оказания пациенту дополнительного (к гарантированному в качестве бесплатной помощи) объема медицинских услуг, а также и сервисных услуг, касающихся улучшенных условий немедицинского обслуживания пациента. Все необходимые детали получения медицинских и сервисных услуг должны быть детально оговорены в тексте договора. При планировании качественной медицинской помощи, как наиболее существенные условия договора могут выступать: порядок госпитализации, сроки оказания медицинской помощи, конкретные учреждения и отделения, где эта помощь будет оказываться, квалификационный уровень работающих там специалистов. Целесообразно уточнение факта оснащенности медицинских учреждений современным оборудованием или получение гарантий того, что, при необходимости, высокотехнологичные методы диагностики и лечения будут осуществлены на базе других (специализированных) медицинских организаций.
Для полноценной реализации обсуждаемого права целесообразно соблюсти одно условие, а именно, в случае если планируется заключение договора добровольного медицинского страхования, этот документ не должен подписываться пациентом до тех пор, пока его содержание не будет им в деталях обсуждено с независимым от страховой медицинской организации (и от учреждений, где планируется оказывать по данному договору помощь) квалифицированным врачом и юристом. В противном случае, может оказаться, что пациент, платящий немалые взносы, при наступлении страхового случая может получить помощь по уровню не превышающую обычную бесплатную, а отличаться будут лишь бытовые условия. В связи с этим необходимо ставить, как минимум, один ключевой вопрос, ответ на который должен быть четко понятен из текста договора страхования - «чем качество медицинской помощи, оказываемой по данному договору, в конкретном медучреждении будет отличаться от такового, если бы пациент получал там помощь в обычном порядке?».
12. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи (ч. 11 ст. 30 «Основ»)
Ежегодное количество пациентов, получающих вред здоровью или жизни в результате некачественной медицинской помощи, измеряется сотнями тысяч. «Основы» предусмотрели право пациента на возмещение вреда, а Гражданский кодекс детально установил основания, правила и порядок возмещения.
Право на возмещение вреда здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи, является универсальным правом человека. Его реализация обеспечивает гарантии социально-экономической защиты от последствий некачественных услуг.
13. Право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя для защиты его прав (ч. 12 ст. 30 «Основ»).
Пациент, по определению ослабленный и зависимый человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что все его законные интересы и права будут защищены. Законодатель определил круг тех помощников и защитников, благодаря которым пациент может не в одиночку защищать свои права.
Родители - законные представители ребенка. Им не требуется никакая доверенность, никакое особое разрешение, чтобы представлять интересы своего ребенка. Может ли находиться родитель при ребенке? Безусловно. Он может находиться с ним все время пребывания ребенка в стационаре. Поскольку совершеннолетие наступает с 18 летнего возраста, то это право соответственно действует до 18 лет. Это право специально подтверждено ст. 22 «Основ».
14. Право на допуск к пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения (ч. 13 ст. 30 «Основ»).
«Основы» создали механизм реализации пациентом его конституционного права на свободу вероисповедания. «Право на допуск» означает возможность пациента иметь беспрепятственную встречу со священнослужителем в любое время суток. Законодательство руководителям медицинских учреждений рекомендует всячески способствовать реализации пациентами свободы вероисповедания Действующая формулировка обсуждаемого права подразумевает защищаемую законом возможность иметь в медицинских учреждениях отдельные помещения для отправления религиозных культов. Указана единственная причина, по которой выделению подобного помещения может воспрепятствовать больничная администрация — это случай, когда такие действия могут привести к нарушению нормального функционирования учреждения.
Появление в отечественном законодательстве подобного права пациентов отражает движение российской правовой культуры в направлении европейских стандартов. Основным документом, регули рующим политику в области прав пациентов в Европе, является «Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе» (1994 г.). В ней, в частности, определено, что «...каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения. В процессе лечения и ухода пациент имеет право на поддержку семьи, родственников и друзей, а также на духовную и пастырскую помощь».
15. Право на обращение с жалобой непосредственно к руководи телю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд в случаях нарушения его прав (ч. 14 ст. 30 «Основ»).
Письменная жалоба является официальным обращением гражданина к конкретному должностному лицу. Это лицо обязано, в со ответствии с законодательством, не только отреагировать на это своими действиями, но и еще и ответить гражданину о том, что сделано по сути обращения, причем ответить в письменном виде и в конкретный срок — месяц.
Претензия — это реальный и достаточно эффективный инструмент решения проблем гражданина. Ведь, на самом деле, в случае нарушения или ущемления его права, у человека есть только два пути, имеющих законодательно определенные механизмы. Это вне судебное и судебное обжалование. В здравоохранении, как преимущественно государственной системе, особый интерес представляет внесудебный механизм, поскольку он существенно более операти вен.
Если жалоба приносится на действия работника медицинского учреждения, то обычно «первая инстанция», которая обязана наиболее оперативно отреагировать — это главный врач.
Одна жалоба одномоментно может быть подана в одну, несколько или во все инстанции, обладающие компетенцией защиты прав пациентов (более подробно в главе 2). Исключением является подача жалобы Уполномоченному по правам человека. Он принимает жалобы только при условии, если этот вопрос уже рассматривался в судебном или административном порядке, но гражданин не согласен с принятым решением.
Чтобы реакция на жалобу была своевременной и результативной, необходимо соблюдение нескольких условий:
— жалоба должна быть фактически и юридически обоснована. Юридическая обоснованность означает наличие в жалобе указаний на то, какие конкретные законные права и интересы пациента нарушены или ущемлены. Фактическая обоснованность жалобы обязательна—в жалобе должны быть указаны конкретные факты, свидетельствующие о предполагаемом правонарушении. Необходимо очень кратко указать кто, где, когда, каким образом совершил действия, которые расцениваются заявителем как правонарушение;
— жалоба должна быть подана своевременно;
— обращаться с любой жалобой лучше в письменной форме. Это обязывает должностное лицо ответить так же в письменной форме и в месячный срок. Жалоба должна быть подписана, иметь адрес заявителя, дату подачи. Для гарантии того, чтобы жалоба «не затерялась», ее готовят в двух экземплярах. Первый необходимо отдать секретарю главного врача, а на втором в любом случае следует получить либо подпись секретаря с указанием входящего номера, либо gодпись главного врача с указанием «получил» и даты.

