Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава Х. Cистемный подход






Глава Х.1 Схема «Стратегии»

 

Ф.Капра указывает, что " возникновение системного мышления стало настоящей революцией...Убеждение, что в любой сложной системе поведение целого может быть полностью понято на основе свойств его частей, было центральным в картезианской парадигме. Именно знаменитый декартовский метод аналитического мышления составлял суть современной научной мысли. При аналитическом, или редукционистском, подходе сами части можно анализировать дальше не иначе, как только сводя их к еще меньшим частям. Действительно,.... на каждой стадии мы имели дело с неким уровнем фундаментальных составляющих, анализировать, которые дальше не представлялось возможным. Величайшим шоком для науки ХХ века стал тот факт, что систему нельзя понять с помощью анализа.... Системное мышление контекстуально, что являет собой противоположность аналитическому мышлению. Анализ означает отделение чего-либо, с тем чтобы понять его; системное мышление означает помещение чего-либо в более обширный контекст целого." (см.кн.Ф.Капра Паутина жизни. М., 2002).

 

Системный подход, заключается в предположении, что все части системы прямо или косвенно связаны между собой и изменение (в) одной из них в большей или меньшей степени влияет на все остальные части.

Процесс преобразования - последовательные действие или ряд действий, предназначенных для преобразования поступающих на входе ресурсов в определенные продукты (результаты) на выходе при наличии потребности в таких продуктах.

Определение системы:

(1) Системой является совокупность компонентов, объединенных
упорядоченным образом.

(2) Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение
самой системы изменяется при исключении любого из её компонентов.

(3) Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую
деятельность.

Цель системного мышления правильно и целостно воспринимать окружающий мир, целостно осмыслить наблюдения и осознать законы и закономерности материального и нематериального мира, научиться пользоваться этими законами и закономерностями в учебной деятельности.

Парадокс системного мышления заключается в парадоксе целостности и иерархичности. Парадокс целостности заключается в том, что решение задачи целостного описания данной системы возможно при решении задачи «целостного» разбиения исследуемой системы на такие минимальные элементы системы, которые еще сохраняют свойство целостности исследуемой системы. Тогда целостное свойство принадлежит как системе в целом, так и ее составным элементам.

Парадокс иерархичности заключается в том, что описание любой целостной системы возможно как элемента или подсистемы более высокого ранга системы (надсистемы).

Системное мышление в процессе обучения должное «выводить» новое знание, которое должно быть конвергентным (описательным* или техническим **) знанием либо дивергентным.

______________

* о писательное знание - которое открывает уже известные явления, закономерности, объяснение.

** техническое знание – полезные расчеты, конструкции, методы и т.п.

 

При разработке стратегии. широко используется системный подход. Последовательность выработки стратегии является способом сведению воедино всех методов анализа составных элементов и связей между ними. Пронумерованные действия на схеме показывают возможные шаги разработки стратегии.

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ/ЦЕЛЬ: необходимо задуматься, что на самом деле необходимо достичь. Возможно окажется полезным использовать SMART (см. гл.IX.2)

2. ИЗМЕНЕНИЯ: следует определиться, что или кого нужно изменить, чтобы достичь цели; какие изменения были уже достигнуты. Возможно окажется полезным нарисовать событийный ряд (см. гл.III.5).

3. СТОРОНЫ: следует определить кто основные участники ситуации. Может оказаться полезным составить «генеалогическое древо» (см. гл.III.3).

4. ВОСПРИЯТИЯ: каковы потребности и опасения участников ситуации. Возможно для анализа ситуации использовать схему «Треугольник УПК» (см. гл.III.7).

5. ПРОБЛЕМЫ: определите какие проблемы, кроме наиболее очевидных, лежат в основе ситуации. Возможно, окажется полезным использовать схему «Кластеры» (см. гл.III.2).

6. ИНТЕРЕСЫ: следует определить как относится каждый элемент системы к поставленной цели. Возможно, окажется полезным рассмотреть уровень понимания ситуации в каждом элементе системы. Полезным при выполнении на этой стадии может оказаться метод «Луковица» (см. гл.III.8).

7. СТРАТЕГИИ: необходимо определить, какие стратегии можно разработать, чтобы все элементы системы работали на достижение поставленной цели.

8. ВКЛЮЧЕНИЕ: необходимо установить, какие внешние факторы можно привлечь для достижения поставленной цели.

