Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систему медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух аспектах.






В наиболее широком смысле медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. При этом охрана здоровья граждан финансируется «снизу». Страховые фонды образуются за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих.

В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.

Говоря о системе медицинского страхования, необходимо различать добровольное и обязательное медицинское страхование, так последнее является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» является частью государственной политики и системы социального страхования. Основной программой ОМС является Базовая программа ОМС, которая разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

• для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация;

• для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Задачи, функции, права и обязанности страховой медицинской организации, ее финансирование и финансовая деятельность определена документом ''Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование'', утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993г. №1018.

Страховая медицинская организация включает в себя следующее:

• проводит расчеты и оплачивает медицинские услуги лечебно-профилактических учреждений,

• реализует непосредственный контроль за объемом и качеством медицинского обслуживания,

• защищает права и интересы своих клиентов,

• обеспечивает выдачу и учет страховых полисов

Взаимоотношения между страхователем и страховой медицинской организацией реализуется через страховые взносы. По обязательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение программ ОМС и обеспечивающих рентабельную деятельность СМО.

Обязательное медицинское страхование строится на системе договоров между субъектами страхования, отражающих права, обязанности и ответственность сторон. Пациент получает возможность выбора независимого защитника своих интересов при получении медицинской помощи. Каждому застрахованному или страхователю в порядке, установленном договором ОМС, страховой медицинской организацией выдается страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования. На территории РФ действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого образца.

Страховой полис - это документ, гарантирующий человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС. Если человек по какой-либо причине не может получить полис лично, он может быть получен другим лицом по доверенности, заверенной по месту жительства.

При утере полиса бесплатно выдается дубликат.

При получении полиса граждан обязаны ознакомить с программой ОМС, ее условиями, обязанностями страховых компаний, медицинских учреждений, их ответственностью, а также с правами и обязанностями граждан по сохранению и укреплению здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание лечебно-диагностических услуг при возникновении страхового случая.

 

11. Заключая договор медицинского страхования, страхователь рассчитывает на организацию страховщиком предоставления указанной законом или договором медицинской помощи. В России, как уже было отмечено, существует как обязательное, так и добровольное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование действует согласно закону на всей территории России и обеспечивает предоставление застрахованным определенных медицинских услуг. Система ОМС предполагает наличие перечня предоставляемых услуг и их минимального качества. К сожалению, в силу ряда ранее перечисленных причин возможности системы государственного здравоохранения и ОМС, прежде всего финансовые, весьма ограничены. Именно это и является основным побудительным мотивом для заключения договоров добровольного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование (далее – ДМС) является отраслью коммерческого страхования. Оно основано на принципах эквивалентности и замкнутой раскладки ущерба между участниками. Участие в программах ДМС не регламентируется государством и зависит от возможностей и потребностей страхователя. В качестве страхователей могут выступать как физические, так и юридические лица. При этом коллективная форма ДМС более распространена на российском рынке.

В отличие от обязательного медицинского страхования ДМС имеет гораздо меньшее число ограничений. Страхователь может варьировать величину страховой суммы по договору (причем она может быть неограниченна) набором услуг, предоставляемых страховщиком, перечнем медицинских учреждений и другими параметрами. Добровольное медицинское страхование фактически привнесли в Россию, как и многие другие виды страхования, западные инвесторы. На большинстве крупных российских предприятий с иностранным участием именно западные акционеры внедрили подход, предусматривающий предоставление наемному персоналу ряда социальных программ, в том числе ДМС. Опыт предприятий с иностранными инвестициями был перенят рентабельными российскими организациями.

В отличие от ОМС в рамках ДМС роль страховщика существенно возрастает. Они оказываются в состоянии предоставить большой ассортимент достаточно качественных по российским меркам медицинских услуг, а при необходимости предоставить их и за рубежом. Сдерживают развитие ДМС прежде всего финансовые причины, в том числе неплатежеспособность большинства потенциальных страхователей. По российскому законодательству добровольное медицинское страхование является дополнительным к обязательному. Это значит, что покрытие по договору ДМС по закону не может быть заменой государственным гарантиям, хотя подобные договоры могли бы быть популярны у достаточно обеспеченных людей, не желающих сталкиваться с проблемами государственных медицинских учреждений и ОМС. Поэтому заключение такого договора, хотя и возможно, но проблематично вследствие того, что оно может быть оспорено в суде как противоречащее закону. Состав лечебно-профилактических услуг, покрываемых в рамках ДМС в России, весьма разнообразен: встречаются различные программы, включающие в себя как отдельные виды стационарного, амбулаторного и стоматологического лечения, так и их различные сочетания. Как правило, страхователь всегда может подобрать программу с наиболее подходящим для него покрытием.

