Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Придание рельефу архитектурно-композиционной выразительности






Важным условием проектирование вертикальной планировки является минимальный объем земляных работ и возможность баланса перемещаемых масс, т.е. равенство выемок и насыпей.

При разработки проектов вп необходимо стремиться к максимально возможному сохранению существующего рельефа, растительности, почвенного покрова. Поэтому вп осуществляют на территории занятой зданиями, улицами, дорогами, площадями. Сплошную вп выполняют применяют на территориях общественных центров при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности их дорогами, инженерными сетями.

Естественно сложившийся растительный слой земли является золотым фондом и используется в дальнейшем в благоустройстве. Поэтому в СНиПах указано, что в проектах вп необходимо предусмотреть места временного складирования снятого слоя, меры по защите от загрязнения при выполнения строительных работ.

В сложных условиях подготовки территории размещения земляных масс не должны вызывать оползневые, просадочные явления, нарушение поверхностного стока, режима грунтовых вод, заболачивание территории и т.д.

Работы по вп осуществляют до начало строительства.

 

 

Рельеф имеет большое значение при разработке проекта вп. Недоучет или неправильное использование особенностей рельефа приводит к усложненным решениям, удорожанию работ и созданию неблагоприятных условий проживания и т.д. рельеф обычно и определяет внешний облик города.

Различают рельефы: -равнинный - слабовыраженная пологая поверхность земли без оврагов и холмов.

-средний - с холмами, небольшими долинами и котлованами.

-сложный(горный) - с резко выраженными крутыми скатами и холмами.

Рельеф определяется геодезической съемкой и изображается на плане в горизонталях, представляющих собой условные линии проекции пересечения поверхности горизонтальными плоскостями, расположенными на равных расстояниях одна от другой. На горизонталях надписываются их высотные (абсолютные) отметки, отсчитывающие от абсолютного нуля. При отсутствие таких данных поверхность нивелируют от условно принятого уровня и отметки называют относительными. Разность между соседними по высоте горизонталями называют высотой сечения рельефа или шагом горизонталей, а расстояние между ними в плане-заложением.

Условия рельефа местности характеризуются уклонами и их направлением.

Уклон- это их отношение разности высот между двумя отдельно взятыми точками к расстоянию между ними i=∆ h/l; i=tg α

Уклоны выражают десятичными дробями в процентах i=1% или тысячные доли в промилях i=10%0

Степень пригодности территории по условиям рельефа для размещения зданий и сооружений:

Благоприятные: гражданские-5-100 %0; не благопр.--- 100-200%0

пром.-3-50%0 менее3и более50%0

категории неблагоприятных требуют проведения вп.

Рельеф местности предопределяет планировочную сеть улиц, следовательно и плана города. в условиях сложного рельефа трассирование улиц может происходить по трем схемам:

1) по наибольшему уклону- поперек горизонталей, что создает кратчайшее расстояние. По такой схеме продольные уклоны наибольшие и могут применены только на жилых улицах и местных проездов небольшой протяженности, при этом уклоны не должны превышать 80%0, а в горных -100.

2) По наименьшему уклону- вдоль горизонталей. Такая схема благоприятна для магистральных улиц и дорог с насыщенным движением транспорта. При этом необходима вп по выравниванию поперечного профиля, что здания на противоположных сторонах улицы не располагались на разных уровнях.

3) По диагонали к горизонтали, т.е. комбинация двух предыдущих схем. В этом случае за счет увеличения расстояния между перепадом отметок рельефа обеспечивается необходимый уклон.

При значительных уклонах местности застройку размещают по террасам, а дорожно-уличную сеть трассируют по серпантинам.

Вп оказывает большое значение на благоустройство территории, в первую очередь это обеспечение стока поверхностных вод в виде талых снеговых, дождевых; удобство прокладки подземных трубопроводов, учитывая, что сеть водостоков и фекальных вод безнапорные и для обеспечения движения этих вод необходим уклон (продольный уклон минимум 5%0 в отдельных случаях допускается 4). Недоучет этих обстоятельств приводит к необходимости строительства дорогостоящих и сложных сооружений (дюкеры, акведуки, станции перекачки).

Вп территории города предшествует вп сети улиц и дорог, при которой устанавливаются проектные (красные) отметки на линиях, ограничивающих с двух сторон в плане площадь, занимаемую улицей или дорогой, называемой «красными линиями». Вп прилегающей к красной линии территории для застройки и благоустройства разрабатывают с обязательной привязкой к проектным (красным) отметкам, являющимся руководящими.

 

Стадии и методы вертикальной планировки

Проекты вп разрабатываются в одну или в две стадии. Одностадийный проект разрабатывается при проектирование несложных и небольших по площади объектов, чаще в 2 стадии. На первой стадии составляют проектное задание, разрабатываются предложения по изменению рельефа в соответствие с архитектурно-планировочным заданием и инженерно-техническими требованиями; сопровождается подсчетом земляных и прочих работ и сметно-финансовый расчет. На второй- рабочие чертежи подробную сметную документацию.

Для проектирования вп городов исходными материалами являются генпланы, материалы геодезических и гидрогеологических изысканий с отображением рельефа местности при помощи горизонталей. На планах показана система дорожно-уличной сети с классификацией улиц и дорог, границы отдельных районов, характеристика застройки, система канализования, мероприятия по инженерной подготовки, места расположения сооружений и требования к ним (мосты, тоннели и т.д.), пересечения улицами и дорогами магистральных автомобильных и ж/д путей, линии высоковольтной передачи, подземных сооружений, указывают отметки их; при пересечение рек- их наименьший и максимальный и судоходный горизонт, категории рек и т.д.

