Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как






о наиболее высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и человекообразных обезьян.

2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих:

1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы – проявление у людей признаков далеких предков (многососко-вость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг

зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб).

3. Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда;

2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.

4. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян – доказательства их родства, происхождения от общих предков Признаки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) – доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных на правлениях.

3.

Надо исходить из того, что организмы тесно связаны со средой. Так, растения в процессе фотосин теза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Аквариум – искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ, расход кислоро да в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за счет фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воз-дух.


Билет № 11

1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.

Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции.

Сравнить колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных растения одного вида) и выявить у них различия по фенотипу. Объяснить причины этих различий.

1.

1. Деление клеток – основа роста и размножения организмов,

передачи наследственной информации от материнского организма (клетки) к дочернему, что обеспечивает их сходство. Деление клеток образовательной ткани – причина роста корня и побега верхушками.

2. Ядро и расположенные в них хромосомы с генами – носители наследственной информации о признаках клетки и организма. Число, форма и размеры хромосом, набор хромосом – генетический критерий вида. Роль деления клетки в обеспечении постоянства числа, формы и размера хромосом. Наличие в клетках тела дипло-идного (46 у человека), а в половых – гаплоидного (23) набора хромосом. Состав хромосомы – комплекс одной молекулы ДНК с белками.

3. Жизненный цикл клетки:

интерфаза (период подготовки

клетки к делению) и митоз (деление).

1) Интерфаза – хромосомы дес-пирализованы (раскручены). В интерфазе происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ, самоудвоение молекул ДНК и образование в каждой хромосоме двух хро-матид;

2) фазы митоза (профаза, мета-фаза, анафаза, телофаза) – ряд последовательных изменений в клетке: а) спирализация хромосом, растворение ядерной оболочки и ядрышка; б) формирование веретена деления, расположение хромосом в центре клетки, присоединение к ним нитей веретена деления;

в) расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки (они становятся хромосомами);

г) формирование клеточной перегородки, деление цитоплазмы и ее органоидов, образование ядерной оболочки, появление двух клеток из одной с одинаковым набором хромосом (по 46 в материнской и дочерних клетках человека).

4. Значение митоза – образование из материнской двух дочерних клеток с таким же набором хромосом, равномерное распределение между дочерними клетками генетической информации.

2.

1. Антропогенез – длительный исторический процесс становления человека, который происходит под влиянием биологических и социальных факторов. Сходство человека с млекопитающими – доказательство его происхождения от животных.

2. Биологические факторы эволюции человека – наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца – наследственные изменения, которые способствовали прямохождению; 2) изменения передних конечностей – противопоставление большого пальца остальным пальцам – формирование руки. Усложнение строения и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани – основа формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

3. Социальные факторы эволюции – труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Социальные факторы – основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Главный признак трудовой деятельности человека – способность изготавливать орудия труда. Труд – важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека.

4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека. Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и возрастание значения социальных факторов.

5. Стадии эволюции человека:

древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии

эволюции – австралопитеки, черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.

6. Древнейшие люди – питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, – доказательство ее зарождения. Находки примитивных орудий труда – доказательство зачатков трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших людей.

7. Древние люди – неандертальцы, их большее сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня, коллективная охота.

8. Первые современные люди – кроманьонцы, их сходство с современным человеком. Находки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков – свидетельство высокого уровня их развития.

3.

Надо исходить из того, что каждый сорт имеет свой генотип. Значит, один сорт отличается от другого и по фенотипу (длина колоса, число колосков и зерновок в них, окраска, остистость или ее отсутствие). Причины различий по фенотипу: различия в генотипе, в условиях выращивания, вызывающих модификационные изменения.


Билет 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.