Осмысление новой концепции медико-социальной помощи и роли сестринского персонала в ее реализации требует и совершенно иного научного обоснования происходящих в этой сфере процессов. В новой модели медсестра многоуровневой подготовки выступает в роли менеджера, активно участвуя в рациональной организации лечебно-диагностического процесса, творческой личности, систематизирующей и индивидуализирующей уход за больными, активного члена лечебной бригады, грамотно и самостоятельно оказывающего помощь пациентам с использованием современных технологий сестринского процесса.

В этой связи профессия медсестры предстает как кардинально изменяющаяся в общественном сознании и в сознании носителей медицинской профессиональной культуры. К сожалению, процесс идеологической трансформации носит зачастую противоречивый и замедленный характер, что существенно снижает эффективность проводимых реформ в целом, и обновление сестринского дела, в частности.

Поэтому сегодня наиболее адекватным поставленным организационно-управленческим и административным задачам развития сестринского дела представляется социологический подход, позволяющий дополнить узко направленные медицинские исследования более широким социальным контекстом и выявить латентные факторы, процессы и явления, тормозящие его развитие.

 

12. В условиях, когда негосударственный сектор здравоохранения стал реальностью и частные медицинские учреждения получили достаточно широкое распространение, неизбежно возникают различные формы взаимоотношений бюджетных и частных медицинских учреждений. Насколько корректны их взаимоотношения как с правовой, так и с экономической точки зрения?

Несовершенство действующего законодательства, недостаточная правовая грамотность многих руководителей, сложность контроля за всеми сторонами деятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений приводят к тому, что во многих случаях существующие формы взаимоотношений медицинских учреждений общественного и частного сектора наносят ущерб интересам государства и населения. Напротив, легальные взаимовыгодные формы сотрудничества бюджетных и частных медицинских учреждений используются явно недостаточно.

Интерес эта проблема вызывает еще и потому, что совмещение в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказания бесплатной медицинской помощи и предпринимательской деятельности (оказания платных услуг) не позволяет осуществлять эффективный контроль целевого использования бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования. В идеале предпринимательская деятельность (по крайней мере, в форме оказания платных услуг населению за наличный расчет) должна быть выведена за пределы бюджетных медицинских учреждений и сконцентрирована в учреждениях частного сектора. Другими словами, желательно, чтобы бюджетные учреждения вообще не занимались платными услугами, - такое совмещение неизбежно порождает финансовые нарушения.

Однако на нынешнем этапе развития здравоохранения этого не позволяют сделать ни объемы финансирования бюджетных учреждений (которые рухнут без подпитки от оказания платных услуг), ни платежеспособность населения, ни степень развитости частного сектора здравоохранения.

В своем выступлении на заседании Государственного совета президент РФ В.В. Путин О стратегии развития России до 2020 года отметил, что...по возможности надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера. Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат.

На современном этапе социально-экономического развития общества возникает потребность создания новой организационной модели системы здравоохранения, сочетающей в себе наиболее рациональные зерна частной медицины и бюджетных лечебных учреждений. В основе данной модели должны быть положены единые принципы отечественного здравоохранения, которые были сформированы и реализованы на всех этапах исторического развития страны.

Совместное партнерство с муниципальным медицинским учреждением выражается в представлении пациентам Центра стационарной медицинской помощи.

Требование времени, связанное с реформированием бюджетного процесса, это создание нового типа учреждения, оказывающего государственные (муниципальные) услуги.

Федеральным законом от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ Об автономных учреждениях вводится автономное учреждение как некоммерческая организация, созданная учредителем: Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в социальной сфере.

При этом Гражданский кодекс РФ выделяет два вида учреждений:

- частное;

- государственное или муниципальное.

