Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родина чайного растения






ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ ТАЙНЫ ЧАЯ

Чай — вечнозеленое растение. Он произрастает в некоторых тро­пических и субтропических районах земного шара. В отличие от многих других сельскохозяйственных растений, которые возде­лывают из-за семян, плодов, цветов, корней, корневищ, клубней и т. д., чай культивируют главным образом из-за молодых 2-3-листных побегов (флешей), которые являются сырьем для промышленности.

В литературе нет единого мнения относительно родины чайного расте­ния. Одни считают его родиной Китай, другие Северную Бирму и Аннам во Вьетнаме. По мнению некоторых исследователей, родиной чая явля­ется Ассам (Индия), где в начале XIX в. были обнаружены его дикорас­тущие виды.

Согласно теории центров (или очагов) происхождения культурных растений Н. И. Вавилова, чай принадлежит к одному из них — китай­скому. Несомненно, что относящиеся сюда территории Восточной и от­части Южной и Юго-Восточной Азии — настоящая родина этого расте­ния. Конкретно же местности и растительные формации, где был найден дикий чай, установлены недостаточно определенно. Например, швейцар­ский ботаник А. Декандоль (1883) высказал предположение, что чай рас­пространился из северных районов Индокитая; русский исследователь А. Н. Краснов (1898) считал, что дикий чай встречается лишь в районах Китая и Японии в лесах, где преобладают вечнозеленые дубы; известный советский ученый К. М. Джемухадзе, изучив биохимические особеннос­ти дикорастущего вьетнамского чая, пришел к выводу, что местом про­исхождения чая следует считать Вьетнам. Вопрос об истинной родине чая продолжает обсуждаться до настоящего времени, так как поиск корней генеалогического чайного древа, знание конкретного места его рождения может помочь найти первозданную форму, которая даст необходимый исходный материал для всестороннего изучения и улучшения растения. Следует отметить, что химический состав и биохимические особенно­сти дикорастущего чая мало изучены. Это и понятно, так как основные массивы его были открыты в последнее время. Однако уже известно, что листья, собранные с дикорастущих растений, по своему качеству не ус­тупают листьям культурных форм. В частности, чайные растения, про-

взрастающие дико в провинции Юньнань, имеют крупные, мясистые, вечно-зеленые листья. Деревья хорошо вегетируют и дают крупные тя­желые флеши. Известно также, что листья дикорастущего чая содержат белки, углеводы, различные витамины, кофеин, дубильные вещества и катехины.

Современные ученые на основании материалов последних исследований попытались внести некоторую ясность в вопросы эволюции чая. Исходя из того, что характерной особенностью чая является синтез в больших количествах разнообразных фенольных соединений, особенно катехинов, изученный ими материал позволил предположить, что образование, накопление и превращение катехинов в листьях чая — признак наследственный. Биохимические изменения листьев дикорастущих и культурных растений, по мнению ученых, указывают на место проис­хождения чая и путях его распространения. На основании исследований по изучению катехинового комплекса чайного листа разного происхож­дения, сравнения дикорастущих и культурных форм чая по катехиновому составу веществ, то есть учитывая биохимические особенности чай­ного растения, а не только анатомо-морфологические показатели, ученые пришли к выводу, что- дикорастущие формы древовидного чая провин­ции Юньнань являются наиболее древними. При продвижении этих рас­тений в более суровые условия севера и мягкие юга они приспосаблива­ются к новым экологическим условиям путем усложнения состава кате­хинов.

Дикорастущие растения юньнанского чая по анатомо-морфологическому строению заметно отличаются от дикорастущего чая, обнаружен­ного в других провинциях Китая. В Юньнани леса, в подлеске которых находится дикий чай, образованы преимущественно деревьями из се­мейств Fagoceae и Lauraceae. Располагаются леса на высоте от 1000-1200 до 1500-1700 м над уровнем моря по горному профилю до так называе­мой линии морозов, лежащей на юге Юньнани приблизительно на высо­те 1700 м. Чай часто образует очень густой подлесок, местами почти сом­кнутый, до 2 м и более высотой. Постоянно встречаются экземпляры со стволами диаметром 20 см и больше. По форме и характеру роста дикий юньнаньский чай — скорее приземистое дерево, чем высокий кустарник, так как главный ствол обычно хорошо выражен. Крона приплюснутая или шаровидная. Иногда чайный подлесок имеет вид густой шпалеры, особенно когда с него постоянно обрывают листья и мелкие веточки.

Глубокие физиологические различия дикорастущих чайных растений из провинций Юньнань, Гуйчжоу и Сычуань характерны для их внешне­го вида, а также обмена веществ, качественного и количественного со­става катехинов в собранных листьях чая.

Растение, с которого собирали флеши в провинции Юньнань, — хоро­шо развитое дерево с раскидистой кроной. Высота его 5, 47 м, диаметр ствола 35 см. Листья крупные, эллипсовидной формы, остроконечные с зубчатыми краями, темно-зеленые. Длина листа — 15, 1 см, ширина — 6, 3 см, жилок 11 пар. Дерево растет высоко в горах (1100 м над уровнем моря), на северо-восточном склоне крутизной 35 °. Возраст дерева более 800 лет. Растущая почка длинная (1-1, 5 см) и сплошь покрыта белыми

волосками. Нижняя часть листьев также покрыта белыми волосками — пушком. Все части флешей дикорастущего чая из провинции Юньнань содержат в больших количествах катехины. Особенно богаты этими ве­ществами быстрорастущие двулистные флеши, которые синтезируют их почти вдвое больше, чем взрослые 4-5-листные, или старые, уже закон­чившие свой рост.

