Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация функций общения в социальной психологии.




Общение ¾ многофункциональный процесс, обслуживающий практически все сферы человеческой жизнедеятельности. К основным функциям общения можно отнести следующие:информационная, побудительная, координирующая, социализирующая, эмотивная, влияющая, гедонистическая.

1) информационная: прием и передача сведений, обмен мнениями, идеями, замыслами, решениями, намерениями;

2) побудительная: стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

3) координирующая: взаимное ориентирование и согласование действий партнеров при организации совместной деятельности;

4) социализирующая: передача и усвоение социальных опыта, норм, ценностей, правил поведения;

5) эмотивная: обмен эмоциями и чувствами, возбуждение у партнера нужных переживаний и изменение с его помощью своих собственных переживаний и состояний;

6) влияющая: изменение поведения и личностных образований партнера (психологических установок, намерений, мнений, интересов, потребностей, решений);

7) гедонистическая (от греч. hedone ¾ наслаждение): получение удовольствия от общения, удовлетворение потребности в общении.

В. Н. Панферов предлагает посмотреть на эту проблему несколько иначе, а именно с позиций функций человека как субъекта общения. Тогда выделяются шесть его функций.

1. Коммуникативная: осуществление взаимосвязи людей и их социальной интеграции в различные общности.

2. Информационная: передача сведений. В зависимости от цели и характера сообщения, заключенная в нем информация несет различную нагрузку: осведомительную, побудительную или эмоциональную.

3. Когнитивная: познание и понимание других людей.

4. Эмотивная: первичное переживание человеком своих отношений к другим людям и вторичное преобразовниае этих переживаний в устойчивые виды взаимоотношений (симпатия ¾ антипатия, дружба ¾ вражда, любовь ¾ ненависть и т. д.).

5. Конативная: регуляция поведения партнеров и координация их взаимодействий.

6. Креативная: изменение и воспитание личности через действие механизмов эмоционального заражения, подражания, внушения и убеждения (о них см. дальше).

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным: передача информации или обмен ею; восприятие друг друга; взаимооценка партнеров.

Средства общения– это способы, с помощью которых оно реализуется. Они могут быть естественными и искусственными. Первые даны человеку от природы: жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Вторые – это средства общения, которые изобрели или придумали сами люди: многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации.



Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Структура общенияпо Г.М. Андреевой представляется как: коммуникация, перцепция, интеракция. Соответственно, в структуре общения выделяются коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны, между которыми существует тесная взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Структура общения, по Лассуэллу, выглядит следующим образом:

……………….

 

 

Основные категории:формы общения, типы и виды общения, потребности общения, средства общения, функции общения.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды и средства общения вам известны?

2. Назовите основные типы, виды и функции общения.

3. Основные стороны общения и их взаимосвязь?

4. Какова структура общения по Г.М. Андреевой?

5. Какова структура общения по Лассуэллу?

Литература:

- Основная:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, - 326 с.

- Дополнительная:

1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.

6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал