Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XII. 2. Метод фокальных объектов






Метод фокальных объектов отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Базируется он на установлении связей между фокусом и случайным словом и включает следующие процедуры:

· Определение фокуса

· Выбор случайных существительных

· Подбор к выбранным существительным подходящих прилагательных

· Связь прилагательных из позиции три с фокусом из позиции один.

· Оценивание полученных результатов и выбор лучшего варианта.

Пример
1. Определяем фокус, это Солонка.

2. Выбираем случайные существительные. Открываем словарь и выбираем наугад слова — допустим, это «арбуз» и «интеллигент».

3. Подбираем к выбранным существительным подходящие прилагательные (арбуз – круглый, большой; интеллигент – умный, бедный).

4. Связываем прилагательные из п. 3 с фокусом из п.1 (солонка круглая, солонка большая, солонка умная, солонка бедная) и по возникающим ассоциациям ищем решения;
— Круглая солонка с дырочками, закрепленная на ручке (типа детской погремушки). Потрясешь – посыпешь солью. — Большая солонка – агрегат для заправки маленьких солоночек.

— Умная солонка – с встроенным анализатором, проверяет концентрацию соли, если мало – рассчитывает, сколько добавить и отмеряет необходимое количество.
— Солонка для бедных/ спецвариант для благотворительных столовых – солонки крепятся к столам намертво и выдают соль с помощью дозатора. В соль к тому же могут быть добавлены витамины, иод и пр.

— «Бедная» солонка – в виде фигурки непопулярной личности (например, Бен Ладэна) — чтобы добыть соль, ее нужно слегка придушить. Вариант, впрочем, малосимпатичный.
5. Оцениваем полученные варианты и выбираем лучшие. Мне лично приглянулась погремушка, просто и мило.

Глава XII.. Метод «Шесть шляп»

В методе «Шесть шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы.
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении.

Пример.

Рефлексия преподавателей русского языка по тренингу «Введение в компетентностную педагогику» на курсах повышения квалификация в Костанайском областном ИПК

 

Красная Шляпа. 1. Какие возникли чувства после прохождения цикла? - напряжение, удивление, страх, уверенность; - осознание, негодование, удивление, восторг; - уверенность; - интерес, но и некоторое огорчение от того, что слишком мало времени для работы над этой проблемой; - ответственность за результат работы; - как это ново для нас!; - это совершенно новый взгляд на ученика и учителя в школе; - чувство отсутствия практических навыков и ущемленности в собственных знаниях по педагогике; - удовлетворение; - нужно шагать в ногу со временем; -чувство неполноценности меня и моих уроков (не беспокойтесь – я изменюсь!)
Желтая Шляпа. Почему это стоит сделать? - да! Знание и применение КП поможет улучшить качество обучения; -заставил задуматься; - раз нас беспокоит состояние школы сегодня, то стоит подумать над использованием КП; - Полезна как информация, но на практике еще не сработает; - очень полезен тренинг, т.к. помогает в понимании, что нужно для дальнейшего обучения; - да, теперь я знаю, как поставить цель урока. Она должна быть проще и конкретнее, чем та, которую нам предлагали раньше; - очень! Благодаря тренингу я получила основные понятия КП и смогу внести изменения в своей работе; - да! мои преимущества в том, что я теперь знаю немного больше моих коллег из школы
Черная Шляпа. 3.Какие вы видите недостатки в организации обучения? - нет образцовых ответов. Истина приходит после обсуждения, на которое тратится много времени; - мало времени; - мы еще не готовы к 100%-му использованию -не вижу никаких; - недостатков пока не вижу, т.к. не до конца понял всю систему КП; - еще не всем доступны некоторые средства (ТСО, например).
Зеленая Шляпа. 4.Какие новые идеи у вас возникли? - хочется пробовать в своей практике; - появились идеи разработки отдельных заданий к урокам; - побольше бы таких тренингов и всё это в практику и быстрее; - решение изменить учебный процесс; - повысить роль мышления, а не пассива; - не успели применить к себе; - идеи творчества
Белая Шляпа. 5. Какая нам нужна информация для дальнейшей работы? -как всё это выглядит на конкретном уроке; - нужны сборники заданий по КП; - всё, что необходимо на начальном этапе есть; - семинары о компетентности; - методическое пособие по использованию КП; --Нужно иметь сборник, в котором бы были изложены основы КП
Синяя Шляпа. 6.Чего мы достигли в процессе обучения? Что нужно сделать дальше? - в процессе обучения произошли открытия; - знаю – пробую – применяю; - несколько перестроить свой взгляд на процесс обучения; - узнали идеи КП, нужно научиться применять на практике; - мы достигли малого, только сработались в группе. А в школе мы работаем индивидуально; - я думаю, что нужно делать различные курсы, чтобы учителям было легче понять новые возможности в обучении и обучаемости;  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.