Провинции Гуйчжоу и Сычуань хотя и граничат с провинцией Юнь­нань, однако по почвенно-климатическим условиям заметно отличают­ся от нее. Так как резко различающиеся условия произрастания чайного растения оказывают влияние на формирование и характер обмена ве­ществ в нем, в листьях и флешах дикорастущего чая провинций, распо­ложенных восточнее и севернее провинции Юньнань (провинции Гуйчжоу, Сычуань), где зима и весна более холодные, а лето более жаркое, катехинов содержится меньше.

Дальнейшие исследования показали, что эти различия в обмене ве­ществ дикорастущего чая сохраняются и в культурных формах. Харак­терная особенность крупнолистного юньнаньского чая как в дикой, так и в культурной форме — синтез в больших количествах эпикатехина и эпикатехингаллата (галлового эфира эпикатехина). Культурные формы чая других провинций Китая образуют и накапливают в больших количествах эпигаллокатехин и эпигаллокатехингаллат, то есть синтез галлирован-ных катехинов у них превалирует над негаллированными.

Таким образом, как в естественных условиях, так и в культуре при продвижении на север, северо-восток и даже северо-запад от провинции Юньнань у чайного растения, наряду с морфологическими изменения­ми, происходили сдвиги в обмене веществ в сторону усиления процессов гидроксилирования фенольных соединений.

При продвижении чайного растения на юг — в районы Индии, Индо­китая и так далее — сохраняется его внешний вид. Однако, как показали исследования, оно также отличается от юньнаньского чая по химическо­му составу, в том числе и по содержанию катехинов. Thea assamica, как и Thea sinensis китайских провинций Гуйчжоу и Сычуань, синтезируют преимущественно галлированные катехины (эпигаллокатехин и его гал­ловый эфир — эпигаллокатехингаллат).

Итак, существующие глубокие биохимические различия между круп­нолистным юньнаньским чаем и чаем других провинций Китая, а также ассамского чая, говорит о его более древнем происхождении. Культур­ные древовидные крупнолистные формы чая, распространенные в про­винции Юньнань, нередко относят к разновидности Thea assamica, но та­кое определение чисто субъективно и следует считать ошибочным. Юнь-наньский чай возник в районе его естественного распространения в условиях мягкого климата провинции Юньнань. Видимо, здесь сложи­лась и первоначальная форма чая с сохранившимся до наших дней обме­ном веществ.

При перемещении чайного растения с места его возникновения в иные условия под влиянием внешней среды менялись анатомо-морфологиче-ские признаки и обмен веществ. При продвижении на север, северо-вос­ток и северо-запад в районы с ярко выраженной зимой древовидная форма

растений изменилась на кустовидную (Thea sinensis), а обмен веществ — в сторону интенсивного синтеза галлированных катехинов. При гродвижении в районы с мягким зимним периодом, но с жарким летом тропические и субтропические районы Индии и Индокитая), хотя и сохранилась древовидная форма растений (Thea assamica), но под влиянием условий среды (высокая температура воздуха, световой режим, почвы,; садки и т. п.) также изменился обмен веществ за счет усиления процес­сов гидроксилирования, образования галловой кислоты, галлокатехина н его галлового эфира эпигаллокатехингаллата.

Расширению ареала дикорастущего чая во многом способствовала де­ятельность человека. Жители провинции Юньнань, видимо, давно зани­мались окультуриванием дикорастущего чая, о чем свидетельствует тот факт, что растения чая в этой провинции представлены, в основном, дре-эовидными крупнолистными формами. Распространение растений чая из районов его первоначального возникновения, проходило видимо, по течению рек, которые берут начало в горах провинции Юньнань (Янцзы, Сон-Кой, Меконг, Салуен, Иравади и их притоки). Река Янцзы течет че­рез основные чайные провинции КНР: Сычуань, Хубэй, Хунань, Аньхой и др. Красная и Черная реки с гор провинции Юньнань текут через Вьет­нам, р. Меконг — через Лаос, а реки Салуен и Иравади — через Бирму. Река Брамапутра, которая течет через районы Ассала, не берет начало в Юньнани, но в нее впадают многочисленные реки этой провинции.

Следует отметить, что по течению почти всех указанных рек найдены заросли дикорастущего чая. Так, в начале XIX в. были обнаружены ог­ромные массивы дикорастущего чая в горных районах Индокитая (Вьет­нам) и в северо-восточной части Ассала (в районе Садийя) по течению реки Брамапутры. Вьетнамская разновидность чайного растения шан, кото­рая широко распространена в диком виде и в культуре, является древо­видной формой. Высота деревьев 8-10 м, длина листьев 16-17 см, шири­на — 4-7 см, пластинка эллиптическая с длинным кончиком бледно-зе­леного цвета. Почка длинная, опушенная серебристыми волосками, что, видимо, и легло в основу названия шан (по-вьетнамски «шан» означает снег). Дикорастущий чай, исследованный в Индии, ботаники относят к ассамской разновидности и характеризуют морфологически как древо­видную форму с ярко выраженным штамбом, крупными листьями и тон­кой пузырчатой пластинкой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.