Частное учреждение создается гражданином или юридическим лицом, государственное или муниципальное - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, т.е учреждениями, которые могут быть бюджетными или автономными

Будет ли развиваться новый тип учреждения в здравоохранении, покажет время. Ст. 20 п. 3 вышеназванного закона изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

В настоящее время уже сформировался негосударственный сектор здравоохранения, являясь реальной альтернативой государственному здравоохранения, который берет на себя существенный объем специализированной медицинской помощи населению. Негосударственный сектор здравоохранения в последние годы получает интенсивное развитие, поскольку предполагает значительные инвестиции в отрасль с развертыванием медицинских предприятий и организаций, оказывающих населению медицинскую помощь с применением современных высоких технологий и дорогостоящего (главным образом, импортного) оборудования.

 

13. Предпринимательской является деятельность:

– самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);

– систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;

– субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения. Законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статус субъекта правоотношений – некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и распространенная в государственном секторе здравоохранения организационная форма – бюджетное учреждение. В нормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и в бухгалтерских, четко не указывается на то, что возможно самостоятельное распоряжение доходом от основной и разрешенной предпринимательской деятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда только предпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжение организации. Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так часто встречаются в здравоохранении. Муниципальные (государственные) унитарные предприятия (далее – УП) также начинают появляться в отрасли. Однако, несмотря на то, что отношения между плательщиком и производителями медицинских услуг имеют экономический характер, отношения между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения сохранили административный характер. Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учреждений подчинена нормативным предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских услуг экономического характера сводится к извлечению доходов, то их распределение в учреждениях здравоохранения происходит в административном порядке. Выйдя за пределы механизма государства, учреждения здравоохранения не обрели свое место в экономическом обороте. Получая плату за медицинские услуги из государственных внебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учреждения здравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской деятельности. Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиями хозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются в административной подчиненности органам управления здравоохранением. Юридически различающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и целым рядом других признаков, государственные и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения искусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения. Кроме того, в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности в РФ, предоставлением медицинских услуг населению могут заниматься хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Правовое положение хозяйственных обществ, права и обязанности его участников регулируются ГК РФ и соответствующими специальными законами. Главной имущественно-правовой особенностью открытых акционерных обществ (ОАО) признается то, что все участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) все его акции распределяются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Существующая в современных условиях законодательная база по приватизации государственной и муниципальной собственности (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) дает процедуры по переходу НКО в коммерческий и частный сектор экономики. Однако для объектов социальной сферы предусмотрена специальная процедура «золотая акция» или специальное правило по ограничению свободы подобного перехода.

 

14. При выборе организационно-правовой формы необходимо определить, какие виды деятельности будет осуществлять организация, и будет ли она заниматься предпринимательской деятельностью. Однако следует учитывать, что для некоторых видов деятельности законом предусмотрена определенная организационно-правовая форма:

· для осуществления банковской деятельности, дилерской деятельности на рынке ценных бумаг необходимо создание коммерческой организации, т.к. указанные виды деятельности вправе осуществлять только коммерческие организации;

· для осуществления деятельности фондовой биржи, благотворительной деятельности, медицинской, образовательной деятельности и др. необходимо создание некоммерческой организации.

Цели деятельности

Для коммерческих организаций целью деятельности является извлечение прибыли.

Для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является целью деятельности.

Цели деятельности некоммерческой организации определяются ее уставом в соответствии с требованиями закона для каждого вида некоммерческой организации.

По общему правилу некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Виды деятельности

Коммерческая организация может осуществлять любые виды деятельности кроме прямо запрещенных законом.

Кроме того, коммерческая организация может заниматься деятельностью, которая прямо не предусмотрена ее учредительными документами.

Некоторые виды деятельности могут осуществляться только коммерческими организациями, например:

банковская деятельность; дилерская деятельность на рынке ценных бумаг

Некоммерческая организация может осуществлять только виды деятельности, соответствующие целям, ради которых она создана.

При этом некоммерческая организация вправе заниматься только той деятельностью, которая предусмотрена ее учредительными документами.

На практике виды деятельности некоммерческой организации достаточно разнообразны - главное, чтобы они соответствовали уставным целям.

Например, некоммерческая организация может заниматься образовательной деятельностью (в том числе платной), предоставлением услуг (управленческих, юридических), производством (печатных изданий, обучающих программ) и т.п.