Исходным материалом для проектирования вп конкретной местности является планы с красными линиями и высотными отметками, продольные, поперечные профили с геологическими разрезами. На планах отражен рельеф, все наземные сооружения, зеленые насаждения, подземные инженерные сети с отметками. На отдельные здания составляются инвентаризационные ведомости. Данные отражают в технических паспортах, составляемых по объектной (изыскания ведутся горгеотрестами или проектно-изыскательной организацией). На планах отмечают горизонтали, отметки в характерных точках, отметки входов в здания, приямков, крышек колодцев подземных сетей, дорожных покрытий, оснований стволов крупных деревьев и т.д.

Необходимо обеспечить согласованность решений вп с горизонтальной планировкой, с вп районов и города в целом. Поэтому проекты вп являются частью архитектурно-планировочных проектов на всех стадиях разработки.

В зависимости от стадийности проектирования разработка вп производится тремя способами:

ü Методом проектных (красных) отметок;

ü Методом продольных и поперечных профилей

ü Методом проектных (красных) горизонталей.

Метод проектных отметок является первым этапом высотного решения территории.

Сущность заключается в том, что на схеме генплана, выполненного на геодезической подоснове, отображающих существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные (красные) отметки.

Проектные отметки и намечаемые уклоны характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод.

В схеме вп проектные и существующие отметки ставятся по осям улиц и дорог в точках их пересечения и в местах намечаемых изменений уклонов. Разность между проектными и существующими отметками называют рабочими, которые определяют величину насыпи (+) или выемки (-). Участку между точками придают прямолинейное очертание. Оптимальные уклоны определяются отношением разности существующих отметок к их расстоянию, далее уклоны корректируются с учетом благоприятных их значений и окончательно назначаются.

Отметки поверхности территории определяют методом интерполяции. Для чего через точку проводят линии перпендикулярно ближайшей горизонтали и по формуле Hx=HB+(HA-HB)l/L

L-расстояние между горизонталями; l-расстояние от рассматриваемой точки до горизонтали;

HA-отметка вышележащей горизонтали; HB-нижележащей.

Метод проектных профилей применяют обычно при проектирование линейных сооружений: автомобильных, трамвайных путей, подземных инженерных коммуникаций и т.д. Система профилей дает точное наглядное представление о намечаемых проектных решений.

Профили представляют собой условные разрезы существующей и проектируемой поверхности в рассматриваемом сечение. Условность состоит в том, что:

-предусматривается, что между точками с известными отметками рельеф выражается прямолинейными участками;

-для наглядности изображения вертикальные и горизонтальные масштабы не совпадают (для продольных профилей 1: 10, т.е. вертикальный в 10 раз больше горизонтального; для поперечных 1: 2)

Метод проектных (красных) горизонталей отличается лучшей наглядностью, возможностью охвата всей проектируемой территории. Используется при проектирование вп площадей, микрорайонов, зеленых массивов. Сущность: на планах с геодезической подосновой наносят горизонтали, отображающие проектируемый рельеф местности

Вертикальная планировка территорий населенных мест и их районов.

В зависимости от размеров и сложности территории разрабатывают различные схемы вп. Отбирают наиболее целесообразное решение. Основой для их решения служит дорожно-уличная сеть. Схемой вп должны быть определены изменения рельефа территории, условия организации поверхностного стока и канализования. Для этого устанавливаются места сброса ливневых и фекальных вод и намечают сеть основных водоотводящих коллекторов. Исходя из более удобного расположения водоотводящих сетей вдоль улиц, их трассируют по пониженным участкам территории, что обеспечивает поверхностный сток с прилегающей территории.

В зависимости от рельефа местности территориям придают одно-, двух-, четырехскатную поверхность или на пониженном участке. Наиболее лучшими считаются 2 или 4 скатные, из-за быстрого стока вод, худшими на пониженных участках, из-за необходимости устройства развитой водосточной сети, что не исключает возможность подтопления территории в период сильных дождей.

Иногда объем вп может достигать больших объемов, что является экономически и экологически не приемлемым, поэтому намечаемые работы сопоставляют с другими решениями, н-р понижением уровня грунтовых вод, устройством развитой сети дождевой канализации и т.д.

Составляют схему вп с такой последовательностью:

-намечают водораздельные линии и устанавливают направление стока, показывая на плане стрелками;

-определяют на плане уклоны по осям улиц и дорог, максимально сохраняя рельеф.

Городские площади можно разделить на общественные и транспортные. Общественные являются центром общественной жизни города, где сосредоточены основные административные центры, зрелищные предприятия, торговые и т.д. Транспортные площади являются развязкой сложного транспортного потока. Соединение этих функций в одной не желательно, но иногда необходимо, н-р вокзальные площади.

Вп площадей выполняют в соответствие с их назначением в системе города. Формы и размеры площадей определяются транспортными и пешеходными потоками, их направлением, пропускной способностью, числом вливающихся в них улиц. На форму поверхности площади влияют рельеф и высотное расположение входящих в нее улиц, система водоотвода и архитектурная застройка в целом. Важно для поверхности площади, чтобы с одного тротуара был виден другой на противоположной стороне. Это позволяет обеспечить зрительное восприятие площади как единое целое. Для этого поверхность площадей проектируют по сложной кривой с чередованием уклонов: от лотка-30%о, далее-20%о, ближе к оси-15 и непосредственно у оси 10-5. Продольные уклоны поверхности городских площадей не должны превышать 30 %о, остановок-20 %о. продольные уклоны площади прямоугольной формы д.б.не более 15 %о.

Условие организации вп на территории площади следует определять в каждом конкретном случае с учетом местных природных факторов, архитектурно-планировочного решения, обеспечения быстрого удаления поверхностных вод.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.