Закон РТ «Об охране здоровья граждан» от 18.06.98 года N1659, статья 29 — права пациента.
«Пациент — лицо, пользующееся медицинской и лекарственной помощью или нуждающееся в любом медицинском вмешательстве.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) индивидуальный подход в процессе оказания медицинской помощи;
5) гарантированный государством объем, качество и своевременность медицинской помощи;
6) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
7) облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
8) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
9) информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства;
10) получение полной и достоверной информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья;
11) получение медицинских и иных услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования;
12) возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью при оказании медицинской помощи;
13) экспертизу качества медицинской и лекарственной помощи;
14) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
15) духовную и моральную поддержку со стороны родственников, медицинских работников, священнослужителей различных конфессий и иных лиц по желанию пациента, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации;
16) медико-социальную реабилитацию.
В случае нарушения этих прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу медицинского учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие медицинские общественные объединения либо в суд.
Обеспечение прав пациента должно происходить не во вред здоровью, правам и свободам других граждан».

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

 

С 1990 по 2011 годы существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти.Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических — на 60, 0%. Число болезней костно–мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, возросло в 2 раза. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (25, 1%) и болезни системы кровообращения (14, 0%).

Здоровье граждан, как социально–экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Важнейшей целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 – 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

§ возрождение системы профилактики заболеваний;

§ формирование культуры здорового образа жизни;

§ создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

§ укрепление системы первичной медико–санитарной помощи;

§ обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения;

§ повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В последние годы государством осуществлены значительные инвестиции, направленные на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:

§ приоритетный национальный проект «Здоровье»;

§ федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально–значимыми

§ заболеваниями»;

§ региональные программы модернизации здравоохранения.