Для осуществления некоторых видов деятельности необходимо создать некоммерческую организацию в определенных ОПФ, например:

фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства;

благотворительные организации создаются в форме общественной организации (объединения), фонда или учреждения;

образовательные организации могут создаваться в ОПФ, предусмотренных законом для некоммерческих организаций.

Предпринимательская деятельность и извлечение прибыли

Коммерческая организация создается в целях извлечения прибыли.

Извлечение прибыли не является целью деятельности некоммерческой организации, однако возможность ведения предпринимательской деятельности не запрещена.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, однако такая деятельность должна соответствовать целям организации и способствовать их достижению.

Коммерческие организации создаются непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, при этом в выборе видов деятельности коммерческие организации практически не ограничены.

Некоммерческие организации, несмотря на то что целью их деятельности не является извлечение прибыли, тем не менее могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она согласуется с уставными целями.

Более того, для некоторых видов некоммерческих организаций законом предусмотрены цели, близкие к целям коммерческих организаций, например:

· потребительский кооператив создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной деятельности;

· автономная некоммерческая организация создается для предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Таким образом, автономная некоммерческая организация, созданная для осуществления образовательной деятельности, может предоставлять платные образовательные и консультационные услуги, производить и продавать необходимые для образовательного процесса книги и иные материалы, программное обеспечение и иные сопутствующие товары, сдавать помещения в аренду, тем самым получая прибыль.

 

1 5. Понятие платные медицинские услуги за последние как минимум 10 лет прочно вошло в нашу жизнь. Когда речь идет о посещении частной клиники, то необходимость платить воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако стоит человеку столкнуться с “платностью” в муниципальном или областном лечебном учреждениях, сразу возникает много вопросов.

Бесплатного здравоохранения не существует, не было никогда и не может быть по определению. Раньше медицинские услуги полностью оплачивало государство. Теперь возмещение этих затрат поделено между бюджетом, Фондом обязательного медицинского страхования и непосредственно больным. По отношению к пациенту прежнюю систему здравоохранения действительно можно было бы назвать лучшей. Но не следует забывать, что врачи в нашей стране всегда работали в ужасных условиях и получали копейки. Да и сегодня ситуация не изменилась.

Тем более интересен тот факт, что в соответствии с Конституцией РФ (ст.41) «медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет бюджетных, страховых и иных поступлений». Формально почти все процедуры, кроме протезирования зубов, косметики и пластики - бесплатны; на практике - почти за все нужно платить. По различным оценкам, включая Минздрав РФ, платежи населения составляют от 25% до 50 % (т.е. половину) всех расходов в стране на здравоохранение. Расходы на качественное лечение - препятствие для получения качественной медицинской помощи почти для всех социальных групп, за исключением наиболее состоятельной группы населения. Однако в силу того, что уровень в России сегодня отстает от уровня медицины развитых стран, эта группа стремится получать помощь вне России.

Прямых запретов на предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам, конечно, не существует, но имеются механизмы и нормативные акты, ограничивающие это право, когда государство читает 41 статью Конституции РФ примерно так: «медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет …граждан». В связи с этими разногласиями, тема данной работы «Экономическое и организационное обоснование платных медицинских услуг» является на сегодняшний день очень актуальна как для пациентов, так и для медицинских работников.

 

16. В настоящее время с целью выхода здравоохранения из кризиса сделана ставка на расширение платных медицинских услуг, оказываемых населению. Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости изменения системы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Для этой цели были разработаны государственная цена на платные медицинские услуги населению, оформляемые территориальными, реже учрежденческими прейскурантами. Эти цены, в отличие от бюджетных оценок, включают типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом труда и материальных норм и нормативов, а также прибыли в размере отраслевого или территориального коэффициента. Если исходить из определения цены как рыночного параметра, характеризующего экономические отношения между продавцом и покупателем по купле-продаже услуг, то основные виды цен на медицинские услуги ценами таковыми на сегодня не являются. Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным и многогранным. Тем более, что единой для всех учреждений здравоохранения методики ценообразования не существует.

