Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).




Это роман-эпопея в традиции «Войны и мира» Л.Н.Толстого: частное сливается с общим, жизнь выдуманных персонажей сливается с судьбами реальных исторических лиц и судьбой страны и мира в сложную, переломную эпоху.

Фольклорный образ Тихого Дона – символ народной жизни – входит в плоть романа через эпиграфы (два ко всему роману и один – к 3-й книге). Состав романа – 4 книги и 8 частей. Как и у Толстого, действует принцип композиционной двуплановости: картины мира перемежаются с изображением военных действий.

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,4 млн человек. Во все времена в характере казаков определяющим было особое уважение к свободе, стремление к независимости, сильные и упрямые характеры. Шолохов воспроизводит в романе казацкие обычаи, передаёт диалектные особенности речи, использует этнографические детали. Однако за исторической судьбой казаков проглядывает судьба народа России в целом.

В романе 699 действующих лиц – больше, чем в «Войне и мире». Среди исторических лиц – генералы Л.Корнилов, А.Каледин, П.Краснов, казак Подтёлков. Основные герои вымышлены: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Лестницких, Кошевых и др. Центральное место занимают женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья и др.

Основная проблематика эпопеисостоит в противопоставлении мирного быта донских казаков и бесчеловечности войны. Трагедия русского народа в эпоху разлома и братоубийственной войны показана, главным образом, через судьбу простого казака Григория Мелехова. В качестве прототипа Мелехова называют казака Харлампия Ермакова, а в шатаниях и метаниях героя обнаруживаются автобиографические черты автора романа. Мелехов – единственный в романе персонаж, мысли которого по-толстовски раскрывает автор, давая его внутренние монологи. Он искренен и честен в мыслях и поступках, имеет необъяснимое очарование, хотя, как и герои Толстого, совершает массу ошибок и даже грехов. Шолохов показывает, как война нравственно калечит людей, заставляет их делать то, что в мирных условиях они бы никогда не совершили. У Мелехова есть нравственный стержень, он правдоискатель, ищет справедливость. Несколько раз на протяжении повествования он перемётывается от «белых» к «красным», от «красных» - в банду и обратно, но в этом нет ничего от неразборчивости или приспособленчества. Он постоянно ищет тех, кто добрее, справедливее, а находит во всех лагерях жестокость и непримиримость. Даже такие сильные люди, как Штокман, Чубатый, Подтёлков и др., оказывавшие на Григория мощное влияние, не могли сбить его с пути или по-своему направить. Он всегда мучительно выбирает сам: между старым и новым (уходит из родной станицы), между миром и войной («Моими руками работать надо, а не воевать»), между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье борется с любовью к семье, жене, детям), между красными и белыми, и в этом очарование героя

Один из приёмов психологического анализа в романе (в традиции И.Гончарова, Ф.Достоевского) – сны главного героя. В романе 6 значимых снов Мелехова: о первой схватке с противником на германской войне, где воинский долг борется с человечностью; о пустынной, выжженной степи – подсознательное желание героя вернуться к исконным ценностям; о несбыточном счастье с Аксиньей накануне донского восстания; о бегстве от красных (повторяющийся); о стыде и ужасе опоздания в атаку; о погибших членах своей семьи.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Пожаловаться на материал