Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение протестантских церквей в СССР после 1929 года.






Уже в конце 1928 года многие ответственные служители Союза баптистов и Союза евангельских христиан баптистов подвергались репрессиям. В 1929 году Союз баптистов прекратил свое существование. Были закрыты оба баптистских печатных органа " Баптист Украины" и " Баптист". После ареста П.В. Иванова- Клышникова прекратилась работа Библейских курсов. Было конфисковано здание Федеративного Союза баптистов, изъяты напечатанные, но еще не переплетенные 10.000 Библий.14

В 1930 году оставшиеся члены Союза баптистов получили разрешение на его восстанопление. Но с повой волной арестов, последовавшей за убийством в Смольном, в Ленинграде, 1 декабря 1934 года Кирова, союз баптистов окончательно прекратил свое существование.

Что касается Союза евангельских христиан то, хотя он и приостановил свою деятельность в 1930 году, полностью этот союз не прекращал своего служения. В 1931 году на совещании в Москве был избран новый Совет ВСЕХ, во главе которого встал Я.Н.Жидков. Совет пытался приспособиться к работе в новых условиях. В 1938 гиду Я.И.Жидков был арестован. Основной печатный орган евангельских христиан был закрыт еще в 1928 году.

Большинство церквей обоих союзов в начале 30-х годов официально прекратили свою деятельность, хотя неофициально духовная жизнь в них никогда не прекращалась. Верующие люди собирались небольшими группами по домам.

На Украине в 1927 году вступило в силу положение о лишении служителей культа - пресвитеров, диаконов, учителей и проповедников некоторых гражданских прав. 15. Не имевшие права голоса служители, проживавшие в сельской местности, облагались специальным налогом. В городах служители, даже не состоявшие на содержании церквей и работавшие на производстве, лишались права быть членами профсоюза. Многие служители вынуждаемы были оставлять труд в церкви. Церкви, оставшиеся без служителей, снимались с регистрации и прекращали свою деятельность.

Иронией судьбы, война, начавшаяся 22 июня 1941 года не только содействовала оживлению жизни церквей евангельских христиан и баптистов, но и содействовала тому объединению, работа по которому оказалась безуспешной в 20-е годы.

Представители обоих союзов подписали письмо - возвание ко всем верующим в мае 1942 года, в котором приглашали каждого брата и каждую сестру исполнить свой долг перед Богом и перед Родиной в эти суровые дни войны. Группы сестер организовали пошив и ремонт белья, сбор одежды и других вещей для семей погибших, для воинов, помогали в уходе за ранеными и больными в госпиталях. Был организован сбор средств па санитарный самолет " Милосердный самарянин" для вывоза в тыл тяжелораненных солдат.10

Сближение между служителями обоих союзов привело в 1942 году к образованию временного Совета евангельских христиан и баптистов. А в 1944 году на съезде в Москве произошло образование Объединенного Союза евангельских христиан и баптистов, о чем было сообщено ТАСС. 17

С 1945 года снова стал выходить журнал " Братский вестник". В этом же году произошло объединение евангельских христиан-баптистов с христианами веры евангельской (пятидесятниками), а в 1947 году с евангельскими христианами в духе апостолов, или единственниками, а также с евангельскими христианами трезвенниками.

Таким образом, к началу 1947 года в Союз евангельских христиан-баптистов входило несколько евангельских течений.

Духовная и организационная работа, проведенная в послевоенные годы, способствовала оживлению деятельности поместных церквей евангельских христиан-баптистов. Повсеместно проходила легализация церквей, отмечался рост числа членов за счет многочисленных крещений новообращенных. В последующем пятидесятые годы рост церкви евангельских христиан-баптистов замедлился, отмечались случаи недовольства по поводу объединения со стороны отдельных верующих, называющих себя " чистыми баптистами".18

Меннонитское братство, которое в послереволюционный период значительно активизировалось и даже открыло несколько Библейских школ для подготовки служителей, в начале тридцатых годов разделило печальную участь евангельско-баптистского братства. Руководители были арестованы, молитвенные дома закрыты, собрания прекратились. Во время войны, когда стали открываться вновь молитвенные дома баптистов и евангельских христиан, меннониты (а в основном это были верующие немецкой национальности) присоединились к этим христианам. Таким образом был заложен фундамент для объединения менонитов со Всесоюзным Советом евангельских христиан баптистов, которое произошло значительно позже, в шестидесятые годы.

В июле 1944 года при Совете Министров СССР был создан Совет по делам религиозных культов. Его председателем стал И.В.Полянский. На местах Совет представляли уполномоченные, которые должны были контролировать соблюдение верующими законодательства о религиозных культах. Данный Совет решал вопросы всех церквей кроме Русской Православной, которая находилась в ведении организованного годом раньше Совета по делам Русской Православной церкви.19

В самый разгар сталинских репрессий, в 1937 году, в стране была проведена перепись населения, во время которой - первый и последний раз за годы советской власти - был включен вопрос о религиозной принадлежности. Конечно - же в то время подобный вопрос имел далеко не безопасные последствия не только для отвечающего, но и для его семьи. Как не убеждали людей накануне переписи не бояться честно и прямо отвечать на вопрос о своем отношении к религии, недоверие оставалось. Некоторые верующие, отвечая на этот вопрос, не были откровенны. В то же время многие надеялись, что если все честно скажут о своем вероисповедании, то власти, убедившись в том, что многие продолжают верить в Бога, вынуждены будут снова открыть храмы и молитвенные дома. Во всяком случае интересно отметить, что половина опрошенных заявили о своей вере в Бога. Среди верующих (30, 9 млн) 24, 4 млн составили православные, 326, 8 тыс. католики, 403, 8 тыс. протестанты, приверженцев ислама оказалось 2, 5 млн. Данные переписи выявили огромные потери населения в первой половине 30 х годов в результате голода и массовых репрессий. Вместо ожидаемых, согласно прогнозу Госплана, 180 млн человек перепись зафиксировала 162 млн. Власти объявили перепись дефектной, ее организаторы и статистики былирепресированы. 20

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.