Итоги реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) характеризуются следующими показателями:

§ перелом в тенденции снижения численности населения – в 2011 году был обеспечен рост численности населения на 165 тыс. человек (в период 2000 – 2005 годов численность населения уменьшалась на 700 тыс. человек ежегодно);

§ увеличение рождаемости – в 2011 году родилось 1793, 8 тыс. детей, что на 0, 2% больше, чем в 2010 году;

§ снижение показателей смертности – общий показатель смертности, т.е. число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2011 году составил 13, 5 (в 2010 г. — 14, 2), что отражает положительную динамику;

§ снижение показателей младенческой смертности – младенческая смертность на 1000 родившихся живыми в 2011 году снизилась на 2, 3% по сравнению с 2010 годом и составила 7, 4 на 1000 родившихся живыми;

§ повышение эффективности скорой медицинской помощи – по сравнению с 2006 годом количество смертей в машинах скорой помощи снизилось практически в 10 раз;

§ увеличение ожидаемой продолжительность жизни – в период 2006 – 2011 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65, 3 лет до 70, 3 лет.

Уровень государственного финансирования системы здравоохранения остается недостаточным и составляет 3, 2–3, 5% от ВВП, что в 2–3 раза ниже, чем в странах ЕС.

В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 – 2011 годы приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения являются:

§ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

§ Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

§ Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

§ Федеральный закон «О ратификации рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

§ Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;

§ Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года;

§ Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы;

§ Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;

§ Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;

§ Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

§ Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»;

§ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

§ Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;

§ План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Преодолён демографический «провал», обусловленный последствиями 90–х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню.

В России к настоящему моменту сформированы условия для активного развития медицинских организаций всех форм собственности. В современных условиях частный сектор будет гибко реагировать и использовать предоставляемые возможности. Со стороны государства наиболее эффективным механизмом стимулирования и регулирования развития медицинских организаций всех форм собственности будет реализация прагматичной тарифной политики.

Существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты при умеренном росте затрат за счет реализации комплексной стратегии, ориентированной на оптимальное сочетание медицинских и немедицинских факторов борьбы с заболеваниями. Наиболее значимые и недостаточно используемые резервы связаны с сокращением заболеваемости и смертности активной части населения, лиц в трудоспособном возрасте.

В медицинской отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно–поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских организаций.

41.В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения.

Повышение качества и эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки об управлении.

Управление сестринским персоналом — это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества. Так, вамбулаторно-поликлинических учреждениях следует обеспечить работу сестринского персонала во вновь организуемых дневных стационарах, стационарах на дому, центрах амбулаторной хирургии, службах врачей общей практики и др. Очень сложные задачи стоят перед сестринским персоналом стационаров после их структурной перестройки в больницы интенсивного наблюдения, восстановительного лечения, а также в больницы для лечения больных с хроническими заболеваниями и больныцы медико-социальной помощи.

В ЛПУ организационная структура управления сестринским персоналом включает в себя:

субъекты управления сестринским персоналом, т. е. тех, кто управляет сестринским персоналом;

объекты управления, т. е. сестринский персонал, которым управляют субъекты управления;

механизмы управления — различные виды управленческих воздействий, с помощью которых обеспечивается эффективное управление сестринским персоналом и выполнение поставленных перед ним задач;

Способы и каналы передачи информации (прямой — управленческие решения и обратный — информация о ходе выполнения управленческих решений) между субъектами и объектами управления. Взаимоотношения элементов организационной структуры управления сестринским персоналом для решения проблем сестринского дела в ЛПУ можно представить в виде следующей схемы:

3. Механизмы управления
Цели Функции Принципы Методы
1.Субъекты управления Сестринское дело в ЛПУ 2.Объекты управления
Прямая связь Обратная связь
4.Способы и каналы передачи информации
Приказы Графики работы Методические рекомендации Стандарты деятельности Должностные инструкции   Отчеты Материалы проверок Материалы обходов Статистические отчеты Материалы рейдов
                           


Как видно из данной схемы, все четыре элемента организационной структуры управления сестринским персоналом ЛПУ тесно взаимодействуют между собой ради обеспечения высокого качества сестринского дела в учреждении.

Между субъектами и объектами управления должна осуществляться постоянная двусторонняя связь: субъекты управления доводят до объектов управления управленческие решения, а объекты управления направляют субъектам управления информацию, отчетность и другие сведения о ходе выполнения этих решений. Важнейшим обязательным каналом обратной связи объектов управления с субъектами управления является контроль за ходом выполнения управленческих решений и эффективностью деятельности сестринского персонала.

Механизмы управления, используемые руководителем сестринских служб, позволяют определить цели управления применительно к работе данного ЛПУ, уточнить основные направления (функции) управленческой деятельности главных медицинских сестер, осуществлять управленческую деятельность на основе важнейших принципов управления и широко использовать организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические методы управления.

Таким образом, организационная структура управления сестринским персоналом ЛПУ представляет собой сложную, взаимосвязанную управленческую систему, которая может успешно функционировать и обеспечивать высокое качество сестринского дела в ЛПУ только при условии эффективного использования всех потенциальных возможностей каждого ее элемента.

Рассмотрим последовательно, что представляет из себя каждый из элементов организационной структуры управления сестринским персоналом ЛПУ.

 

Субъекты управления сестринским персоналом

сестринский персонал управление

Субъекты управления сестринским персоналом ЛПУ — это руководители сестринских служб медицинских учреждений:

главные медицинские сестры или заместители главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, директора больниц (домов) сестринского ухода и хосписов.

В последние годы в ряде крупных ЛПУ были введены должности заместителей главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, что способствовало повышению качества управления сестринским персоналом и поднятию авторитета руководителей сестринских служб ЛПУ.

Что касается домов (больниц) сестринского ухода и хосписов, то они являются учреждениями, в которых работают главным образом медицинские сестры и младший медицинский персонал, и, следовательно, руководители этих учреждений также являются руководителями сестринских служб данных ЛПУ. К сожалению, этих очень нужных учреждений открыто пока недостаточно.

Главные медицинские сестры, а также главные акушерки и главные фельдшера — это основная группа руководителей сестринских служб ЛПУ, которые осуществляют руководство работой, прежде всего старших медицинских сестер подразделений ЛПУ: старших медицинских сестер, старших операционных медицинских сестер, старших акушерок, старших фельдшеров и др. и обеспечивают стратегию совершенствования сестринского дела в ЛПУ.

В некоторых учреждениях, расположенных в нескольких крупных корпусах, введены должности главных медицинских сестер лечебных корпусов при сохранении должностей главной медицинской сестры больницы и старших медицинских сестер лечебных отделений корпусов.

В клиниках Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова введены должности главных медицинских сестер клиник при сохранении должности главной медицинской сестры при управлении всеми клиниками, а в каждой отдельной клинике предусмотрены также должности старших медицинских сестер.

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения к должностям руководителей учреждения относится главная медицинская сестра. Следовательно, главная медицинская сестра является должностным лицом учреждения со всеми вытекающими отсюда правами и ответственностью.

Тарифно-квалификационной характеристикой на главную медицинскую сестру (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 27.08.97 N° 43) предусмотрено, что для занятия этой должности необходимо высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы или среднее медицинское образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Приказом Минздрава России от 19.06.97 № 249 " О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" установлено, что лица, занимающие должности главных медицинских сестер, должны иметь специальность " организация сестринского дела'. Данным приказом утверждены Положение о специалистах по организации сестринского дела (далее - Положение) и Квалификационная характеристика на указанных специалистов.

В Положении конкретизированы требования к допуску на работу по специальности " организация сестринского дела". К профессиональной деятельности в качестве специалиста по организации сестринского дела допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование по специальности " Сестринское дело" или среднее медицинское образование по специальностям: " Сестринское дело", " Лечебное дело", " Акушерское дело" и сертификат по специальности " Организация сестринского дела".

В Положении наряду с общими требованиями подробно изложены обязанности, права и ответственность указанных специалистов, что позволяет использовать его как основу для разработки должностных инструкций для главных медицинских сестер.

Квалификационная характеристика на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности " Организация сестринского дела" включает в себя подробный перечень общих и специальных знаний и общих умений, которыми должны обладать указанные специалисты.

Эти же требования предусмотрены при аттестации и сертификации главных медицинских сестер.

Главная медицинская сестра назначается и увольняется с работы приказом главного врача ЛПУ.

Для повышения эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер в ряде крупных ЛПУ созданы службы главных медицинских сестер. Так, службы главных медицинских сестер включают т. н. главных специалистов по определенным направлениям деятельности — главных (старших) медицинских сестер больниц по хирургии, педиатрии и др.; по работе с палатными медицинскими сестрами, процедурными медицинскими сестрами, операционными медицинскими сестрами; по обучению медицинских сестер и контролю за их работой и др. В ряде ЛПУ созданы методические кабинеты по обучению и т. д.*

К субъектам управления сестринским персоналом, т. е. в основном к главным медицинским сестрам, предъявляются следующие основные требования.

