Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые цены. Сущность и практические критерии отбора и применения цен мировых товарных рынков.






В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществле­ние самими государствами некоторых внешнеторговых операций (например, поставка продукции в счет помощи или в счет по­крытия долговых обязательств) и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо за­купка товаров обусловливается соответствующей продажей то­варов), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др. Иными словами, множественность цен в международной торговле отра­жает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (world prices), под которыми по­нимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, за­ключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах ми­ровой торговли.

К основным характеристикам мировых цен относятся следующие.

1. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвер­тируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).

2. Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое едущее положение на данных товарных рынках.

3. Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).

4. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Базой мировых цен на нефть являются официальные про­дажные цены стран – членов ОПЕК. При этом в качестве ба­зисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB – free on board, «свободно на борту») в соответствии с при­нятыми в мировой торговле Правилами международных ком­мерческих терминов «Инкотермс-2000» (Incoterms) Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Ара­вии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн т нефти).

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров – США и Австралии и импортеров – Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь­зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров – Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта – шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установ­ленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 60% производимого в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста – Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), кото­рая решает вопросы о повышении или понижении цен на юве­лирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиан­тов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарно­го экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу – цены Австралии (Сидней), на кукурузу – США (порты Мексиканского залива), на рис – Та­иланд (Бангкок), на масло сливочное – Новая Зеландия, на ара­хис – Нигерия – Лондон, на соевые бобы – США – Роттер­дам, на бананы – Латинская Америка – порты США, на са­хар – Нью-Йорк, на говядину – Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину – Новая Зеландия, чай – Шри Лан­ка, кофе – Бразилия, табак – США и т.д.

Свою существенную специфику имеет формирование мировых цен на машины и оборудование, поскольку этот сегмент мирово­го рынка обладает значительной динамичностью, структурным, ассортиментным многообразием, здесь постоянно создаются и производятся новые виды продукции и новые модификации продукции, производимой ранее.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как об­щий ориентир при определении цен конкретных внешнеторго­вых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда кон­кретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факто­ров и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на прак­тике существуют противоречия между внутренней и международ­ной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внут­реннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяю­щим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автома­тически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятель­ности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производите­лями данного вида продукции. В частности, во многом опреде­ляющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентатив­ными (представительными) центрами – Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп.

1. Контрактные цены – это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняют­ся на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды:

– твердая фиксированная цена;

– твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки;

– цена с пос­ледующей фиксацией;

– скользящая цена;

– смешанная цена;

– трансфертные цены.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комп­лектующие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип опре­деления цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот спо­соб ценообразования наиболее подходит также для долгосроч­ных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением про­давцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет ба­зовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение при­обретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в пе­риод исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, свя­занных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной це­ной, а другая – скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на оп­ределенный товар в конкретном регионе и при наличии ограни­ченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

Весьма существенную роль в практике ценообразования в меж­дународной торговле играют ценовые скидки, которые представ­ляют собой сознательное и согласованное продавцами и поку­пателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий за­ключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с це­новыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связанные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных ви­дов ценовых скидок и накидок.

Специфическим подвидом контрактных цен в международ­ной торговле являются трансфертные цены, по которым реали­зуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутрен­ний рынок и цены устанав­ливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, на­правленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложе­ния в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

2. Справочные цены– цены продавца, публикуемые в специ­ализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компь­ютерной информации. Существенное значение здесь имеют спе­циальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг.

3. Биржевые цены (биржевые котировки) – цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондонскую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

4. Цены аукционов – цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен – он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

5. Статистические цены или цены статистики внешней торговли – усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характеристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществляется усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле.

Таким образом, в мировой торговле начала XXI века действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных ценообразующих факторов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.