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, к которым могут относится:

- обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;

- максимализация текущей прибыли;

- завоевание доли рынка;

- изыскание дополнительных средств на развитие;

- стимулирование труда;

- переход на самофинансирование;

- обеспечение доступности медицинской помощи для большинства

населения региона.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:

- средние издержки + прибыль;

- безубыточность + нулевая прибыль;

- установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;

- установление цен на уровне цен других учреждений;

- установление цены на договорной основе.

При определении цены медицинской услуги учитывают такие факторы, как:

- себестоимость услуги;

- цены на аналогичные услуги в других ЛПУ;

- уровень спроса на данный вид услуги;

- стимулирующий размер оплаты труда работников.

 

Главный фактор - себестоимость услуги, которая определяет минимально возможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость больницы должна рассчитываться особенно тщательно, возможно, по специально созданной компьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты:

- зарплата основного медицинского персонала по бестарифной системе, с учетом факторов времени и нормативов затрат труда;

- зарплата обеспечивающего персонала в составе накладных расходов, определяемых по внутреннему нормативу;

- прямые затраты на медикаменты, питание больных, перевязочные материалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту;

- амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов, медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткого инвентаря;

- общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.

После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат, входящих в себестоимость медицинской услуги, можно приступить к калькуляции этих затрат.

Наиболее целесообразной является практика работы по ценам, которые разрабатываются и утверждаются самим учреждением. Одним из вопросов, возникающим при такой постановке дел, является возможность применения унифицированных цен на аналогичные услуги на одной территории для разных исполнителей. Важно определить, чем вызвана разница в ценах между различными учреждениями одной территории. Если эти цены получены при применении различных методик расчета, то такие цены нельзя сравнивать, ибо они уже становятся сами по себе несравнимыми друг с другом.

 

17. Выступление Министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на Совете при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике:

При модернизации системы здравоохранения в 2011-2012 годах необходимо учитывать критерии энергоэффективности и энергосбережения.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» неразрывно связан с государственными инициативами и мероприятиями по стимулированию и внедрению инноваций по основным направлениям его реализации.

Инновационные медицинские разработки включают в себя: организационные и лечебно-диагностические технологии, лекарственные субстанции и препараты, медицинские изделия, в том числе медицинское оборудование.

Первое направление - это развитие медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний. Планируется вплоть до 2020 года, с разбивкой на этапы, реализацию проекта «Развитие технологий персонального мониторинга здоровья человека». В рамках этого проекта осуществляется разработка, апробация и развитие решений для оперативного и круглосуточного сбора сведений о состоянии здоровья человека на основе применения информационных технологий, компьютерного оборудования и датчиков, обеспечивающих возможность передачи сведений о состоянии здоровья пациента лечащему врачу на основе технологий беспроводного доступа

Второе направление - это разработка, создание и внедрение в медицинскую практику инновационного внутрикожного диагностического теста на туберкулез. После окончания обследования диагноз подтверждается у 90 человек. То есть диаскинтест позволяет выявлять больных туберкулезом, а тубиркулинодиагностика только инфицированных.

Силами отечественных производителей таких, как «Микроген», «Петровакс» и «Санкт-Петербургским НИИ вакцин и сывороток» разрабатывается проекты по выпуску противогриппозных вакцин, что позволило своевременно защитить группы риска против гриппа H1N1 и предотвратить значительный эпидемический подъем в конце 2009, в начале 2010 года.

В рамках совершенствования вакцинопрофилактики в России намечена реализация проекта по разработке и организации производства комбинированной пентавакцины АКДС. «Это комбинированная пентовакцина, направлена на вакцинацию детей с 3-х месячного возраста против дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В, гемофильной инфекции.

В 2011-2012 годах запланировано проведение клинических исследований и государственная регистрация широкого спектра инновационных препаратов для лечения гепатита С, гриппа, ВИЧ/СПИДа и туберкулеза в рамках проекта «Центр трансферта технологий по разработке и производству импортозамещающих лекарственных средств «ХимРар».

«Важная часть нацпроекта «Здоровье» - повышение доступности и качественно специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи».

В рамках этого направления реализуется инновационный проект «Разработка технологий и создание опытных образцов искусственных тактильных механорецепторов для кардио- и ангиохирургии, реаниматологии, экстремальной и космической биологии и медицины». «Инновационность проекта заключается в разработке роботизированных систем оказания медицинской помощи, а так же автоматизированных систем для кардио- и ангиохирургии на основе последних достижений фундаментальной науки».