1. При назначении на должность главных медицинских сестер следует обязательно учитывать их желание заниматься управленческой деятельностью и не назначать на эту должность вопреки их желанию.

2. Кандидаты на должности главных медицинских сестер должны обладать определенным комплексом личностных общечеловеческих качеств, без которых невозможно осуществлять управление людьми.

3. Руководители должны иметь достаточную профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Квалификационной характеристики на специалистов по организации сестринского дела и владеть подробной информацией о деятельности того ЛПУ, в котором они работают (или будут работать).

4. Главные медицинские сестры должны обладать знаниями о деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) и особенно о требованиях, предъявляемых ими к ЛПУ.

5. Эффективная работа руководителей возможна только при наличии четко очерченного круга должностных обязанностей, прав, ответственности и подчиненности. Особенно важно определить непосредственных начальников главной медицинской сестры, имеющих право давать ей приказы и указания. Как правило, их целесообразно ограничить главным врачом, а при его отсутствии — лицом, его замещающим. Что касается других руководителей ЛПУ, то главная медицинская сестра должна с ними сотрудничать на равных, т. е. на партнерских условиях.

Круг лиц, подчиняющихся главной медицинской сестре, должен быть ограничен старшими медицинскими сестрами (акушерками, фельдшерами, фармацевтами).

6. Комплексная, системная, целенаправленная работа главных медицинских сестер, охват ими всех актуальных проблем деятельности сестринского персонала ЛПУ возможны только при наличии детально разработанных и утвержденных планов работы и регламента их деятельности на месяц.

Значительно расширяют их возможности по осуществлению эффективной управленческой деятельности активизация работы Совета медицинских сестер и особенно создание аппарата управления в виде введения должностей главных специалистов ЛПУ по направлениям (по хирургии, педиатрии и др., старших медицинских сестер по обучению и контролю, старших палатных, процедурных, операционных, участковых медицинских сестер учреждения и др.), создание и организация работы учебно-методических кабинетов и т. д. Исключительно важным для главных медицинских сестер следует считать овладение правилами делегирования своих рутинных функций старшим медицинским сестрам и главным специалистам.

В связи с начатой работой по реформированию здравоохранения — структурной перестройкой стационарной помощи, перераспределением стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, развитием сети дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, консультативно-диагностических центров, созданием службы врача общей практики и другими направлениями развития и преобразования медицинских служб — крайне важно активизировать работу по организации и адаптации деятельности сестринского персонала к работе в реформируемых и преобразуемых ЛПУ.

Важнейшим обязательным элементом управленческой деятельности главных медицинских сестер является систематический контроль за работой старших медицинских сестер, выполнением ими своих должностных обязанностей по организации сестринского ухода, внедрением стандартов деятельности сестринского персонала, обеспечением высокого качества сестринского ухода и т. д. К этой работе главная медицинская сестра должна шире привлекать членов Совета медицинских сестер.

Эффективное управление работой сестринского персонала возможно только при условии постоянной заботы о них: об их здоровье, охране труда, создании благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, оптимизации нагрузки, удобном графике работы, предоставлении желающим возможности получения дополнительного заработка и т. д.

Руководители сестринских служб должны постоянно повышать свою квалификацию, изучать новые нормативные материалы, литературу по развитию сестринского дела, опыт передовых руководителей сестринских служб и других ЛПУ, внедрять их позитивный опыт в свою работу.

Руководители сестринских служб должны стремиться к лидерству в своих организациях и влиять на других таким образом, чтобы они эффективно работали на достижение целей эффективной сестринской помощи пациентам, при этом подчиненные должны твердо знать, что их усилия будут известны руководителю и он их должным образом оценит.

При оценке эффективности руководства руководителей сестринских служб целесообразно использовать " управленческую решетку, модифицированную Блэйком и Мутоном. На этой решетке используются два основных критерия: степень учета интересов людей и степень учета интересов производства, при этом степень " заботы о человеке" и степень " заботы о производстве" ранжируются по шкале от 1 до 9.

Объекты управления сестринским персоналом

К объектам управления сестринским и младшим медицинским персоналом относятся должности среднего медицинского и фармацевтического персонала, младшего медицинского и фармацевтического персонала, перечисленные в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения*.

