Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация ценообразующих факторов, их взаимосвязь и особенности в международном обмене.






В процессе ценообразования учувствуют большое число факторов. Следует использовать модифицированные системы классификации факторов к-ры. Факторы формирования цен подразделяются на 4 гр.:

  1. Средний уровень затрат на единицу продукции

Производство товаров и услуг связано с расходованием ограниченных ресурсов в форме услуг рабочей силы, капитала и земли.

Цена найма рабочей силы зависит от ее качества, рабочего времени, и условий труда. Эта цена включает также взносы в страховые фонды.

Цена эксплуатации капитала определяется тремя факторами: % на вложенный капитал в денежном выражении, норма амортизации, норма страхования имущества.

Цена эксплуатации земли включает ренту и расходы на возмещение ущерба от экс-ии природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых).

Средние затраты на единицу продукции определяются произведением технологических норма расхода на цены ресурсов на цены эксплуатации единиц соответствующих ресурсов.

2. Соотношение спроса и предложения и состав производителей и потребителей продукции

Причиной систематического отклонения цен от среднего уровня является нарушение равновесия спроса и предложения. Превышение предложения над спросом, приводящее к сверхнормативному накоплению запасов, означает, что при данных ценах невозможна реализация всего товара. Обострение конкуренции между продавцами. Победитель тот, у кого ниже затраты на единицу продукции, и кто готов пойти на снижение цен не в ущерб качеству товаров или предложить более качественный товар, не повышая цены.

Амплитуда колебания цен зависит от эластичности спроса и предложения по ценам (см. в. 20, 21, 33).

· Цены на сырье с/х происхождения вызываются сезонными изменениями предложения и спроса, цены повышаются в межсезонье.

· В сырьевых отраслях уровень цен определяется затратами предприятий, находящихся в худших условиях, без участия которых существующий спрос не может быть удовлетворен. Рентный принцип ценообразования.

  1. Воздействия на цены и на условия их формирования со стороны крупных хоз-х субъектов, государств

Основная цель регулирования цен: плавный и предсказуемый характер изменения цен. Не исключив хаотических колебаний цен, невозможно выстраивать стратегию экономического и социального развития, планировать долгосрочные капиталовложения, обеспечить устойчивый экономический рост и социальную стабильность.

Регулирование цен возможно:

· Хозяйствующими субъектами (степенью концентрации производства и капитала в соответствующих отраслях). В отраслях с высокой концентрацией производства и капитала, прежде всего в добывающей промышленности, цены регулируются частными монополиями и олигополиями, а государство выступает в роли ограничителя власти крупных хозяйствующих субъектов, когда их ценовая политика вступает в противоречие с общественными интересами.

· Государством

Существуют прямые (административные) и косвенные (экономические) формы воздействия на цены.

Прямая форма воздействия:

· Хозяйствующими субъектами (право устанавливать цены на принадлежащую им продукцию по своему усмотрению и оставлять их без изменения вопреки меняющейся конъюнктуре.)

· Государством (основываясь на закрепленном законом праве, правительство при определенных условиях может запрещать изменение цен (замораживание цен) или устанавливать определенные правила и пределы единовременного изменения цен хозяйствующими субъектами, занимающими господствующее положение на рынке (замедление повышения цен).

Эффективность прямых мер воздействия на цены ограничена во времени. Когда цены замораживаются, создаются предпосылки для усугубления возникших диспропорций. При этом развиваются альтернативные каналы торговли (серый или черный рынки).

Более эффективны косвенные меры воздействия на цены, направленные на изменение объективных условий формирования цен. Это может быть политика, обеспечивающая изменение спроса или предложения либо затрат на единицу продукции. В отличие от хозяйствующих субъектов, регулирующих соотношение спроса и предложения в основном путем изменения предложения, государство преимущественно занимается воздействием на спрос.

Возможности регулирования цен возрастают у хозяйствующих субъектов, когда увеличивается концентрация и централизация производства и капитала, а у государства — по мере того, как увеличивается размер бюджета в сравнении с ВВП.

  1. Изменение покупательной способности денежной единицы или общего масштаба цен

Повышение общего уровня цен (инфляция) делает нецелесообразными долгосрочные капиталовложения, без которых невозможно обеспечить рост эффективности экономики. Способствует циклическому подъему и одновременно ослабляет его. Т.о. способна к самоликвидации.

Инфляцию усиливает:

  • Политика дешевого кредита
  • Дефицитное финансирование (обеспечиваемое избыточной эмиссией денег) порождает инфляцию.

Дефляция сопровождается понижением рентабельности, т.к. цены на приобретаемые ресурсы оказываются высокими в сравнении с ценами на выпускаемую продукцию. Делает кредит более дорогим. Ожидание дальнейшего понижения цен замедляет развитие спроса на товары длительного пользования. Дефляция усугубляет и продлевает депрессивное состояние экономики. Так было в США в 1930-х годах, в Японии в 1990-е.

Направление изменения общего уровня цен прямо зависит от роста денежно-кредитной массы относительно товарной массы и от скорости обращения денег. Снижение общего уровня цен происходит при отставании в росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег.

Об изменении общего уровня цен судят по динамике цен на продукцию, качественные характеристики которой не изменились за отчетный период. Использование достижений НТП приводят к тому, что цены на товары предшествующих поколений в меньшей степени, чем улучшаются их качественные характеристики.

Выделяется также группа специфических факторов. Оказывают влияние на цены на микроэкономическом уровне при взаимодействии определенных хоз-х субъектов. Это значит, что при данной к-ре и при данном эталоне цены мирового рынка на товар определенного вида цена конкретной сделки может отличаться от цен в других сделках (цены отличаются из-за качества товара, условий отгрузки, базисных условий поставки, сроков поставки, условия платежа). Специфическими факторами объясняется явление множественности цен – существование различий в уровне цен определенного вида в рамках одной к-ры.