Российский кардиологический научно производственный комплекс, на сегодняшний день в рамках текущего финансирования и грантов Роснауки реализуется проект «Разработка и внедрение в медицинскую практику инновационных лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний». «Уже зарегистрирован собственный инновационный тромболитический препарат Пуролаза для лечения острого коронарного синдрома, включая инфаркт миокарда».

«На заседании Комиссии по инновациям одобрен и рассмотрен проект по ядерной медицине, включающий производство радиофармпрепаратов для диагностики и лечения наиболее значимых заболеваний, создание отечественного диагностического лечебного медицинского оборудования на основе ядерных технологий. Запланирована организация производства 22 новых радионуклидных препаратов и радионуклидных генераторов для позитронно-эмиссионной томографии».

Развитие наукоемкого и высокотехнологического отечественного здравоохранения предъявляет очень высокие требования к профессиональной подготовке кадров.

Критериями инновационности социальных технологий выступают: активное использование интернет и медиатехнологий, интерактивность взаимодействия, сетевые формы организации, управление знаниями в обществе в целом, ориентация на процессы общественной самоорганизации.

Разработана коммуникационная программа по формированию здорового образа жизни, использующая инновационные технологии. «В рамках программы задействованы интернет-проекты с персональными сервисами, функционируют «горячие линии» с высокими стандартами обслуживания и контролем качества консультаций, а также телевизионные и радио проекты».

В здравоохранении при реализации проектов необходимо учитывать требования энергоэффективности и энергосбережения.

 

18. Элементы затрат - крупные составные части совокупных затрат: материальные затраты (сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, вспомогательные материалы, приобретаемое со стороны топливо, покупная энергия всех видов), затраты на оплату труда, отчисления на социальныенужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.

Экономический элемент характеризует однородность затрат. Эта группировка позволяет определить, что и в каком объеме расходует организация на производство продукции, независимо от того, на какой конкретно вид продукции и в каком структурном подразделении они израсходованы.

Экономические элементы – это экономически однородные по составу затраты на выпуск и реализацию совокупной продукции. Например, заработная плата, выплачиваемая работникам организации независимо от занимаемой должности и выполняемых функций; затраты на электрическую энергию независимо от места ее потребления.

Эта группировка применяется организациями независимо от форм собственности и вида деятельности. Ее цель – обеспечить единообразие определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. В соответствии с признаком однородности затрат, они подразделяются на следующие элементы:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) затраты на социальные нужды;

4) амортизация основных средств и нематериальных активов;

5) прочие затраты.

Рассмотрим эти экономические элементы.

В элемент «Материальные затраты» включается стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, работы и услуги производственного характера, транспортные услуги сторонних организаций, покупка топлива и энергии всех видов. В стоимость материальных ресурсов включаются платежи предприятий за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) в окружающую среду, а также суммы налога за переработку нефти и нефтепродуктов. К материальным относятся и затраты на приобретение тары и упаковки за вычетом ее стоимости по цене возможной реализации.

Включение в состав себестоимости сырья, материалов и других материальных ресурсов производится с использованием одного из следующих методов оценки запасов: по фактической себестоимости, по средней себестоимости, по ценам первого приобретения (ФИФО) либо других методов.

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов; систем премирования производственного персонала организации; выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, сверхурочную работу, за совмещение профессий и другие).

В элементе «Затраты на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг).

В элементе «Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов» отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление как собственных, так и арендованных основных средств. Амортизационные отчисления определяются исходя из амортизируемой стоимости основных средств и принятых в организации норм амортизации. По усмотрению комиссии начисление амортизации прекращается после истечения нормативного (полезного) срока их службы при условии полного перенесения их стоимости на издержки производства.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции относятся:

1) налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком и относимые на себестоимость продукции;

2) платежи по страхованию имущества, грузов, риска непогашения кредитов, страховые взносы по видам обязательного страхования;

3) оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, консультационных и информационных услуг;

4) вознаграждения за рационализаторские предложения;

5) расходы на рекламу, оплата работ по спецификации продукции, другие затраты, входящие в себестоимость продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Документ, в котором осуществляется такая группировка, называется «сметой затрат на услуги». Она используется для расчета себестоимости услуг, средних затрат на один рубль услуги. Однако смета затрат не позволяет определить себестоимость единицы услуги конкретного наименования.