В ряде ЛПУ наряду с перечисленными появились новые должности: медицинские сестры — консультанты по уходу за пациентами, медицинские сестры-координаторы, медицинские сестры дневных стационаров и др.

В последние годы в ЛПУ созданы специальные службы по анализу и учету работы с застрахованными по ОМС, где большую и сложную работу ведут медицинские сестры, медицинские статистики и медицинские регистраторы.

В ряде ЛПУ организованы оперативные отделы (диспетчерские службы), где успешно работают медицинские регистраторы и медицинские сестры.

К объектам управления сестринским персоналом предъявляются определенные требования:

Работники, занятые на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, должны иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, сертификат специалиста и, желательно, аттестационную категорию.

Работники должны четко знать свои должностные обязанности, права и ответственность.

Работники должны выполнять сестринские манипуляции в точном соответствии со стандартами деятельности, утвержденными в установленном порядке и доведенными до сведения работников.

Нагрузка работников, устанавливаемая руководителем учреждения, должна соответствовать физиологическим возможностям работников качественно выполнять свои обязанности.

Для работников необходимо создать благоприятные условия: составить оптимальные графики работы и отпусков; обеспечить их средствами малой механизации труда; создать диспетчерскую (оперативную) и транспортную (межотделенческую) службы; ввести должности курьеров по учреждению; организовать централизованную службу наркотиков (ЦСН); внедрить единую компьютерную сеть, объединяющую автоматизированные рабочие места (АРМ); эффективно организовать работу централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) и других служб, оказывающих помощь в первую очередь средним медицинским работникам лечебных отделений. Особенно важно внедрять в учреждениях важнейший принцип организации работы: все службы ЛПУ работают на максимальное удовлетворение потребностей лечебных отделений".

Необходимо обеспечить работникам безопасные условия труда, охрану их здоровья и т. д.

Исключительно важно, чтобы руководители использовали все имеющиеся возможности действующего законодательства для достойной оплаты труда работников (повышения, надбавки, доплаты, премирование, использование средств ОМС и др.).

Важнейший фактор обеспечения эффективной работы средних медицинских и фармацевтических работников — создание условий для постоянного повышения их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ.

42. В настоящее время все сферы деятельности государства претерпевают определенные изменения. В значительной степени это касается и охраны здоровья населения. Цель проводимой реформы отечественного здравоохранения заключается в повышении медицинской, социальной и экономической эффективности системы охраны здоровья населения. Первоочередной задачей всех медицинских работников страны является консолидация всех слоев общества в охране здоровья, поскольку проблема улучшения здоровья – это проблема изменения ценности здоровья в системе ценностей общества и личности. Значительная роль в реализации поставленных задач принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Первоочередной задачей региональных органов здравоохранения является тщательная оценка (ревизия) состава сотрудников первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи с целью разработки плана подготовки и повышения квалификации, а также пересмотра дополнительных обязанностей с повышением статуса сестринского звена до современного уровня.

Все перечисленные задачи достаточно актуальны в свете современного состояния здоровья нации. Особенно это касается сельского населения. Наиболее важным звеном здравоохранения является первичная медикосанитарная помощь, т. к. амбулаторная медицинская помощь – наиболее массовая и доступная. В поликлинике начинают и заканчивают лечение 80% всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью.

В настоящее время государство обратило самое серьезное внимание на здоровье населения, начав укрепление здравоохранения именно с амбулаторной помощи. В сентябре 2005 г. Президент Российской Федерации обозначил основные направления развития страны на ближайшую перспективу – приоритетные национальные проекты, в т. ч. в области здравоохранения. Национальный проект “Здоровье”, основные мероприятия и параметры которого утверждены Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 21.12.2005, предусматривает два основных блока мероприятий:

1) развитие и укрепление первичной медико-санитарной помощи населению;

2) обеспечение граждан Российской Федерации доступной высокотехнологичной медицинской помощью.

Результаты первых этапов реализации Национального проекта “Здоровье” свидетельствуют, что эта область в числе национальных проектов России, объявленных приоритетными, является наиболее проработанной. Разработка нормативных правовых актов по реализации проекта практически завершена. Основная задача заключается в необходимости улучшения качества медицинской помощи, прежде всего за счет усиления стимулов деятельности медицинских коллективов, экономической и морально-психологической заинтересованности медицинских работников. Авторы изучили различные программы расчета доплат медперсоналу по ОМС в поликлиниках г. Москвы. По результатам проведенного исследования, зарплата врачей увеличилась в 1, 7 раз, среднего медперсонала – в 1, 6 раз.

