Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема человека на войне.






Уже во время войны появился ряд правдивых, страстно-патриотических и эстетически совершенных произведений: поэма А.Твардовского «Василий Тёркин», повесть А.Бека «Волоколамское шоссе», рассказы А.Платонова, А.Толстого, роман В.Некрасова «В окопах Сталинграда», повесть Э.Казакевича «Звезда».

Но время меняло акценты художественного анализа войны. В первые послевоенные годы возобладал «лакировочный» подход: романтизация победы, чёрно-белое восприятие, заключающееся в показе кристальной чистоты «наших» и сконцентрированности идиотизма и зла врагов. В литературе исключалась трагедийность. За «упаднические, пораженческие настроения» М.Исаковскому (стихотворение «Враги сожгли родную хату») дали 8 лет каторги.

Первые попытки приблизиться к объективной правде – рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (1954г., опубликован в 1956, сразу после ХХ съезда партии), повесть Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» (1956) и его же роман «Тишина». Здесь война показана как страшная трагедия народа; появилась тенденция совмещения «генеральской» и «окопной» правды войны, усилилось чувственное начало по отношению к событийному, впервые поставлены вопросы о причинах поражений в начале войны, о цене побед, о влиянии культа личности на судьбы людей.

В 60-е годы изображение войны и человека пошло по двум направлениям. Первое – масштабное воссоздание исторического полотна в «панорамных романах-эпопеях» «под Л.Толстого»: «Живые и мёртвые» (трилогия) К.Симонова, «Блокада» А.Чаковского, «Война» И.Стаднюка, «В августе 44-го» В.Богомолова, «Щит и меч» А.Кожевникова. Второе направление – сосредоточение внимания на человеке войны в так называемой «прозе лейтенантов» - писателей 1923-24 годов рождения. В.Быков сказал: «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…». Наивысшее художественное воплощение – в прозе малых жанров: повести Б.Васильева, В.Быкова, рассказ В.Кондратьева «Сашка», документальные повести «У войны не женское лицо» С.Алексиевич и «Блокадная книга» Д.Гранина и О.Адамовича, произведения Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Курочкина. Главная тема этих произведений: как в человеке в нечеловеческих условиях войны сохраняется или рушится человеческое – доброта, гуманность, любовь, неброский героизм. Усилились трагедийность и психологизм. В полный голос зазвучали мотивы предательства и дезертирства, женщин и любви на войне, психологии простого солдата или даже простого человека, втянутого обстоятельствами в войну («Знак беды» В.Быкова). Внимание писателя сконцентрировалось на внутреннем мире человека войны, на мотивах и последствиях нравственного выбора в экстремальных условиях, на описании не батальных сцен, а повседневного быта, военного труда, человеческих отношений.

Важнейшей темой стала тема памяти. Есть попытки и решения вечных тем на военном материале (роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба»). Юмористическую и сатирическую традицию в военной теме продолжили В.Курочкин («На войне как на войне») и В.Войнович («Жизнь и удивительные жизнеописания солдата Ивана Чонкина»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.