Группировка затрат по элементам позволяет определить структуру затрат, характеризующую соотношение отдельных видов затрат в общей себестоимости услуги. Она дает возможность устанавливать, сколько материальных, трудовых затрат израсходовано. В зависимости от величины тех или иных затрат в общей себестоимости услуги. Структура себестоимости услуги зависит от технической оснащенности производства, что обеспечивает рост производительности труда и, в свою очередь, вызывает снижение расходов на оплату труда и повышение доли материальных затрат.

В том же направлении влияют на структуру затрат специализация производства и увеличение массовости производственных процессов. В организациях единичного и мелкосерийного производства удельный вес затрат на оплату труда значительно выше, а материальные расходы ниже, чем при массовом производстве.

На структуру себестоимости существенное влияние оказывают производственные (кооперативные) связи по выработке одного и того же продукта. Чем больше масштаб кооперирования, тем выше удельный вес затрат на покупные и комплектующие изделия (внешних издержек) и ниже удельный вес собственных затрат (внутренних издержек).

Наконец, большое влияние на структуру себестоимости продукции оказывает уровень цен на сырье, материалы, топливо, энергию и другие материальные ресурсы, а также местонахождение организации по отношению к поставщикам.

Экономическая ситуация в стране продолжает обостряться, и можно уже говорить о начале не только финансового, но и социального кризиса.

В таком экономическом положении поступления от платной лечебной деятельности могут быть не только основным, но и дополнительным источником финансовых поступлений на счёт медицинского учреждения. Вместе с доходами от всеобщего медицинского страхования, вкладами спонсоров и бюджетными средствами они могут улучшить экономический статус лечебного заведения.

По законодательству Российской Федерации, дополнительные поступления могут быть употреблены на оплату труда медперсонала, социальные потребности, на модернизацию, и расширение лечебной деятельности учреждения.

Цена в рыночной системе -- это та сумма денег, которую потенциальный пациент готов истратить, и за которую медработник может продать конкретную лечебную услугу. В любом случае, структура цены медицинских услуг складывается из двух главных экономических элементов -- себестоимости и прибыли. Себестоимость - это показатель трат на оказание медуслуги, которая исчисляется в конкретной сумме денег. Как правило, в себестоимость медицинской услуги входят: зарплата медперсонала, цена медикаментов, вспомогательных материалов, аренда помещения, траты на оборудование, приборы, сырье и иные затраты.

Сегодня в системе охраны здоровья Российской Федерации сложилось 5 важнейших видов цен, которые влияют на конечную цену медицинской услуги:

- бюджетные оценки -- это расценки затрат медучреждений на основе существующих нормативных и законодательных документов - федеральных или более низкого уровня;

- тарифы государства на платные медуслуги -- это те цены, которые используются для расчетов между медучреждением и пациентом при оказании платных врачебных услуг в государственном лечебном учреждении или иных медицинских услуг;

- общие тарифы -- компенсации, которые соответствуют тратам медицинского учреждения на исполнение государственных программ; - договорные цены -- цены, на медицинские услуги, утверждаемые договорами между непосредственными участниками расчётов - медучреждениями и организациями-клиентами.

Так же они могут присутствовать в расчётах, между иными предприятиями, физическими и юридическими лицами для обеспечения медобслуживания их сотрудников;

- свободные рыночные цены -- это цены на медуслуги, которые образуются на основе свободных спроса и предложения в системе пациент - медработник. Они, как правило, формируются на основе конъюнктуры рынка медуслуг.

Серьёзной социальной проблемой системы охраны здоровья России остаётся ценообразование на медицинские услуги. Это обусловлено несколькими факторами.

В первую очередь, система ведения бухгалтерского учета в лечебно-профилактических учреждениях часто не соответствует общим требованиям образования цен, ведь сегодня нет отдельный учет ряда видов затрат по подразделениям медучреждений.

Здравоохранение как отрасль народного хозяйства России в целом имеет очень сложную структуру. Здесь нельзя использовать одинаковые методы образования цен для больниц, амбулаторных подразделений, поликлиник, санаториев. К тому же расходы ряда лечебных учреждений неодинаково входят в конечную стоимость медуслуг.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.