Программа иммунизации населения в рамках Национального календаря прививок, а также против гриппа предусматривает ряд мер. Так, в течение 2006 г. дополнительной иммунизации в РФ подлежат:

· против вирусного гепатита В – 10 млн детей от 1 года до 17 лет, ранее не привитых;

· против краснухи – 5 млн детей 5–7 лет, а также в возрасте 14–17 лет, не болевших и не привитых ранее;

· против полиомиелита инактивированной вакциной – 150 тыс. детей раннего возраста;

· против гриппа – 22 млн чел. (дети, посещающие дошкольные учреждения, учащиеся 1–4 классов, медицинские работники, работники образовательных учреждений и лица старше 60 лет).

По состоянию на 01.09.2006 в Российской Федерации охват двукратной иммунизацией против гепатита В составил 90, 0%, прививками против краснухи – 40, 0% лиц, подлежащих вакцинации. Вакцина против гриппа “Гриппол” отечественного производства приобретена в количестве 22 млн доз. С 14.08.2006 осуществляются поставки вакцины в субъекты Федерации.

В России в отличие от стран Запада средние медицинские работники, занятые в городских амбулаторно-поликлинических учреждениях, не ведут самостоятельный прием пациентов. Работая совместно с врачами-специалистами в поликлинических кабинетах различного профиля, медсестры оказывают помощь врачам в обслуживании больных и здоровых посетителей, проведении профилактических мероприятий среди населения, оформлении медицинской учетно-оперативной документации, а также в анализе деятельности и составлении отчетов о проделанной работе. По характеру выполняемых функций медсестры специализированных кабинетов амбулаторно-поликлинических учреждений разделены на две большие группы:

· медицинские сестры, работающие в кабинетах терапевтического профиля (терапевтическом, педиатрическом, неврологическом), которым на приеме с врачом не приходится или почти не приходится выполнять процедуры и манипуляции;

· медицинские сестры, работающие в кабинетах хирургического профиля (хирургическом, отоларингологическом и др.), которые выполняют различные лечебно-диагностические манипуляции и процедуры.

Содержание труда медицинских сестер всех перечисленных категорий складывается из следующих основных разделов: подготовительная работа; лечебно-диагностическая работа; оформление медицинской документации.

Вопросы совершенствования организации труда медицинских сестер на поликлиническом приеме нельзя рассматривать изолированно, вне связи с вопросами рациональной организации труда поликлинических врачей соответствующих профилей, организационных форм работы других подразделений и служб поликлиники. При этом внедрение элементов НОТ в работу врачей на поликлиническом приеме в ряде случаев делает излишним постоянное присутствие медицинской сестры в кабинетах врачей терапевтического профиля (участкового терапевта, кардиоревматолога, эндокринолога, невропатолога). Организация кабинетов и отделений доврачебного приема, отделений профилактических осмотров, централизованное оформление больничных листков специально выделенным работником регистратуры также способствуют освобождению специалистов от выполнения функций, не требующих врачебной квалификации, без привлечения к этой работе медицинских сестер врачебных кабинетов.

По мнению многих авторов, объем лечебно-диагностических мероприятий, выполняемых в настоящее время медицинскими сестрами при обслуживании пациентов на дому, может быть значительно расширен, особенно в условиях неполной укомплектованности врачебных должностей. В настоящее время работа участковых медицинских сестер у постели больного в подавляющем большинстве случаев ограничивается выполнением инъекций (77%), простейшим обследованием, например измерением температуры, пульса, осмотром (12%), выполнением таких процедур, как банки, клизмы, физиотерапевтические процедуры (8%). Уровень профессиональной подготовки медицинских сестер позволяет поручить им, кроме перечисленных мероприятий, выполнение на дому таких обязанностей, как взятие материалов для лабораторных анализов, снятие электрокардиограмм, проведение различных физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры. Эти функции соответствуют их квалификации и нуждам больных. По усмотрению врача и под его контролем медицинские сестры могли бы самостоятельно посещать некоторых больных, особенно с хроническими заболеваниями, а также с временной утратой трудоспособности. Эта мера способствовала бы, с одной стороны, регулированию активных врачебных посещений, а с другой – усилению контроля за соблюдением больными режима лечения, что уменьшает вероятность осложнений и перехода заболеваний в хронические формы.