Специфические ценообразующие факторы.

Для расчета цены конкретной сделки необходимо учитывать специфические обстоятельства, которые сопровождают данную сделку и которые отличаются от стандартных условий.

К специфическим факторам относятся:

1. Качественные характеристики товара;

2. Условия отгрузки товара (навалом или в упаковке того или иного вида);

3. Базисные условия поставки;

4. Размер отгружаемой партии товара;

5. Сроки поставки и условия платежа;

6. Характер взаимоотношений продавца и покупателя;

7. Тарифно-таможенный режим и система налогообложения.

Отгрузка крупными партиями выгодна поставщику. Она дает ему экономию в расчете на единицу продукции практически по всем статьям расхода. Для покупателя получение товара крупными партиями, как правило, означает увеличение расходов на хранение товаров. Компромисс между интересами продавца и покупателя достигается за счет предоставления скидок с цены товара при поставках крупными партиями.

Более высокие цены назначаются в случае поставок товаров в кредит, или на условиях рассрочки платежей в счет начисляемых процентов. Аналогично, возрастает сумма окончательных платежей за товар, поставленный на условиях долгосрочной аренды.

Особенность специфических факторов состоит, во-первых, в том, что они касаются микроэкономического уровня ценообразования, т.е. уровня отношений конкретных хозяйствующих субъектов. Во-вторых, специфические факторы объясняют явление множественности цен, т.е. существование различных цен в рамках одной конъюнктуры.

Специфические факторы лежат в основе обоснования цен конкретных сделок.

Информация о контрактных ценах считается конфиденциальной. Общедоступной является информация:

· справочные цены – цены мелкооптовых сделок;

· цены предложения - цена товара, по которой продавцы на дан­ном рынке предлагают его к продаже;

· цены торгов и аукционов;

· биржевые цены;

· средние цены – цены, рассчитанные на базе таможенной статистики.

 

Содержание и значение показателя «условия торговли» (terms of trade).

Индекс, выражающий соотношение экспортных и импортных цен. Индекс условий торговли рассчитываетсякак отношение индекса средних экспортных цен к индексу средних импортных цен. Условия торговлиулучшаются, когда экспортные цены растут быстрее, чем импортные. В противоположном случае имеетместо ухудшение условий торговли. На первый взгляд может показаться, что улучшение условий торговлиявляется для страны благоприятным фактором: валютная выручка от данного объема экспорта даетвозможность финансировать покупку большего количества импортных товаров. Однако решающим факторомявляется ценовая эластичность спроса на экспорт и импорт. Например, если спрос на экспорт эластичен поцене, тогда рост цены (что делает экспорт страны менее конкурентоспособным на мировом рынке) приведетк снижению объемов экспорта и сокращению валютных поступлений, что в свою очередь окажетотрицательное влияние на производство и занятость внутри страны. См. также Balance-of-paymentsequilibrium, Devaluation, Revaluation.

Условиями торговли называют количество импортных благ, которое страна получает в обмен на данное количество экспортированных благ своего производства.
Если альтернативные издержки внутреннего выпуска того блага, на котором специализируется страна, становятся выше, чем издержки его покупки на мировом рынке, то специализация уступает место изготовлению изначально более дорогих благ внутри страны.
Внешняя торговля позволяет реализовать экономию на масштабе производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Особенно ярко это видно на примере таких небольших стран, как Швейцария. Выход таких стран с экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции.
Внешняя торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Как мы уже видели, любое ограничение конкуренции на рынке создает условия для его захвата одним поставщиком. Внешняя торговля расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Прежде чем принимать какие-либо протекционистские меры для защиты своих предприятий, любое правительство должно тщательно оценить риск монополизации внутренних рынков.
Внешняя торговля способствует расширению политических связей между странами. Примерами успешного политического сотрудничества экономически тесно связанных между собой стран могут служить Европейское сообщество и другие страны, в частности, Россия.

На деле рыночные условия торговли определяются реальными факторами: условиями спроса и предложения на каждое благо; денежными факторами? курсом обмена валют этих стран. Изменение любого из этих условий приводит к изменению условий торговли в целом.
Показатель (коэффициент) условий торговли? это отношение цен экспорта к ценам импорта.
Состав экспорта и импорта меняется со временем, и именно относительные изменения условий торговли во времени представляют особый практический интерес. Поэтому изменения стоимости экспорта и импорта измеряются индексами соответствующих цен: стоимость корзины экспортных и импортных благ оценивается в процентах от ее стоимости в базовом году.
Коэффициент условий торговли? это индекс. Он исчисляется как отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен, умноженное на 100.

Рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли. И наоборот: падение показателя «условий торговли» (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении благосостояния нации.
Таким образом, изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса на мировом и внутреннем рынках, от изменений в условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров.

Вместе с тем следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить большой выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.
Разумный тариф может улучшить так называемые «условия торговли», которые определяются как отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам. Современные экономисты настойчиво подчеркивают, что «оптимальным тарифом» является такой тариф, который достаточно высок, чтобы улучшить условия торговли, и достаточно низок, чтобы сохранить физический объем импорта и экспорта на уровне, наиболее благоприятствующем стране. Большая часть экономистов полагает, что эти соображения говорят в пользу довольно низких тарифных ставок для большинства стран. И они утверждают, что если все нации будут проводить тарифную политику, основанную на изменении условий торговли, то мировая структура производства и обмена станет в результате менее эффективной. Таким образом, подобная политика, направленная на разорение соседа, ведет к ухудшению положения большинства стран

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.