9. СОЮЗНИКИ: надо установить в какие коалиции можно вступить, чтобы успешнее достичь цель.

10. РИСКИ: необходимо определить есть ли опасности, которые не приняты во внимание и могут помешать достижению цели. Здесь может быть уместным правило «Не навреди» и схема «Анализ поля сил» (см. гл.III.20).

11. ДЕЙСТВИЯ: необходимо предложить конкретные действия для реализации стратегических задач и достижения цели и выполнить эти действии. Возможно здесь использовать схему «Таблица» (гл.Х.2)

12. ОЦЕНКА: Конец всему делу венец. Необходимо рассмотреть, что достигнуто, чему научились, какова следующая цель.

Примечание

Описанную схему лучше всего использовать в группе, работающей в рамках проекта/метода проектов.

Глава Х.2 Схема «Таблица»

Схема «Таблица» отражает реальное состояние дел в составных элементах системы, каковы типы действий, где и кто их проводит.

Цель: оценить состояние каждого элемента системы, прояснить где есть проблемы, определить возможности для усовершенствования системы.

Когда использовать: когда кажется, что ничего не происходит в системе, либо в период быстрых изменений.

Как это делается: слева в колонке основные элементы система, а в верхней строке записываются события/, которые характерны элементам система. Затем анализируются и заполняются каждая ячейка таблицы, используя при этом условные обозначения. Затем анализируются пустые ячейки или в которых имеются резервы. На основании этого разрабатываются предложения по совершенствованию системы.

Пример

Анализ деятельности по обучения при работе с конфликтами в Камбодже с помощью таблицы

    СТРАТЕГИЯ Образование в области мира Обучение правктиков Увеличение числа практиков, работающтх по разрешение конфликтап Интеграция … в разные уровни
Права Человека, Права Ребенка Анализ конфликта Посредничество Переговоры Мероприятия против дескриминации женщин Навыки лидерства
Общины и уязвимые места
Религиозные институты
Школа Х Х Х
Жандармерия
Полиция
Военные
Законодательная сторона
НПО/общинные организации
Национальное Правительство
Местное Правительство
Правительственные НПО

Условные обозначения

Примечание: Полезно увидеть таблицы из совершенно разных ситуаций и спросить себя: «Можем ли мы сделать то же самое?»

 

Глава Х.3 Схема «PERT»

Program Evaluation and Review Technique (сокращенно PERT) - техника которую можно использовать при планировании реализации стратегии. Тут особое место отводится анализу времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также определение минимального необходимого времени для реализации всех действий стратегии.

Основная часть PERT - это графики соединённых между собой временных линий. Схема представляет собой множество точек-вершин вместе с соединяющими их ориентированными дугами. Каждая из них как направленный отрезок имеет начало и конец, причем модель содержит только одну из пары симметричных дуг (от вершины 1 к вершине 2 и от вершины 2 к вершине 1). Всякой дуге, рассматриваемой в качестве какого-то действия из числа нужных для осуществления стратегии, приписываются определенные количественные характеристики. Это - объемы выделяемых на нее ресурсов и, соответственно, ее ожидаемая продолжительность (длина дуги). Любая вершина интерпретируется как событие завершенного действия, представленных дугами, которые входят в нее, и одновременно начала действия, отображаемых дугами, исходящими оттуда. Таким образом, фиксируется что ни к одному из действий нельзя приступить прежде чем будут выполнены все предшествующие ей согласно технологии реализации стратегии. Факт начала этого процесса - вершина без входящих, а окончание - без исходящих дуг. Остальные вершины должны иметь и те, и другие. Последовательность дуг, в которой конец каждой предшествующей совпадает с началом последующей, трактуется как путь от отправной вершины к завершающей, а сумма длин таких дуг - как его продолжительность. Обычно, начало и конец реализации стратегии связаны множеством путей, длины которых различаются. Наибольшая определяет длительность времени реализации всей стратегии, минимально возможную при зафиксированных характеристиках дуг графа. Соответствующий путь - критический и в каждый момент времени контролировать нужно состояние именно тех действий, которые «лежат» на нем.

 

 

Пример

Схема PERT для стратегии, на реализацию которой определено семь месяцев с пятью промежуточными точками (от 10 до 50) и шестью деятельностями (от A до F).

 

ГЛАВА XI. Как научиться мыслить/ мыслить критически






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.