Увеличение времени, отводимого для работы медицинских сестер на участке, за счет сокращения времени пребывания их во врачебных кабинетах на приемах, а также расширение диапазона проводимых ими лечебно-диагностических мероприятий, несомненно, положительно отразится на качестве оказываемой населению амбулаторно-поликлинической помощи.

43. Современные научные факты, приводимые в работах зарубежными и отечественными исследователями, позволяют утверждать, что ВБИ возникают по меньшей мере у 5-12% больных, поступающих в лечебные учреждения. Так, в США ежегодно регистрируется до 2000 000 заболеваний в стационарах, в ФРГ 500000-700000, что составляет примерно 1% населения этих стран. В США из 120000 и более больных, зараженных ВБИ, погибают около 25% заболевших и, по оценкам экспертов, ВБИ представляют собой основную причину летальных исходов. Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что ВБИ значительно удлиняют срок пребывания больных в стационарах, а наносимый ими ущерб ежегодно составляет от 5 до 10 млрд долларов в США, в ФРГ - около 500 млн марок.

Условно можно выделить три вида ВБИ:

· у пациентов, инфицированных в стационарах;

· у пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи;

· у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным в стационарах и поликлиниках.

Объединяет все три вида инфекций место инфицирования - лечебное учреждение.

Профилактика внутрибольничных инфекций предполагает микробиологический мониторинг с использованием современной медицинской аппаратуры и новейших лекарств. Для выявления ВБИ нужна государственная национальная программа по контролю за антибиотикорезистентностью.

Основные направления профилактики ВБИ:

· применение современных антибиотиков, в основном зарубежного производства;

· грамотное применение антибиотиков; беспорядочное назначение и прием антибиотиков лишь ухудшают ситуацию, стимулируя отбор новых резистентных штаммов;

· комплекс дезинфекционно-стерилизационных мероприятий с применением современных дезинфицирующих средств;

· применение тканевых и полимерных стерильных повязок, тотально имплантируемых катетеров и помп для снижения частоты катетерассоциированных инфекций;

· медперсонал во избежание переноса ВБИ не должен забывать о значении мытья рук;

· специальные меры защиты больного – гнобиологические камеры, асептические палаты, контроль состояния внутривенных катетеров, проверка наличия сосудистой инфекции;

· повышение качества реактивов для микробиологических исследований;

· свободный режим посещения; при свободном доступе посетителей пришедшие с «воли» микроорганизмы конкурируют с «хозяевами» стационаров активнее любого дезсредства, а в родовспомогательных учреждениях рекомендуется совместное пребывание матери и ребенка, раннее прикладывание к груди со свободным вскармливанием, ранняя выписка из стационара (на 2–4-й день);

· сокращение сроков госпитализации;

· программы охраны здоровья больничного персонала.

В последние годы из-за нехватки персонала сложилась практика совмещения обязанностей медсестры, акушерки и санитарки. Недопустимо осуществлять мытье палат и других помещений в часы, предназначенные для проведения тех или иных манипуляций, предусмотренных функциональными обязанностями медсестры или акушерки.

Для лечебно-профилактических учреждений России Минздравом РФ утверждена технология стерилизации «Чистый инструмент». Такие системы предусматривают организацию потоков «грязных» и стерильных изделий, что полностью исключает возможность использования нестерильных изделий и обеспечивают полный контроль каждой единицы в пределах больницы. Главное место в организации и работе этих потоков занимают централизованные отделения стерилизации (ЦСО).

ЦСО позволяют значительно улучшить качество обеззараживания и стерилизации медицинского инструмента, а именно:

· Зонирование технологического процесса и наличие разграничительных стен исключает пересечение транспортных потоков и риск повторной контаминации стерильных медицинских изделий.

· Появляется возможность механизировать и автоматизировать ручной труд на операциях предстерилизационной очистки и стерилизации, т.е. минимизировать влияние человеческого фактора. Предстерилизационная очистка должна производиться с применением современного моечного и дезинфекционного об






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.